Станет ли Days Gone главной игрой сезона на PlayStation 4?
Мы прошли две миссии Days Gone и готовы развеять популярное подозрение о том, что игра будет клоном The Last of Us
Популярное в интернете мнение гласит, что Days Gone («Жизнь после») – это такое бородатое переложение The Last of Us. Списочных сходств и правда получается довольно много: обе игры – про жизнь после зомби-апокалипсиса, обе – эксклюзивы для PlayStation, в обеих нужно мастерить полезные предметы из окружающего мусора, наконец – герои обеих игр не могут похвастаться богатырским здоровьем и не выдерживают открытой конфронтации даже с небольшой кучкой зомби.
Плюс Days Gone анонсировали в момент, когда эмоции от оригинальной The Last of Us были еще очень свежими, а продолжение находилось под большим вопросом. Тогда игра про живых мертвецов и в очень похожей палитре действительно выглядела попыткой быстро заработать на славе легендарного проекта Naughty Dog. Но время шло, с разработкой Days Gone особо не торопились, а в новых роликах игра порой выглядела уже совершенно иначе.
Наконец, буквально за несколько недель до релиза Days Gone компания Sony пригласила нас ознакомиться с короткой демо-версией из двух миссий. Почему-то про особенности сюжета и геймплея рассказывать до выхода игры запретили, зато позволили поделиться общими впечатлениями. И тут нужно сказать, что как раз по ощущениям Days Gone вообще не похожа на Last of Us.
Игра Naughty Dog – это, прежде всего, история про человеческую уязвимость. Хмурый мужчина Джоэл внутренне сломлен личной трагедией и наблюдает за зарождением отцовских чувств к девочке, которой он не то что не родственник – а просто временный проводник в одно малоприятное место. В свою очередь, Элли – запуганный подросток, вынужденная очень быстро осваивать приемы самообороны против насильников, каннибалов и поехавших гриболюдей. В такой атмосфере повышенная хрупкость главных героев – не только часть геймплея, но и творческий прием, призванный подчеркнуть их душевную неустроенность.
Days Gone, судя по всему, вообще про другое. Сценаристы Naughty Dog оттачивали мастерство на совершенно голливудской игре Uncharted. Bend Studio, хоть и успела поработать над играми про Дрейка (см. две игры Uncharted для PS Vita), но прославилась благодаря Syphon Filter, пик популярности которой пришелся на рубеж веков. Вы ее знаете? Если нет, то это нормально. Если да – то вряд ли сможете без подсказки вспомнить, что двигало главными героями и в каких они состояли отношениях. В те времена люди в играх больше напоминали плохо обтесанные поленья, боевики с драматургией умел делать разве что Хидео Кодзима и небольшая, но подающая большие надежды студия Valve. Это было время куда более прямолинейных историй в жанре экшен: Syphon Filter – бессмысленный и беспощадный боевик про наркобаронов, террористов, секретных агентов и биологическое оружие. Это расстрел горных пещер из гранатомета и сцена с мясорубкой на танцполе московской дискотеки. Это про то, как стрелять, взрывать, перекатываться и метать гранаты. Есть ощущение, что Days Gone будет примерно про то же.
Физическая уязвимость главного героя, судя по всему, нужна, чтобы тот не слишком наглел и почаще думал головой: проблем хватает на каждом уровне, равно как и разных вариантов их решения. Все это располагает к умеренно интеллектуальной игре в бесконечные засады и диверсии против превосходящих сил противника – в этом смысле Days Gone неожиданно похожа на одиночную версию Left 4 Dead. Это не то чтобы страшный, но очень нервный опыт, когда от напряжения под игроком сдвигается диван. Последнее – не фигура речи, именно это со мной и произошло, пока я проходил демо-версию.
Days Gone очень мало напоминает The Last of Us и это, по-моему, здорово: именно такой боевик нам сейчас и нужен. Разработчики высокобюджетных (и не только) игр в последнее время очень усердно стараются поднимать «серьезные вопросы». Это особенно заметно по той же The Last of Us 2, в прошлогоднюю презентацию которой протащили чуть менее чем всю остросоциальную повестку Америки, включая культ кровожадных маскулинных людоедов и трогательную историю межэтнической лесбийской влюбленности. Days Gone имеет шансы стать неплохим противовесом всеобщей атмосфере серьезности – суровым боевиком про косухи, мотоциклы и стрельбу из дробовика по слюнявым рожам гниющих трупоедов. Короче, напоминанием о старых, добрых и наивных временах, когда боевики были нужны, чтобы развлекаться и выпускать пар.
Получилось ли у Bend Studio воссоздать эту атмосферу или нет – узнаем буквально через пару недель (кстати, рецензию на игру мы планируем опубликовать прямо к релизу). Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Days Gone заслуживает звания главного эксклюзива сезона на PlayStation 4 не только потому, что других крупных эксклюзивных игр под эту платформу в ближайшие месяцы не выходит. Нет, у Bend Studio получается вполне самостоятельный продукт, в популярном жанре и сеттинге, но в то же самое время со множеством своих отличительных черт.