«Соник в кино»: пресное семейное кино про главного маскота Sega
Фильм, который промахнулся
Соник появился на свет около 30 лет назад. Все, кто застал 16-битную эру игровых консолей, конечно, его прекрасно помнят — еж синего цвета был одним из самых ярких символов набирающей обороты видеоигровой индустрии. Но в отличие от своего, пожалуй, главного соперника, итальянского водопроводчика Марио от Nintendo, Соника ждала далеко не безоблачная жизнь. В начале нового тысячелетия Sega вышла из консольной гонки, а ежик из маскота одной из самых заметных игровых компаний переквалифицировался в просто еще одного игрового персонажа, пусть и с богатым прошлым. И в этом амплуа он немного затерялся: игры с его участием с годами не становились лучше (скорее, наоборот). Сейчас для многих молодых поклонников видеоигр Соник и его былые приключения — в лучшем случае как музыка Фрэнка Синатры или фильмы Альфреда Хичкока сегодня: что-то, возможно даже, важное (о чем они даже могли слышать), но из далекого прошлого.
Несколько лет назад Sega и другие японские компании начали активно работать с новой аудиторией, планомерно знакомя ее со своими главными видеоигровыми достижениями прошлых лет. Фундаментом этой стратегии стал перевыпуск консолей в мини-формате от Sony, Nintendo и Sega. Но Sega пошла еще дальше — и захотела вывести своего самого популярного персонажа Соника на большой кинотеатральный экран. Компания готовила вольную экранизацию видеоигры довольно долго (с 2013 года) и в итоге обставила ее с размахом: фильм достался одной из самых могучих голливудских студий Paramount, в главных ролях — звезды мирового кино Джеймс Марсден и Джим Керри, бюджет — внушительные $100 млн. Расчет был сознательно сделан на семейную аудиторию. Смущал лишь выбор режиссера картины — на счету малоопытного Джеффа Фаулера был всего один фильм (и то 15 лет назад) и пара сценариев. Но верилось, что пронесет — в студийном кино не всегда постановщики определяют качество картины.
Не пронесло. Проблемы у «Соника в кино», правда, начались задолго до проката, когда в Сети появился первый трейлер картины. Фанаты синего ежа остались сильно недовольны внешностью героя, подняли большой шум в соцсетях, который тут же подхватили СМИ, и буквально заставили Paramount и Sega раскошелиться и потратить дополнительное время на перерисовку Соника. Из-за этого даже пришлось на несколько месяцев отложить релиз фильма, ведь расстраивать радикальных фанатов голливудские боссы сейчас боятся как огня (см. ситуацию с девятым эпизодом «Звездных войн»).
Но оказалось, что внешность Соника — меньшая из бед этого (простите за клише, но тут они к месту) пресного, поверхностного и довольно глуповатого семейного фильма. Который вдобавок имеет мало общего с видеоигрой, мультфильмами и комиксами, посвященными приключениям героя. Впрочем, тут можно сильно не ругаться, все-таки главная цель фильма — познакомить с персонажем новую, в основном подрастающую аудиторию, которой нет никакого дела до лора и прошлых успехов синего ежа. Поэтому создатели картины придумали для фильма свою историю, но с участием двух самых важных персонажей оригинальной видеоигры — собственно, Соником и импозантным доктором Роботником.
Внешность Соника — меньшая из бед этого (простите за клише, но тут они к месту) пресного, поверхностного и довольно глуповатого семейного фильма
В фильме Соник — инопланетный еж, который обладает уникальными способностями: ультразвуковой скоростью и неведомой энергией, превращающей его в мощнейший источник ЭМИ. Благодаря волшебным золотым кольцам, позволяющим перемещаться между планетами, он в детстве оказывается на Земле, в небольшом американском городке Грин Хиллс, где примерно 10 лет ведет довольно скрытный образ жизни. Соник боится, что если его случайно обнаружат, последствия будут непредсказуемыми — как для него, так и для планеты. Проблема лишь в том, что постоянно скрываясь от людей, Соник чувствует себя одиноким — ему не хватает друзей и общения. Не делает его сиротливую жизнь светлее даже слежка за местным обаятельным шерифом по прозвищу «мистер Пончик» (Джеймс Марсден) — Соник так его называет, потому что тот постоянно разговаривает с пончиками.
Однажды Соник во время ночного бейсбольного поединка с самим собой перестает контролировать себя и выпускает мощный заряд энергии, который обесточивает весь город. Разумеется, на происшествие обращают внимание американские власти: они посылают в Грин Хиллс эксцентричного доктора Роботника (Джим Керри) — немного чокнутого ученого с радикальными взглядами на науку и методы работы, но с самым большим IQ в мире. Его приезд приводит к еще нескольким комичным и неожиданным ситуациям, которые в итоге выливаются в погоню Роботника за Соником через всю Калифорнию — в Сан-Франциско, где неведомым образом оказываются волшебные золотые кольца.
Самый жесткий приговор для семейного кино — это тишина в зале, переполненном детьми. За весь премьерный показ молодая аудитория, которая была в подавляющем большинстве в кинотеатре, засмеялась всего пару раз. Те же, кто постарше, и кто в курсе, кто такой Соник, на финальных титрах лишь разводили руками. «Соник в кино» — это довольно редкий пример фильма, который застрял ровно между двух огней. Для детей здесь совсем мало сказки, запоминающихся обаятельных персонажей и простого (в хорошем смысле) юмора. Для взрослых, особенно фанатов Соника, — собственно, самого Соника, мощного экшена или реверансов в сторону видеоигр. Для первых это слишком взрослое и не очень смешное кино, для вторых — слишком детское и поверхностное. И в отличие от действительно крутых фильмов для всей семьи, «Соник» не то что не работает на разных смысловых пластах и для разных аудиторий. Он их как будто избегает — на той самой ультразвуковой скорости, данной ему с рождения.
«Соника в кино» буквально не за что похвалить. Здесь нет разрывных гэгов или экшен-сцен, персонажи настолько одномерные и архетипичные, что их легко можно описать парой слов: инопланетный еж, справедливый коп, безумный ученый, — и все станет понятно. Простоватый сюжет с элементами роуд-муви кого-то взбесит, кому-то, возможно, даже понравится, но скорее всего не вызовет вообще никакой эмпатии — тут есть пара неожиданных сцен, но они сделаны без искры и задора, которого ждешь от большого голливудского кино для всех возрастов. Все способности Соника в итоге сводятся к незапоминающимся шуткам, а приключения — к довольно тривиальному финалу, который можно предугадать на открывающих титрах. Раздражает даже как всегда пластичный Джим Керри, который тут кривляется примерно так же, как в своих культовых картинах — от «Эйса Вентуры» и «Тупого и еще тупее» до «Маски». Единственная уникальная черта Роботника, которую добавляет к образу Керри, — это уничижительное и высокомерное отношение ко всем без исключения персонажам вокруг. Но учитывая биографию ученого, вряд ли это можно назвать актерской находкой. Плюс мы что-то подобное видели в исполнении артиста миллион раз прежде — и как-то удивить или поразить местный Роботник может, предположу, только самых преданных фанатов американского актера.
«Соник в кино» — пример, еще раз простите за клише, дорогого, но абсолютно безыдейного фильма. В котором есть, кажется, все: спецэффекты, узнаваемая лицензия, уникальный герой в центре картины, большие голливудские студии и поддержка большой студии. Но нет главного: четких авторских идей, чтобы этот механизм заработал на полную катушку. А без этого, увы, «Соник в кино» — просто еще одна средняя семейная картина с набившей оскоминой моралью, что дружба побеждает все.