Оглавление

Спасибо, Epic Games: как менялся Steam после запуска EGS

Игры для взрослых, снижение комиссии, экспериментальные функции и новые партнерства

В декабре 2018-го Epic Games запустила собственный магазин — EGS (Epic Games Store). Компания объявила, что хочет облегчить жизнь разработчикам и установила меньшую комиссию: создателям игр предложили отдавать лишь 12% прибыли вместо 30%, как в Steam. Примерно в это же время сервис Valve потерял нескольких издателей, а глава студии Gearbox Рэнди Питчфорд одним из первых заявил, что монополии Гейба Ньюэлла пришел конец. Steam в ответ на действия Epic Games начал стремительно меняться и обрастать новыми функциями, а 24 марта 2020-го у магазина появился первый эксклюзив, который заставил многих игроков всерьез задуматься о покупке VR-шлема. Рассказываем, как конкуренция сделала магазин Valve лучше.

Свобода, эротика и снижение доли от прибыли



Незадолго до запуска магазина конкурентов Valve снизила свою долю при распределении выручки с продаж. Раньше компания всегда получала 30%, но с декабря 2018-го все стало зависеть от дохода продукта. Если игра зарабатывает больше $10 млн в Steam, то в дальнейшем магазин будет получать 25%, а 75% достанутся разработчикам. Если же прибыль превысит $50 млн, магазин получит 20%, а авторы — 80%.

Кроме того, компания сняла многие ограничения на размещение контента. В первую очередь это коснулось игр для взрослых, которые раньше в магазин не пускали. Чтобы оградить аудиторию от нежелательной продукции, в Steam появились фильтры «для взрослых» и «только для взрослых». Первый скрывает проекты с эротикой, второй — только откровенное порно.



Идея выглядит особенно смелой на фоне того, как остальные компании сражались с эротикой в последние годы. Та же Epic Games пригрозила, что на платформе не будет контента для взрослых. Однако аудитория Steam положительно оценила новый подход Valve. Сегодня порноигры регулярно попадают в топы магазина и пользуются спросом у покупателей. Сейчас на площадку можно выйти с любым проектом, за исключением совсем уж странных, вроде симулятора насильника.

Однако одними играми для взрослых дело не ограничилось. Пока EGS обещала тщательную модерацию, в Steam выходили самые безумные и креативные проекты. Там можно найти симулятор коллектора, соблазнить Сталина, устроить митинг или попытаться выжить в холодном и депрессивном Новосибирске. И пускай качество таких игр зачастую сомнительно, только Valve предлагает подобную свободу.

Потеря издателей и борьба с ревью-бомбингом



После запуска магазина Epic Games представила линейку громких, хоть и временных эксклюзивов. Компании удалось заполучить Metro Exodus, Control, Ashen, Hades, Borderlands 3, The Outer Worlds, Detroit: Become Human, Heavy Rain и Beyond Two Souls.

Примерно в это же время из Steam ушли сразу три крупных издателя — Ubisoft, Activision и Bethesda. The Division 2 появилась в EGS, Fallout 76 — в лаунчере Bethesda, а новые Call of Duty перебрались в Battle.net. Порой студии в последний момент отказывались от релиза на площадке Valve и уходили к конкурентам. Игроки не оценили такие маневры. Чтобы заставить разработчиков и издателей одуматься, они начали рушить рейтинги на продукты компаний в Steam. С одной стороны, такой подход работал — авторы реагировали на негодование фанатов. С другой — это вредило и Valve, и другим студиям.



В марте 2019-го после массовых ревью-бомбингов в Steam были улучшены пользовательские обзоры: в магазине перестали учитываться рецензии не по теме. В случае очередного всплеска негодования, их просто исключали из общего рейтинга.

Обновленные чаты и лаборатория Steam



Во втором квартале 2019-го создатели магазина перешли к пошаговому обновлению сервиса. Сначала авторы выпустили новое мобильное приложение для чата Steam, куда портировали главные функции ПК-версии. Среди них — список друзей, ссылки-приглашения, настраиваемые уведомления и групповые чаты.

В июле Valve представила новую инициативу — лаборатории Steam. Это общее название для идей, которые нравятся компании, но она в них не до конца уверена. Любой желающий может оценить новый функционал, а потом отправить отзыв. За время существования лабораторий, в магазине появились умный советник и продвинутый поиск (о них подробнее ниже). Сейчас компания тестирует еще шесть функций.

Возвращение издателей и работа со студиями



Осенью 2019-го Valve успешно провела три важные сделки. Сначала на платформе появилась Destiny 2 от Bungie, которая ушла от Activision. А чуть позже Electronic Arts и Valve заключили партнерское соглашение, благодаря чему игры американского издателя и подписка EA Access стали доступны пользователям сервиса.



Чуть позднее Valve договорилась с Microsoft о выпуске игр в Steam и продвижении региональных цен — за Gears 5 в России просили всего 1000 рублей, за Ori and the Will of the Wisps — 515 рублей. Компании также удалось убедить Bethesda вернуться в Steam. Издатель, например, выпустил в магазине Fallout 76 Wastelanders, которая ранее была доступна только на площадке Bethesda.

Обновленная библиотека, борьба с расизмом и новый поиск



Еще одним шагом стало полное обновление платформы и расширение ее возможностей. В октябре 2019-го Valve запустила бета-тест Remote Play Together. Функция позволяет приглашать пользователей Steam в игру с локальным мультиплеером, кооперативом или общим/разделенным экраном. При этом сама игра должна быть куплена и установлена только на основном компьютере — другим пользователям тратить деньги не надо.

Позже до релиза дошла переделанная библиотека Steam. Valve полностью поменяла дизайн, добавив на основную страницу быстрый доступ к новостям, обновлениям, действиям друзей и коллекциям. Домашняя страница библиотеки стала показывать, что недавно запускали друзья, а в списке игр появилась информация о том, во что они играют прямо сейчас.

Под конец 2019 года Valve напомнила, что дает пользователям свободу в публикации контента, но в пределах разумного. Сначала компания удалила из Steam около тысячи игр-клонов, которые были сделаны с целью легкого заработка, а потом забанила несколько десятков нацистов.

В феврале 2020-го Valve усовершенствовала систему поиска. Можно искать, например, игры стоимостью не выше максимальной желаемой или потребовать показать в результатах только продукты со скидками. Запрос можно сузить, отметив нужные теги (рядом с ними теперь показано точное количество результатов) или, наоборот, вычеркнув ненужные: скажем, если хочешь получить список хорроров, но не хочешь видеть в нем хорроры про зомби.

Интерактивный советник и первый эксклюзив



В марте 2020-го в Steam запустили интерактивного советника, который использует нейросети и учится на истории игр всех пользователей. Система не учитывает метки и обзоры — вместо этого она наблюдает за тем, что конкретно запускают люди.

Пользователям начали советовать только те игры, которые нравятся другим людям с похожими привычками. В результате в рекомендации стала попадать большая часть каталога Steam, а не только самые популярные проекты.



В конце марта в Steam вышел первый серьезный эксклюзив за последние 7 лет — Half-Life: Alyx для VR-устройств. После 13 лет молчания Valve позволила фанатам вернуться в любимую вселенную. Alyx сразу поставила рекорд серии по количеству пользователей онлайн, а критики высоко оценили работу авторов. Мы тоже не остались в стороне: вот здесь можно прочитать впечатления от первой половины игры, а тут ознакомиться с финальным вердиктом.

На днях в сети заметили новый патент Valve. Компания зарегистрировала новую версию Steam Controller со сменными кнопками, хотя в конце прошлого года вроде бы признала идею неудачной и закрыла производство оригинальных геймпадов. Возможно, у Valve действительно открылось новое дыхание. Все-таки Steam почти каждую неделю теперь бьет рекорд по онлайну.

«Борьба игровых магазинов выгодна всем. Она делает нас более честными, но в краткосрочной перспективе случаются неприятности»

Гейб Ньюэлл — о конкуренции с EGS


Steam нельзя назвать идеальным магазином. Инди-разработчики регулярно жалуются, как сложно выбиться в топ рекомендаций, минуя сотни некачественных игр. Но Valve постоянно меняется и не боится экспериментов. Новые возможности в сервисе появляются заметно чаще, чем у конкурентов. Однако борьба между Steam и EGS только началась. С недавних пор Epic Games издает игры. Теперь твой ход, Valve.

Читайте также:


Обсудить