Steam и EGS против PlayStation Store

Разбираемся, есть ли реальная выгода от региональных цен на ПК-игры

В одно воскресное утро многие игры в российском PlayStation Store подорожали до 5 тысяч рублей. Некоторые предложения перешагнули порог в 9000. К тому, что европейская цена с выходом нового поколения консолей поднимется до €80 если не за каждый диск, то за многие новинки, геймеров готовят не первый месяц. Вот только в Европе цены еще не поднялись, а новые приставки еще не вышли — возможно, будет и вторая волна подорожания.

Есть немало способов экономить на играх, выбор подходящей платформы — один из них. В России аргументом в пользу ПК долгое время оставались региональные цены, но в последнее время они тоже заметно растут — в том числе, в Steam. И сам компьютер, способный продемонстрировать все красоты новых блокбастеров при высокой частоте кадров, обойдется сильно дороже консоли. Попробуем разобраться, может ли в конце 2020 года региональная цена на игры вообще быть аргументом в пользу компьютера.

Подписочные сервисы с уникальными бонусами и бесплатными играми сегодня так или иначе доступны на всех платформах и не будут учитываться в статье ниже. Также среди критериев не будет не только торрентов, но и вторичного рынка — с точки зрения издателя он мало чем отличается от пиратства, потому что точно так же снижает число проданных копий и прибыль.


Выбор игрового ПК





Компьютер, способный воспроизводить новые игры с качеством, сопоставимым с консольным или чуть выше, не обязательно должен стоить €2000 и дороже. Но и за 45-50 тысяч рублей в полной мере игровую систему не собрать — разница в компоновке элементов и относительная универсальность не позволят уложиться в «консольный» ценник. Авторитетный ресурс Digital Foundry рекомендует ориентироваться на такую минимальную комбинацию:



Процессоры в консолях разумнее сравнивать с CPU для ноутбуков — настольный вариант с более высоким энергопотреблением даже при меньшем числе ядер наверняка окажется производительнее в играх. Именно поэтому нет резона гнаться за Ryzen 7 3700X. То же касается и видеокарты — простое сравнение «сырых» терафлопс не учитывает ни особенности систем, ни энергопотребление.



Если верить данным сайта Techpowerup, достаточно близкой к GPU Xbox Series X и PlayStation 5 окажется видеокарта уровня GeForce RTX 2070 Super. Последнее косвенно подтверждают создатели Unreal Engine 5. Эта карта поддерживает трассировку лучей в реальном времени и при грамотной настройке справится с современными играми в 4K.

Впрочем, покупать новую RTX 2070 Super по цене в 45 тысяч сейчас не имеет смысла. 31 октября стартуют официальные продажи ее наследницы — RTX 3070. Рекомендованная цена та же самая, а по производительности новинка идет уже на уровне RTX 2080 Ti. Единственная беда — учитывая высокий спрос, в свободной продаже по приемлемой цене RTX 3070 появится во второй половине ноября, а то и в декабре. Так что придется подождать, а если карта нужна сейчас — то лучше поискать подержанные RTX 2080 Super или RTX 2080 Ti.

Поддержка алгоритма DLSS обещает высокую частоту кадров в 3840х2160 пикселей и сможет продлить срок жизни как актуальных GPU Nvidia, так и недавно представленных новинок. На консолях, вероятно, максимальное разрешение также будет достигаться через продвинутый апскейл из 1440p и 1080p. Во всяком случае, в «фотореалистичных» играх.

Наконец, еще одним важным компонентом в игровых системах нового поколения должен стать SSD. Фантастических показателей скорости хранилища PlayStation 5 на ПК за разумные деньги добиться малореально. Но это и не нужно — по полной программе SSD PS5 наверняка раскроется только в эксклюзивах Sony, а разработчики мультиплатформы будут ориентироваться на более медленный SSD Xbox Series X. На ПК подобные показатели вполне достижимы, особенно с учетом того, что в новом поколении GeForce RTX добавили алгоритм компрессии текстур.



В итоге примерная и достаточная конфигурация будет выглядеть так:

AMD Ryzen 7 3600~17 000 руб.
Материнская плата на базе AMD B550~10 000 руб.
16 Гб DDR4~6 000 руб
1 TБ NVMe SSD PCI-E 3.0~13 000 руб.
GeForce RTX 3070~46 000 руб.
БП 650 Вт~8 000 руб.
Корпус с вентиляторами~6 000 руб.
Кулер для CPU~2 000 руб.


Цены указаны средние по рынку на первую половину осени 2020 года, кроме видеокарты — здесь опираемся на рекомендованную цену Founder's Edition.

Не тратясь на избыточную мощность и излишества вроде RGB-подсветки, сбалансированную систему можно купить приблизительно за 108 000 рублей. Это на 61 000 рублей дороже PlayStation 5 c дисковым приводом. На разницу можно купить 11 игр нового поколения — по ожидаемым ценам порядка 5.5 тысяч за диск. Или 10 игр и дополнительный DualSense. Или 9 игр, геймпад и годовой абонемент PS Plus.

Столько крутых блокбастеров не выходит даже в наше время. Для среднестатистического геймера десяток AAA-игр в год — вариант почти сказочный, независимо от региона и экономической обстановки.

Сравнение актуальных цен





Если опираться на данные, опубликованные самой Sony в рамках CES 2020, к декабрю 2019-го продано 1.15 миллиардов игр для PlayStation 4 — и в цифре, и на дисках. При общих продажах консоли в 106 миллионов экземпляров за тот же период, выходит, что на одного владельца PlayStation 4 пришлось 11 игр за 6 лет. Это не больше 2 больших игр в год.

Кто-то купил приставку на старте и семь лет играл только в FIFA, традиционно покупая один диск каждую осень. Кто-то приобщился на закате поколения, зато разом скупил все вышедшие эксклюзивы и мультиплатформенные хиты. Кто-то пару лет назад купил PS4 Pro, а старую консоль убрал в кладовку — и в статистике был посчитан дважды. Одному достаточно условно-бесплатных игр и раздач в PlayStation Plus, другой готов полгода скрупулезно исследовать открытый мир очередной Assassin's Creed.

Истина всегда посередине — остановимся на покупке 5 блокбастеров в год. В фокусе внимания только AAA — для большинства инди-игр ПК за 100 тысяч рублей ни к чему. Хватит старенького ноутбука или даже смартфона.



Возьмем проекты, уже доступные для предзаказа на PS5, но также выходящие на ПК и консолях старого поколения. Сравнив актуальные российские цены, получим приблизительные годовые затраты на игры среди пользователей ПК и приставок.

К сожалению, ассортимент таких игр на сайте PlayStation пока невелик, как и в розничных магазинах. Поэтому в список не попала, например, Cyberpunk 2077. Также в уравнении не учитывается Xbox — благодаря сервису Game Pass фанаты Halo, Forza и Gears окажутся в заведомо более выгодном положении, чем поклонники God of War и Horizon. Сама консоль Microsoft в России менее популярна, чем ПК, на котором отныне будут доступны все новые игры компании.


PCPS5
Watch Dogs Legion24994999
Assassin's Creed Valhalla24994999
Call of Duty: Black Ops - Cold War27994949
Far Cry 624994499
FIFA 2134994899
Итого:1379523845


Получается, пользователи ПК могут экономить 10050 рублей в год — при покупке одних и тех же игр. При разнице в цене устройства в 61 000 рублей, дополнительные вложения в ПК окупятся примерно за 6 лет. Это почти целое консольное поколение. За это время многие владельцы ПК как минимум единожды заменят видеокарту.
Такая сомнительная экономия и эфемерная окупаемость уже не могут полностью оправдать вложения в игровой компьютер в размере еще одной, а то и двух приставок. При условии, что мы оцениваем ПК строго как игровое устройство.

Не все так просто





Региональные цены вряд ли стоить рассматривать как основной критерий при выборе игровой платформы. Если только речь не идет о компьютере по цене PlayStation 5 — до 50 тысяч рублей. Но подобная система быстро устареет и даже на старте не позволит насладиться ультра-настройками графики при высокой частоте кадров. О 4K — даже с апскейлом — не может быть и речи.

Важным аргументом в пользу покупки ПК долго была универсальность. Офисные приложения, электронная почта, поиск и покупки в интернете — раньше компьютер собирался в том числе и для таких задач. Сегодня с ними легко справляются смартфон, простенький и отнюдь не новый ноутбук или планшет. Некоторые люди даже кино смотрят на экране телефона.

Активное развитие digital-профессий стимулирует продажи дорогостоящих ПК, действительно используемых для работы. Такие системы приносят деньги на регулярной основе и окупают себя быстрее. К тому же, узкоспециализированные видеокарты профессионального класса не всегда хорошо справляются с играми либо стоят намного дороже аналогичных по производительности игровых решений.



Поэтому, если речь заходит о сборке игрового ПК, то подразумевается система именно для игр. Владелец такой машины с большой вероятностью продолжит читать новости, социальные сети и почту через смартфон, а для офисных задач использовать ПК на рабочем месте.

Наиболее очевидные преимущества перед традиционной формулой «вставил диск — и играешь»:



Важность этих факторов и допустимые вложения определяются индивидуально. Некоторые геймеры больше заинтересованы в новой игре Naughty Dog, чем в трассировке лучей в Call of Duty при 144 кадрах в секунду. Другие играют только в World of Tanks, League of Legends и Crusader Kings III — таким людям хватит даже ПК дешевле PlayStation 5.



Получается, что при близких ценах на игры консоль окажется априори дешевле для всех, кому перечисленные выгоды ПК не важны? Не обязательно. Вполне возможно, что через три года на рынок выйдут условные PlayStation 5 Pro и Xbox Series Z — по цене уже около 55-60 тысяч. И если новые игры станут работать на «базовых» приставках все медленнее или будут хуже выглядеть, часть игроков захочет обновиться. И в итоге потратит за 6-7 лет те же 100 000 рублей на сами устройства.

Прогнозировать развитие событий сложно. Как и инфляцию в современных реалиях или колебания курсов валют. Нельзя точно предсказать распродажи и размеры скидок, количество выходящих в год достойных внимания мультиплатформенных хитов и их соотношение с эксклюзивами. Только сам игрок определяет, важна ли ему вообще эта окупаемость и сколько денег тратить на игры. Главная цель покупки игровой платформы — играть здесь и сейчас, а не получить выгоду в отдаленной перспективе.

Читайте также: PlayStation 5 против Xbox Series X

Обсудить