Страсти вокруг Play2Live: куда делись $30 миллионов?
Криптодевяностые: «блокчейн-конкурент Twitch» лишился денег, команды и репутации, а за его сотрудниками охотятся вооруженные инвесторы (P.S.: или нет)
Недавно мы писали о том, что стриминговый проект Play2Live покинула большая часть сотрудников. Вчера эта история получила неожиданное продолжение.
В четверг вечером Мария Маврех, бывший директор по маркетингу стримингового блокчейн-сервиса Play2Live опубликовала в своем Facebook эмоциональное сообщение, в котором рассказала, что некие люди, вероятно имеющие отношение к инвесторам проекта, затолкали ее в машину, угрожали пистолетом и требовали вернуть якобы украденные деньги. Сейчас сообщение удалено из-за нарушений норм сообщества Facebook, но у нас остался скриншот:
Через несколько часов Мария уточнила, что не владеет долей в компании, а собирается помочь команде продать проект, чтобы расплатиться с инвесторами.
История Марии — лишь продолжение того кризиса, в котором оказался сервис Play2Live, потерявший значительную часть денег и лишившийся почти всей команды. Сервис был анонсирован в конце 2017 года Алексеем Бурдыко — бывшим основателем киберспортивного холдинга Game Show, который провалился, несмотря на инвестиции в объеме до 10 миллионов долларов.
Play2Live задумывался как стриминговый сервис, основанный на блокчейн-платформе. Блокчейн в первую очередь использовали для организации экономики сервиса: для Play2Live была запущена собственная криптовалюта под названием Level Up Coin. С ее помощью велись все расчеты в сервисах: выплаты стримерам и зрителям за участие в разных активностях, ставки на результаты киберспортивных матчей и так далее. Теоретически Level Up Coin не отличалась от любой другой криптовалюты и могла быть обменена как на те же биткоины, так и на рубли или доллары. Впрочем, успеха на бирже она не добилась: если летом суточный объем торгов достигал 2 миллионов долларов, то сейчас он упал до 100 долларов, а общая капитализация составляет 180 тысяч долларов.
Play2Live с самого начала подвергался критике — например, в анализе сайта thehackingteam.com говорилось, что у сервиса нет качественного экономического плана, не проведены исследования конкурентов, а его код закрытый, что часто является признаком мошеннического ресурса. Это, впрочем, не помешало проекту собрать в начале 2018 года 30 миллионов долларов с помощью ICO — способа привлечения инвестиций через продажу вкладчикам собственной криптовалюты.
Далее Play2Live быстро начал увеличивать команду, открыв сразу три офиса — в Москве, Минске и на Кипре. Заработал и сам сервис, а организаторы начали проводить собственные киберспортивные турниры и привлекать сравнительно известных стримеров, вроде Хованского. Судя по соцсетям сервиса, активная работа Play2Live продолжалась до конца 2018 года.
9 января 2019 года сразу в нескольких сетевых источниках появилась информация о том, что из Play2Live уходят почти все ключевые сотрудники, в том числе полностью команды разработки и маркетинга. В комментариях в соцсетях и СМИ бывшие сотрудники отмечали, что у Play2Live закончились деньги, что привело к двухмесячной задержке по зарплате. Это вызвало недоумение как у ушедших сотрудников, так и у многих экспертов в сфере: 30 миллионов долларов — большая сумма, на которую сервис уровня Play2Live может развиваться очень долго.
Основатель Play2Live Алексей Бурдыко в интервью объяснил крах сервиса совпадением сразу нескольких факторов. Во-первых, собранные 30 миллионов долларов было решено держать в криптовалюте Ethereum, которая в начале 2018 года стоила от 1000 до 1300 долларов. К лету цена ETH упала до 300 долларов, а сейчас составляет 130 долларов — вывести деньги из этой валюты руководство не успело, поэтому Play2Live потерял практически все инвестиции. При этом планировалось привлечение нового инвестора, но сделка сорвалась в последний момент. Это и вынудило сократить команду (Бурдыко утверждает, что команда именно попала под сокращение, а не ушла сама).
Алексей также рассказал, что ведет переговоры с еще несколькими альтернативными инвесторами, а в компании продолжают работать многие ее сотрудники, в том числе и на добровольных началах. Впрочем, на данный момент сайт Play2Live не функционирует, что критично для такого сервиса — ведущие трансляций и зрители вряд ли будут ждать, когда все наладится, и просто уйдут к более успешным конкурентам.
Уже после публикации этой статьи Бурдыко прокомментировал ситуацию с Марией Маврех. По его словам, он никогда не утверждал, что Мария воровала деньги, также не соответствуют действительности высказывания о конфликте между ним и Марией. Алексей рассказал, что почти сразу попытался связаться с Марией и предложить помощь, от которой она отказалась. Также его удивил тот факт, что Мария не обратилась (и, возможно, не планирует обращаться) в компетентные органы. Наконец, Алексей не понимает, зачем надо было выставлять инвесторов проекта в таком негативном свете (от редакции: действительно, прокатили девушку на машине, спросили совета, показали дорогой пистолет. Ну зачем она так с ними?), и планирует сам обратиться в органы с просьбой провести расследование.
Случившееся с Play2Live — вполне закономерный итог хаотичности крипторынка. Тяжело планировать бюджеты, работая с валютой, курс которой за месяц может поменяться в несколько раз — особенно тогда, когда изменение идет в «неправильную» сторону. Аналогичная история с привлечением инвестиций с помощью ICO — этот инструмент практически не регулируется законодательно, так что ответственность и риски участников оказываются определены лишь на уровне личных договоренностей. Неудивительно, что некоторые стали защищать свои инвестиции по старинке — с помощью поездок на «Гелендвагене» и пистолетов.
P.S. 19 января Мария Маврех опубликовала запись, в которой принесла Алексею Бурдыко и команде Play2Live извинения. По ее словам, на самом деле нападение не связано с проектом.