Оглавление

S.T.A.L.K.E.R. без аномалий, но с ковбоями — чем интересна Blood West

Инди immersive sim про Дикий Запад, зомби и клептоманию

Если вы хоть немного интересуетесь мультиплеерными шутерами, то, возможно, слышали что-то про Hunt: Showdown. В игре от Crytek, создателей Crysis, рассказывается история об авантюристах в сеттинге тёмного Дикого Запада, которые охотятся на потустороннюю нечисть в болотах Луизианы. Основная суть — зайти на локацию, быстрее остальных добыть с чудищ хабар, вынести его с карты и на вырученные деньги купить снаряжение получше.



Несмотря на успехи и постоянную поддержку контентом, многих поклонников Hunt: Showdown расстраивает по одной простой причине — это мультиплеерная игра. А как хотелось бы увидеть такой сеттинг и геймплей в одиночной! Красться посреди толп монстров, стараться не шуметь чтобы не привлекать нечисть, охотиться на чудищ, выживать, устраивать перестрелки на револьверах в духе фильмов с Клинтом Иствудом и, конечно же, выносить мешками сокровища из брошенных сёл и заполненных мертвечиной городов. В общем, если когда-либо подобная грусть одолевала ваше геймерское сердце, спешим обрадовать — такая игра есть. И имя ей — Blood West.

Неспроста обзор игры начинается со слов о совсем другом шутере. Потому что Blood West нельзя описать точнее, чем «Hunt: Showdown без мультиплеера». Особенно это сильно ощущается после выхода второй главы, которая как раз разворачивается на болотах на манер Луизианы: с опасными водами, камышами для скрытности, деревянными форпостами и ожившими мертвецами с ржавым оружием. Но обо всём по порядку.



Blood West — шутер с элементами immersive sim или симулятора выживания. То есть, хоть в основе геймплея стрельба и бои с применением холодного оружия, они занимают в лучшем случае половину или две трети процесса. Пока что игра в Раннем доступе и не доделана до конца: встречаются редкие баги, а еще не хватает финальной третьей главы. Но при этом даже имеющегося контента хватает на более чем десяток (а то и два) часов в открытом мире, который сочетает в себе идеи как Hunt: Showdown, так и Resident Evil 4, игр Arkane и даже S.T.A.L.K.E.R.

Золото, но не ацтеков



Завязка у игры очень простая. На Диком Западе очередная золотая лихорадка, и люди добрались до проклятых сокровищ. Жадность довела до того, что они навлекли на себя многочисленные проклятья, и немалая часть городов и сёл превратилась в ад. Трупы оживают, люди превращаются в мутантов. По дорогам бродят призраки и культисты, по лесам бегают самые настоящие вендиго, а глубоко под землёй таится невообразимое зло. Делать с этим никто ничего не хочет: власти куда-то подевались, местные герои не способны в одиночку изменить ситуацию, а менее честный народ просто пытается нажиться на бесхозном добре, оставшемся после погибших или сбежавших поселенцев.

И тут в игру вступаете вы — ещё один оживший мертвец. Вас из могилы поднимают древние духи с неясной целью. Память у вас потеряна, но не боевые навыки: скрытность, стрельба, ближний бой, первая помощь. В общем, в вашем полусгнившем черепе оставили лишь знания, нужные для борьбы со злом. Правда, зачем древним духам его побеждать и почему для этого они поднимают мертвецов из могил — непонятно. В любом случае выбор у вас небольшой — или спасти всех, или дальше гнить в сырой земле.



По своей структуре Blood West — это полуоткрытый мир. В каждой главе вас запирают в большой локации с россыпью точек интереса, которую вы вольны изучать в произвольном порядке. В этом плане игра очень близка к геймдизайну S.T.A.L.K.E.R. и Gothic — пространства небольшие, но открытые и доверху забитые контентом. Невозможно пройти десяток метров в какую-либо сторону и не найти ну хоть что-нибудь: локацию, тайник, спрятанный золотой самородок, артефакт или пачку существ, патрулирующих округу. Что-либо полезное или занимательное есть буквально под каждым камнем, а нужные проклятые монеты порой спрятаны не хуже, чем ценности в старой Thief. Разве что всякие вёдра и ящики нельзя двигать руками: они прибиты к земле, а физике поддаются только трупы врагов и предметы, выброшенные из рюкзака.

На локациях есть основная цель, которую иногда даже не помечают на карте: ищите сами, исследуйте без ведения за ручку и ежесекундных советов от болтливых напарников. Вот опасное место, вот туманная цель — делайте. Как, с какой скоростью — ваша проблема. Помимо общей неизвестности, вашей головной болью будет повсеместное засилье нечисти: врагов всегда больше, и они очень опасны.



Стоит лишний раз выстрелить из револьвера где-то, кроме чистого поля, как на шум сбежится вся округа. Проблема в том, что враги никак не сбалансированы под реакцию игрока: вурдалаки быстро носятся и больно бьют, зомби-стрелки предпочитают палить прямо в голову, а опасные дамы с дробовиками или безумные старатели всегда рады шмальнуть дробью в лицо. Здоровья мало, а восстанавливать его мгновенно нельзя: бинты и зелья лечат постепенно. Чтобы залатать раны, придётся отсиживаться в укромном углу. А это очень тяжело, когда за вами бегают проклятые ищейки или толпа голодных упырей.

Поэтому стелс и аккуратный отстрел голов с расстояния из дальнобойной винтовки всегда более выгодный сценарий, чем игра в ковбоя с «Кольтом» наперевес. К тому же, если не прибегать к хитростям (о которых позже), у вас вряд ли хватит ресурсов на постоянный косплей Call of Duty: стоит увлечься перестрелками, как патронташ опустеет. А новые либо покупать у торговцев в очень малых количествах, либо искать по горсточке в оставленных домах и на телах противников.

Крадись, выживай, зарабатывай





Как уже сказано ранее, Blood West — шутер лишь от части. Ещё это стелс-игра, immersive sim и даже RPG. Во-первых, здесь есть экономика: можно зарабатывать деньги на продаже добытого хлама, который надо носить торговцам в ограниченном слотами инвентаре (его можно расширить навыком, покупными или найденными на локации сумками). Продавцы особенно ценят серебряную посуду, золотые самородки, куски чудищ и всякие артефакты. В итоге каждый ваш поход куда-либо выглядит так: заходите на территорию, убиваете всех монстров, обыскиваете трупы, а затем и всю округу на предмет ценностей и припасов, несётесь обратно в укромное место к торговцу, чтобы сбагрить ему всю добычу в обмен на доллары.

Во-вторых, здесь есть элементы выживания. Вы слабы, врагов много, бьют они больно и быстро. Пока не освоитесь, или если будете слишком спешить — непременно погибните. Ручных сохранений в игре нет, а после смерти вы возвращаетесь к ближайшему тотему с проклятьем, осложняющим прохождение. Это не очень страшный штраф — до полноценного эффекта надо умереть трижды, да и снимается оно не очень редким зельем. Куда больше проблем вызывает то, что смерть перематывает время аналогично сну (можно поваляться в постели ради бесплатного лечения) — и монстры на локации воскресают.



Также в игре мало патронов (пока не научитесь их добывать), отчего перестрелки будут даваться вам очень дорого. К тому же у боёв есть куча нюансов. У разных врагов свой паттерн поведения, а оружие делится на классы: мелкий патрон, дробь, винтовочный патрон, стрелы и болты. У всех есть усиленные версии: серебряные и золотые пули с увеличенным уроном, зажигательные и взрывные снаряды. Последние попадаются реже, стоят дороже, но позволяют куда быстрее устранять чудищ. Ещё есть зелья, расходники, проклятые предметы (дают дебафы или их попросту нельзя снять без сторонней помощи) и даже уникальные артефакты и именное оружие, которое куда полезнее обычных пушек. Оно или хитро запрятано в мире игры, или продаётся у торговцев за большие деньги.

В-третьих, Blood West — отчасти ролевая игра. Помимо артефактного оружия с повышенными характеристиками и самих параметров у пушек, есть лёгкая прокачка. Игрок убивает противников, выполняет задания и получает опыт. Они дают новые уровни и очки, которые можно вложить во вполне стандартные перки. Больше здоровья, выносливости и слотов в инвентаре. Замедление времени при прицеливании, улучшение стелса и дальности броска всяких камней и бомб, повышенный шанс найти ценности на трупах врагов. Это единственное, что отличает геймплей Blood West от S.T.A.L.K.E.R.. В остальном, как и в знаменитом шутере от GSC Game World, ваша прокачка скорее в снаряжении, а не каких-то навыках и перках. Blood West до полноценного RPG-шутера вроде Borderlands или поздних Far Cry Blood West далеко.



Дикий, но проблемный Запад



Озвучим очевидный вывод: Blood West прекрасна. Незаезженный сеттинг тёмного Дикого Запада, незаезженный жанр immersive sim. Хорошая игра, где помимо меткой стрельбы надо рассчитывать припасы, изучать локацию, «лутать». У всех мест есть несколько входов и выходов, тайники и секретные лазы. Враги интересные, контент качественный и его много даже несмотря на Ранний доступ. Сразу же напрашиваются ассоциации с целой чередой отличных игр: Hunt, S.T.A.L.K.E.R., Deus Ex, Gothic, Resident Evil 4. Всё это подкреплено стильной малополигональной графикой с отличным саундтреком и неплохой озвучкой. Стрельба неплохая, дизайн великолепный, динамика боёв отличная: всё оружие неавтоматическое и, за исключением «Винчестера» и «Волканика», с маленьким боезапасом. Поэтому каждый выстрел надо считать, а по врагам желательно попадать с первой попытки.



Но всё же игре есть куда расти. Из мелких проблем — всякие банальности: интерфейсы выглядят дёшево и напоминают заглушку с ранних стадий разработки. Главный герой для мертвеца слишком болтлив и озвучивает практически каждое действие шаблонными фразами вроде «это мне пригодится», «не смей вставать», «в яблочко» и так далее. Так и хочется снять в настройках галочку «позволить персонажу издавать какие-либо звуки». Хитбоксам не хватает буквально миллиметра лишней ширины: очень часто промахиваешься, выстрелив на пару пикселей левее цели, отчего создаётся ложное ощущение «исчезновения» снаряда.

А вот действительно критических бед у игры две. Первая — в ней нет интересных боссов. Любая стычка с рядовыми врагами или огромными вендиго в разы интереснее, чем финальная тварь любой из двух глав. В первой вам придётся убивать дерево. Вот это интересный противник: неподвижный объект, который не способен дать сдачи. А второй — огромный неуязвимый монстр, которого нужно ослабить сложным ритуалом. Выглядит круто, бой поставлен эпично, но геймплейно — «бегай по кругу, стреляй в рот, отбивайся от щупалец, поджигай костры» — это достаточно скучно и не то чтобы очень сложно (особенно если вы накопили зажигательных патронов).



И вот тут возникает вторая, ещё более серьёзная проблема. Баланс. Blood West слишком легко сломать в свою пользу. И речь не о багах, а о использовании всех инструментов. Если взять нужные благословения у тотема и вложиться в навыки на повышенный шанс найти деньги и патроны на врагах, то зарабатывать себе на жизнь становится невероятно легко. Если вы олдскульный игрок, и всякие The Elder Scrolls с Gothic научили вас тащить в карман всё, что к полу не прибито, — вы очень быстро разбогатеете здесь. А изобилие денег лишит вас необходимости беречь патроны. То же самое касается и перка на их поиск на трупах врагов — он позволяет находить пачки по 15 пуль на одном трупе (чтобы вы понимали, для убийства большей части врагов достаточно одной-двух).

Возможно, местный баланс приемлем для тех, кто не играет в хардкорные шутеры, «выживачи» и immersive sim. Кто не привык беречь ресурсы, заглядывать в каждый тёмный угол и таскать к торговцам каждый ржавый револьвер. Но если у вас есть хоть немного опыта в видеоиграх, Blood West очень быстро перестанет быть сложной. Рюкзак будет забит элитными патронами, взрывчаткой, дорогими лекарствами, а на поясе будут висеть лучшие артефакты и самое крутое оружие. В итоге даже толпа из десятка врагов развалится от быстрой пристрелки из «Винчестера». Особенно если вложиться в дальнобойную стрельбу и щелкать противников за километр от локации (поверьте, они даже не успеют на вас среагировать). В общем, Blood West отчаянно нуждается в хардкор-моде, где ресурсы урежут. Ну или вовсе убрать прокачку: в демо-версии, где навыков не было, играть было тяжелее и интереснее. Бонусы вроде лишнего лута и замедления времени слишком сильно облегчают жизнь.

***



Blood West — отличная игра и один из самых необычных шутеров 2022 года. Её уже хочется хвалить и тратить в ней часы, игнорируя плашку «Раннего доступа». Всё, чего ей не хватает — нормальных боссов и повышенной сложности. Она будто сделана для массовой аудитории, которой по душе простые игры вроде Call of Duty, но при этом она не то хардкорный survival, не то усложненный immersive sim. В общем, выступает в том жанре, в который фанаты простых игр обычно не суются. В итоге получается странно: игра вроде хорошая, но не понятно, какой аудитории пытается угодить.

В остальном её не за что ругать, если не придираться по совсем уж незначительным мелочам. Здесь плотная концентрация контента на квадратный метр, внушительное разнообразие оружия, врагов и локаций. Густая атмосфера тёмного Дикого Запада, оккультизма и хоррора с ожившими мертвецами. В целом поражает, как много геймерских хотелок может закрыть Blood West: здесь и отличный сеттинг, и шутер, и исследование открытого мира, и продуманный дизайн локаций для фанатов immersive sim, и лёгкие RPG-элементы, и экономическая система. В общем, сложно представить геймера, которому не понравится в этой игре вообще всё. Тут так много идей, что какая-то да зацепит.

Обсудить