Оглавление

Спортивные симуляторы в киберспорте: что это за игры?

И можно ли здесь построить профессиональную карьеру?



Сегодня спортивные игры — одни из самых распространенных видов развлечений у зумеров. Их популярность настолько велика, что президенты футбольных клубов предлагают уменьшить длительность матчей, так как «молодое поколение скорее сыграет несколько партий в FIFA, чем будет неподвижно сидеть перед телевизором на протяжении двух часов».

Правда, спортивные симуляторы пользовались спросом и раньше. В 1958 году американский физик Уильям Хигинботем сделал игру Tennis for Two, чтобы развлечь толпу зевак на дне открытых дверей в Брукхейвенской национальной лаборатории. Поиграть вдвоем в теннис можно было на аналоговой вычислительной машине (АВМ) с осциллографом. И хотя наработки ученого не стали хитом за пределами лаборатории, внутри нее Tennis for Two была крайне популярна. Так появился первый многопользовательский спортивный симулятор.

В 80-е наступил расцвет аркадных игр. Примерно в то же время на автоматах возникла Track and Field с многочисленными видами дисциплин легкой атлетики. Вдобавок в США появились симуляторы любимых видов спорта: хоккея (Fighting Ice Hockey), американского футбола (10-Yard Fight) и футбола (Exciting Soccer), где впервые был применен вид сверху.



В 90-ых спортивные симуляторы развивались по двум направлениям. Первые следовали успеху NBA Jam, которая предлагала концепт «преувеличенного реализма». Здесь игрок управлял всего двумя баскетболистами, зато они могли прыгать выше собственного тела, отталкивать соперника локтями и нарушать законы физики. Почти никаких фолов и попыток следовать всем правилам баскетбола, зато море веселья и возможность сразиться против легенд или даже сыграть в костюме бывшего президента США Билла Клинтона.

Вторые ратовали за максимальное приближение к настоящему спорту. В 1991 году американская Electronic Arts открыла подразделение EA Sports. За 20 лет оно захватило рынок спортивных симуляторов, а Forbes поставило его на восьмое место в списке самых влиятельных спортивных брендов.

Неудивительно, что игровая компания из США начала свой успех с американского футбола, а именно с симулятора John Madden Football, который сейчас известен как Madden NFL. Игра привнесла множество нововведений и дополнительных настроек. В ней игроки стали уставать, получать травмы и фолить. Спустя 30 лет Madden NFL превратилась в полноценную киберспортивную дисциплину со своими звездами и чемпионатами.



Все в том же 1991 году EA выпустила NHL Hockey — в ней была лицензия на использование клубов из НХЛ и передовая графика. За 30 лет у NHL от EA не осталось конкурентов. Сегодня это единственный хоккейный симулятор, по которому проводятся турниры.

В конце 1993-го вышла FIFA International Soccer. На тот момент в мире были десятки разных футбольных симуляторов, но именно эта игра стала самой продаваемой в Великобритании. Почему? Игра предлагала максимальный уровень погружения, что отражалось в самой картинке, анимации футболистов и характеристиках спортсменов, которые напрямую влияли на их выступление в матче. Как и в случае с NHL, у серии FIFA сейчас нет конкурентов. Франшиза Pro Evolution Soccer от Konami в последние годы заметно деградировала. Серию не спас даже геймплей, который долгое время считался эталонным. Последняя часть под названием eFootball получила невероятно низкие оценки от пользователей из-за плохой графики, сетевого кода и множества других недочетов.

В мире спортивных симуляторов есть не только адаптации классических видов спорта. В 2015 году компания Psyonix выпустила игру Rocket League, где попыталась скрестить футбол и машины. И им это удалось: быстрые зрелищные матчи, где есть место тактике, мастерству и красивому исполнению. За два года в игре зарегистрировалось более 30 миллионов игроков, а в год премьеры Rocket League стала победителем в номинации «Лучшая спортивная игра» на выставке Е3.



Конечно, известность спортивного симулятора в той или иной стране зависит от популярности самого вида спорта. Так, в США безумно популярен Madden NFL и Rocket League, в то время как в России и Канаде предпочитают NHL и FIFA.

Так что и киберспортивная сцена развивается с сильными региональными акцентами, что не отменяет достойных призовых и полноценных международных турниров. Так, например, на Чемпионате России по NHL разыграли призовой фонд в 180 тысяч рублей, а на чемпионате мира в США и Европе размер общего денежного приза составил 100 тысяч долларов. В обоих случаях попасть на турнир можно было через открытые отборочные.

В FIFA все куда интереснее. Мало того, что сам сезон длится дольше, так еще и количество самих соревнований заметно превышает NHL. С переходом на новые технологии в FIFA 22 проводятся турниры не только в одиночном зачете, но и в парном. Разработчики опубликовали подробное расписание всех ключевых активностей до июля 2022 года. Где-то между ними состоится Кубок России по интерактивному футболу от РФС и ФКС, на котором не первый год выступают местные звезды.

Отдельной кастой стоит Rocket League. Разработчики проводят собственные турниры Championship Series, где призовой фонд достигает полумиллиона долларов. Среди последних победителей нет представителей из России, хотя не первый год там выступает русский англичанин Закария TriToN Гавриленко. Он представляет команду Wolves Esports, которая в свою очередь принадлежит футбольному клубу «Вулверхэмптон Уондерерс» из Английской Премьер-лиги. Так что, кто знает, вдруг он станет первым чемпионом из России — а может, вы?

Обсудить