Спасаем природу от гадких людишек: почему стоит сыграть в «Остров духов»
Рассказываем про крутую настольную игру, в которой надо защитить цветущий остров от загрязняющих окружающую среду колонистов
Летом 2022 года издательство Hobby World выпустило «Гиблый край» — локализованную версию большого дополнения к настольной игре «Остров духов». И по количеству контента расширение может легко поспорить с базовой игрой. В честь релиза рассказываем, почему стоит обратить внимание и на саму игру, и на ее дополнения.
«Остров духов» интригует уже одной своей темой. Большинство игр предлагают встать на сторону людей: колонизировать планеты («Покорение Марса»), развивать индустриальные империи («Браас»), сражаться с чудовищами («Ужас Аркхэма», «Немезида») или отправиться в эпическое приключение в невиданные земли («Gloomhaven. Мрачная Гавань»). Однако в игре Эрика Ройса предлагается совсем другое: стать защитником девственной природы и уничтожать людей, которые приехали на прекрасный остров и своим присутствием решили превратить его в помойку.
Игрокам достается роль волшебных духов, олицетворяющих различные природные силы — огонь, воду, молнии и так далее. Правда, обычные названия показались Ройсу скучными, поэтому играть предстоит за «Играющую под солнцем реку», «Голодную хватку океана», «Росток буйной зелени», «Властителя снов и кошмаров» и так далее. В «Остров духов» теоретически можно играть и одному, управляя парой духов, но лучше всего настолка раскрывается в партиях на двух-трех человек. При желании можно расширить количество участников до четырех (а с дополнениями даже до шести), но тогда игра может заметно затянуться.
В начале партии каждый игрок выбирает себе духа — каждый отличается уровнем сложности и уникальными способностями. «Стремительный удар молнии», например, способен действовать быстро и агрессивно, а у «Дрожащей подобной пламени тени» меньше ограничений по дальности атак. Одни духи наносят людям частые, но не слишком значительные удары, а другие долго копят силы, однако потом обрушивают всю свою мощь и сметают с лица Земли целые города.
После подготовки поля и выбора уровня сложности начинается партия. Игроки раскрывают случайную карту захватчиков и узнают, на какие территории наступают люди. Затем наступает фаза духов: они прокачивают свои силы, копят энергию и разыгрывают карты быстрых способностей. В фазе захватчиков люди наносят урон регионам, разоряют земли, строят поселения и города, после чего в дело вступают медленные способности духов. Потом начинается фаза обновления, колонисты атакуют новые территории, и так по кругу.
Задача игроков — следить за планами наступления людей и рассчитывать, как использовать свои навыки наиболее эффективно. Тут «Остров духов» очаровывает тем, как красиво сочетается тема игры и игровой процесс: каждая карта не только влияет на геймплей, но и логично объясняет, как именно. Гейзеры уничтожают небольшие отряды людей, хотя не могут повлиять на города. Засуха истощает поселения, горящий лес и жуткие видения внушают людям страх, а красивые пейзажи очаровывают колонистов и заставляют их двигаться на нужные вам территории.
Многие духи сильны сами по себе, но им все же желательно действовать сообща: способности отлично дополняют друг друга. Например, один игрок может заманить людей на нужные земли, а другой нанесет им мощный удар. Другой вариант — попробовать распределить обязанности: кто-то уничтожает колонистов-исследователей, а кто-то крушит их поселения.
Помогать в борьбе с надоедливыми захватчиками игрокам будут даханы — местные племена, которые тоже не рады непрошенным гостям. Они, в отличие от колонистов, живут в мире с силами природы и готовы сражаться за свой остров. Само по себе коренное население не представляет серьезной угрозы и чаще выступает защитником земель. Однако вместе с духами даханы могут стать и серьезной наступательной силой, а значит, и еще одним инструментом для достижения победы.
Еще одна важная механика «Острова духов» — страх. В начале партии захватчики совершенно не боятся новой земли и даже не подозревают, что она под защитой духов. Но действия сил острова повышают уровень стресса, расширяют возможности игроков и упрощают условия победы. Подозрения колонистов перерастают в легкий ужас, а тот — в панику перед необъяснимыми силами природы. Чем больше поселений и городов уничтожают духи, тем выше шансы, что люди запаникуют и проиграют, решив покинуть земли.
«Остров духов» — одна из тех редких игр, где геймплей и тема сочетаются идеально. Многие настолки грешат тем, что либо слишком абстрактны, либо делают упор на историю, на фоне которой игровой процесс ощущается несколько рудиментарным. В игре Ройса внимание игроков целиком сосредоточено на геймплейных ситуациях, однако все они легко превращаются в небольшие истории. В этом раунде даханы принесли себя в жертву и задержали захватчиков, чтобы доблестно погибнуть с ними в гигантских волнах цунами. Охваченные ужасом колонисты хотели переночевать и двигаться дольше, но духи наслали на них кошмары, из-за чего люди разругались еще сильнее. А когда с распрями было покончено, было уже поздно — духи накопили силы и начали великий пожар.
Хорошие партии в «Остров» часто напоминают боевики с классической трехактной структурой. Сначала духи сравнительно успешно противостоят захватчикам, отбиваясь от наступающих отрядов. Во второй фазе дела резко ухудшаются: на острове появляется все больше поселений и городов, скверна расползается, а исследователи наступают со всех сторон. Игроки вынуждены балансировать между атакой, защитой, развитием способностей, но чем дальше — тем меньше, кажется, шансов на победу. Когда кажется, что все потеряно, герои находят в себе силы и обрушивают на людей мощнейшие силы природы.
Дизайн «Острова» — еще одна сильная сторона игры. На небольшом поле ютятся многочисленные миниатюрки, причем их легко идентифицировать — при одном взгляде сразу понятно, что происходит. Еще одно интересное дизайнерское решение — материалы компонентов. Все «хорошее» сделано из бумаги и дерева: поле, карты, планшеты духов и фишки коренных народов. А у колонистов все из «грязного» пластика: жетоны скверны, миниатюрки людей, поселений и городов.
Что касается реиграбельности (больная тема многих настолок), то «Остров духов» получился очень гибким. Только в базовой версии есть сразу 10 уровней сложности, четыре отдельных сценария и три вида наций захватчиков, которые меняют стандартные правила. Все эти модули необязательно применять, но можно комбинировать: каждый из них меняет стартовые условия и игровой процесс. Учитывая количество духов, вариантов поля, наций, сценариев и карт состояния острова, комбинаций — огромное количество.
Игра заслуживает отдельной похвалы за актуальную экологическую тему. Одна партия в «Остров» нагляднее десятков графиков с изменениями температур. Глядя, как быстро колонисты заселяют остров и уничтожают природу, становится не по себе. При этом творение Ройса не навязывает какое-то чувство вины за принадлежность к человеческому роду: скорее мягко напоминает, в каком хрупком мире мы живем.
Тем, кому особенно понравится игра, советуем обратить внимание на дополнения. «Ветви и когти» добавляет в игру двух новых духов (быстро восстанавливающийся «Хранитель запретных чащ» и управляющий животными «Острые клыки в листве»), 60 карт способностей, нового противника (Францию), четыре сценария, а также 26 карт событий, которые вносят в игру элемент случайности. Они отражают различные непредсказуемые ситуации, причем иногда у игроков даже есть возможность принять решение и изменить ход событий. Вызвать дождь или устроить засуху? Проклясть приехавших на остров миссионеров, которые общаются с даханами, или не вмешиваться? А часть событий по-разному влияет на еще чистый остров и уже испорченный скверной.
Еще одно нововведение расширения — жетоны животных, болезней, зарослей и раздоров, которые охватывают поселенцев. Игра становится более тематической и геймплейно глубокой: по джунглям носятся смертельные хищники, атакующие одиноких колонистов, на города насылаются эпидемии, а огромные непроходимые чащи задерживают продвижение людей и строительство новых населенных пунктов.
«Гиблый край», который вышел в России этим летом, еще больше. Это огромное расширение, которое добавляет в игру сразу 10 новых духов (включая парочку прямо очень хитрых и сложных в освоении сущностей), два дополнительных модульных поля острова (больше вариантов развития событий!), двух новых противников (Русское царство и Габсбургскую монархию), три сценария (в одном из них воры собирают информацию об острове и пытаются сбежать), а также больше 50 карт способностей.
Еще «Гиблый край» добавляет в игру пустоши — бесплодные земли, где колонистам тяжелее развиваться, но и даханам выживать сложнее. Новые способности позволяют изолировать регион, блокируя распространение захватчиков. Появились карты развития для старых духов: они немного меняют их старые способности и геймплейные акценты. И это лишь часть изменений: количество комбинаций, которые появляются в игре с этим DLC, превышает все разумные пределы.
Что касается слабых сторон, то у «Острова духов» есть проблемы с дизайном карт. Он получился очень разный: что в базовой игре, что в дополнениях. На некоторые арты приятно смотреть, а другие будто по-быстрому набросали в Paint незадолго до сдачи игры в печать. Ничего критичного, но избалованных фанатов коллекционных карточных игр игра может иногда подбешивать непостоянством.
Несмотря на гибкую настройку сложности, даже на минимальном уровне «Остров» может отпугнуть тех, кому не нравятся трудности. Первые две партии мне вообще не понравились: колонисты быстро захватывали остров, а мы пытались разобраться, как их можно остановить выбранными духами. Со временем игра становится понятнее, но не проще: на духов всегда сваливаются новые проблемы, и расслабленно поиграть тут не получится — думать надо много.
Еще у игры много нюансов, за которыми непросто следить. Например, часть способностей духов разыгрываются до фазы колонистов, а другая — после. Открытые карты страха, которые мешают колонистам, начинают действовать не сразу, а только перед действиями людей. Свойства духов, которые влияют на регионы, могут быть самыми разными, но для обозначения временных эффектов есть только один двухсторонний жетон с не самыми понятными иконками. Все это приводит к тому, что запомнить тонкости непросто и к десятой партии: даже правила игры советуют прибегать к дополнительным хитростям, чтобы ничего не забыть.
«Остров духов» — одно из самых тематических, геймплейно глубоких, красивых и не надоедающих кооперативных приключений. Она может легко отпугнуть фанатов простых, не слишком хитрых настолок, но любителей более серьезных, вдумчивых игр способна увлечь на десятки часов. Дополнения, которые часто вырезают из базовой версии и продают отдельно, тут язык не повернется назвать скудными — в них очень много контента.
Еще раз подчеркнем, что это достаточно сложная игра, где надо много думать: если боитесь сложностей, то почитайте про другие классные настолки здесь и здесь. А если трудности вас не пугают, то обратите внимание на другие хардкорные игры — «Немезиду» и «Ужасы Аркхэма».
Ещё на PLAYER ONE:
- Ужас дома, в городе и во всем мире: как выбрать настольную игру по Лавкрафту
- Лучшие настольные игры из России
- Разборки в лесу и ужасы космоса: лучшие настольные игры для большой компании
- Эпичные дуэли и уютные головоломки: лучшие настольные игры для двоих
- Dead Space и «Чужие» в коробке: почему стоит сыграть в «Немезиду»