Оглавление

Star Citizen против всех

Как Крис Робертс и его команда воевали с журналистами, критиками и даже собственными фанатами

Вчера стало известно, что Crytek подала в США иск против Cloud Imperium Games и Roberts Space Industries, создателей Star Citizen. Как утверждают в компании, разработчики космосима нарушили условия контракта на использование CryEngine 3, самовольно убрали его логотип с экрана загрузки игры и использовали движок для создания сразу двух проектов (многопользовательского симулятора и сюжетной игры Squadron 42), что, якобы, тоже является нарушением лицензии. Авторы Star Citizen заявили, что иск безоснователен, но так это или нет, решит суд.



Это далеко не первый случай, когда новая игра легендарного Криса Робертса оказывается в центре крупного конфликта. Мы решили вспомнить другие связанные с ней неприятные истории.

Star Citizen против Дерека Смарта



Один из самых известных скандалов вокруг Star Citizen связан с именем Дерека Смарта, основателя студии 3000AD, известной своими очень навороченными (и не очень играбельными) космическими симуляторами. Изначально Дерек поддержал коллег и даже пожертвовал им $250 на Kickstarter. Но годы шли, релиз откладывался, и у Смарта появились нехорошие предчувствия по поводу судьбы проекта, которые он озвучивал в своем блоге.

В 2015 году Дерек начал публично высказывать сомнения в том, что Star Citizen когда-нибудь вообще выйдет. Дерек предложил фанатам задуматься, почему игра, на разработку которой изначально просили $500 тыс., так и не появилась спустя 3 года, имея гораздо более серьезный бюджет (на тот момент — $85 млн.) и гигантскую команду. Он обвинял Робертса в кумовстве и непрофессионализме, рассказывая, что после увольнения исполнительного продюсера Алекса Мэйберри пост занял брат создателя компании Эрин Робертс, а маркетингом якобы заведует жена Криса, прежде работавшая актрисой и моделью, и не имеющая никакого опыта в игровой индустрии. В какой-то момент Смарт даже заявил, что на деятельность Криса Робертса и его компаний следует обратить внимание американской Федеральной торговой комиссии, призванной бороться с мошенничеством.



Естественно, все это крайне не понравилось разработчикам Star Citizen, но защитить доброе имя игры они решили довольно интересным способом. Компания вернула Дереку его $250, а следом удалила его учетную запись на сайте Roberts Space Industries. В составленном по этому поводу официальном письме авторы сослались на правила Kickstarter, позволяющие им в одностороннем порядке расторгать отношения с любым жертвователем, возместив ему потраченную сумму и избавившись таким образом от любых обязательств перед ним.

Также Смарта обвинили в том, что он с самого начала хотел не поддержать разработку проекта, а получить формальный повод, чтобы поднять шум и пропиарить собственные игры. «У нас очень строгие правила по поводу использования игровых форумов и чата для самопиара, — заявили в CIG, — Нам стало понятно, что Дерек Смарт заинтересован не в будущем проекта и не в том, чтобы мы смогли выпустить хорошую игру. Его целью было лишь устроить скандал, чтобы напомнить о себе. Поэтому мы воспользовались правами, которые нам дают Kickstarter и наше собственное пользовательское соглашение, вернули ему деньги и отключили аккаунт».

Стоит заметить, что в длинных критических статьях о Star Citizen Дерек действительно упоминал свою последнюю игру, Line of Defense. С другой стороны, первый пост с критикой CIG появился в его блоге 6 июля 2015 года, а Kickstarter-кампания, в которой участвовал Смарт, закончилась осенью 2012-го — почти за 3 года до того! Если уже тогда, отправляя Робертсу две с половиной сотни долларов, Дерек действительно планировал использовать пожертвование как повод для публичной истерики и черного пиара, то он, должно быть, самый коварный человек в игровой индустрии. Кроме того, Смарт утверждал, что никогда ничего не писал ни на официальных, ни на каких-либо других форумах, посвященных Star Citizen, используя для критики площадки, не связанные с разработчиком игры. По поводу же выступления Cloud Imperium Games, Дерек заявил, что та просто хочет ослабить его позиции как критика проекта. Также он назвал себя «единственным человеком на планете», способным «разнести в пух и прах» вранье разработчиков.

Такой трейлер рекламировал в середине 90-х дебютную игру Смарта


С тех пор прошло два с небольшим года, но изменилось немногое. CIG продолжает собирать пожертвования на разработку — их объем уже перевалил за $160 млн. А Дерек Смарт, видимо, так оскорбился в 2015 году, что с тех пор не пишет в своем блоге практически ни о чем, кроме того, какой катастрофой закончится история Star Citizen, и какие гадкие, нечестные, нехорошие люди ее создатели.

Особую пикантность этому конфликту придает профессиональная биография Дерека, в которой тоже хватало скандалов и невыполненных обещаний. Первой игрой Смарта стал безумно амбициозный космический симулятор Battlecruiser 3000AD, на разработку которого ушло ничуть не меньше времени, чем на создание Star Citizen. Задумка игры появилась у Дерека в конце 80-х, а на прилавки ее отправили в 1995 году, да и то — против желания создателя. Издававшей Battlecruiser компании Take-Two просто надоело ждать релиза, в итоге финальный продукт получился чудовищно забагованным, а многие обещания Смарт так и не выполнил. В частности, во время разработки он заявлял, будто искусственный интеллект в игре управляется продвинутой нейросетью. Знакомые с темой люди подняли Дерека на смех — например, один из создателей стратегии Close Combat Кит Забалауи, работавший когда-то программистом в НАСА, заявил, что если бы Смарту и правда удалось впихнуть в игру нейросеть, он давно бы уже «попал в Зал славы компьютерных наук».

Star Citizen против лгуна



Фантастический бюджет проекта, растущий за счет продаж вируальных предметов для несуществующей игры, радует далеко не всех. Обычно те, кто считает бизнес-модель CIG сомнительной, поступают, как Дерек Смарт, но находятся среди критиков Star Citizen и другие.



В сентябре этого года на Reddit появился пост, автор которого рассказывал, как пытался вернуть $45 тыс., которые он и еще два участника его гильдии потратили на Star Citizen. Заняло это несколько недель, кроме того, автор поста пожаловался на сотрудницу студии, с которой ему пришлось общаться. Та делала все возможное, чтобы сбить его с толку и всеми силами старалась максимально затянуть процесс, видимо, надеясь, что клиент махнет на все рукой и откажется от компенсации. В качестве доказательства к посту были даже прикреплены несколько скриншотов.

История о том, как из Star Citizen начинают бежать самые обеспеченные и верные фанаты, разошлась по интернету. Рассказавшему ее игроку на Reddit высказывали слова поддержки. Все было хорошо, пока о посте не узнали в CIG. И тут выяснилось, что практически весь рассказ был абсолютной выдумкой. На самом деле разработчики действительно вернули игроку с таким ником его пожертвование. Но речь шла о несравнимо менее серьезной сумме, а именно — о $330.

Star Citizen против фанатов



Впрочем, хотя история о компенсации в $45 тыс. и оказалась враньем, игроки, поддержавшие Star Citizen, но разочаровавшиеся в проекте, действительно сталкиваются со множеством проблем, когда пытаются вернуть потраченные деньги. Например, Райан Аллен, веб-разработчик из Калифорнии, получил от службы поддержки CIG ответ, в котором говорилось, что компенсации предоставляются только пользователям, которые запросили их в течение 14 дней после покупки игры. Райана такая постановка вопроса не удовлетворила, и он обратился в Федеральную торговую комиссию и в калифорнийскую группу по защите прав потребителей Better Business Bureau. Описывая то, что произошло потом, он говорит: «это было просто небо и земля». Узнав о жалобе, разработчики Star Citizen мгновенно сменили тон, и уже через несколько дней Аллен получил назад свои деньги.



В похожей ситуации оказался игрок, известный лишь под ником Streetroller. На требование вернуть деньги, служба поддержки ответила ему отказом, сославшись на пользовательское соглашение, в котором говорилось, что пожертвования не возвращаются даже в том случае, если разработчики не смогут выпустить продукт, который обещали. Прочитав это сообщение, Streetroller вспомнил, что, внося деньги, принимал немного другую версию соглашения, и формулировка там была совсем не такая непробиваемая. В более раннем варианте авторы Star Citizen обещали компенсации лишь в том случае, если обещанный продукт не будет выпущен в течение 18 месяцев после запланированной даты релиза. В тот момент предполагалось, что игра выйдет в ноябре 2014 года, значит срок, после истечения которого Streetroller мог просить о компенсации, истекал в мае 2016 года. На дворе же был июнь 2016-го. Этот довод тоже не убедил CIG, и тогда обиженный игрок обратился в окружную прокуратуру Лос-Анджелеса и, опять-таки, в Федеральную торговую комиссию. Те связались с разработчиками Star Citizen и уже через несколько дней жалобщик в несколько приемов получил компенсацию в $2560 (или, по его собственным утверждениям, в $3 тыс. — точная сумма осталась неизвестной).

Это, конечно, много денег, но буквально на днях стало известно об игроке, который требует от Cloud Imperium Games еще больше денег. Примерно в 10 раз больше. Филип Шульц рассчитывает вернуть более $25 тыс. Правда, часть этой суммы — возмещение затрат на юридические услуги. Отчаявшись договориться с разработчиками по-хорошему, Шульц подал в суд и нанял адвоката. Но даже без учета дополнительных расходов, CIG по его подсчетам должна ему $24 431,83, из которых пока удалось вернуть $17,2 тыс. О службе поддержки Филип тоже отзывается без особой теплоты. Если верить его рассказам, сотрудники подолгу молчали, а когда все же снисходили до ответа, старались в первую очередь объяснить, чего Шульц лишится, если все же решит забрать деньги.

Star Citizen против журналистов



Осенью 2015 года сайт The Escapist опубликовал статью о порядках, якобы принятых в Cloud Imperium Games, а также о том, как идет разработка игры. Написан материал был на основе бесед с людьми, которые представились бывшими сотрудниками CIG, а изображенная в нем картина была очень неприглядной. Источники The Escapist рассказывали о растратах средств компании, о расизме при приеме на работу (утверждалось, что глава HR однажды даже прямым текстом заявил: «Черную женщину мы на работу не возьмем») и о том, что авторы Star Citizen уже благополучно проели 90% выделенных на разработку ресурсов, а сама игра погибает, потому что в нее постоянно добавляют новые фичи, и работа просто не движется.



В ответ на это CIG выстрелила очень жестким официальным письмом. В нем она обвинила автора статьи и редакцию The Escapist в сговоре с третьими лицами, целью которого было причинение морального и финансового ущерба упомянутым в материале сотрудникам и компании в целом. Она потребовала извинений перед людьми, которых статья выставила в столь невыгодном свете (среди них, кстати, опять оказалась жена Криса Робертса). Также в CIG заявили, что The Escapist следует нанять независимую команду для расследования того, как создавался материал и возможных связей между его авторами и лицами, заинтересованными в том, чтобы причинить авторам Star Citizen вред. В противном случае разработчики пригрозили журналистам судом.

Главный редактор издания Джон Кифер выступил с еще одной статьей, в которой отверг обвинения CIG, высказал уверенность в том, что его сотрудники все сделали честно и правильно, а также уверил общественность, что источники The Escapist достойны доверия, и редакция тщательно проверила их перед тем как публиковать скандальный материал. Мир замер в ожидании эпической судебной битвы.

Несмотря ни на что, в Star Citizen все же хочется верить. Даже взрослые люди иногда мечтают о чуде


Но, начавшись так громко и эффектно, закончилась история очень тихо и неожиданно. В марте 2017 года злополучные статьи исчезли с сайта. Когда же журналисты из других изданий обратились в The Escapist за объяснениями, им в ответ прислали совместное заявление, составленное представителями сайта и Cloud Imperium Games. В нем сообщалось, что стороны договорились удалить все комментарии и статьи друг против друга. Что это было и на чьей стороне тут правда, мы, видимо, не узнаем уже никогда.

Все это — лишь верхушка айсберга, потому что за долгие годы разработки Star Citizen успела собрать не только армию верных фанатов, но и целую орду хейтеров. Из-за этого перечислить все истории и слухи, посвященные состоянию игры и внутренней культуре CIG, просто невозможно. Компанию обвиняли в махинациях с налогами в Великобритании . Месяц назад в сети опубликовали пост, приписываемый сотруднику Cloud Imperium, в котором тот просит перестать требовать компенсаций, потому что «денег не осталось совсем», а представления о CIG как о фантастически богатой компании, мягко говоря не соответствуют реальности, и скоро все пойдет прахом. Но точно понять, что из этого правда, а что — дезинформация и троллинг, совершенно невозможно. Пока же недовольные жалуются в сети на то, что Star Citizen давно топчется на месте, официальная позиция разработчиков остается неизменной: у нас все хорошо, работа идет полным ходом, оставайтесь с нами. Хочется верить, что это и правда так. Потому что, если правы критики вроде Дерека Смарта, и одна из главных историй успеха в истории индустрии обернется провалом, то провал этот будет невероятно громким. Настолько громким, что эхо его будет ощущаться еще годы, если не десятилетия.

Обсудить