Свои среди чужих: шпионы в играх и реальности

На какие уловки шли разведчики в реальной жизни и где можно попробовать себя в роли лазутчика

Мы привыкли думать, что война — звуки орудий, рев авиации и лязг танковых гусениц. Но у разворачивающихся сражений, у грохота линии фронта есть и другая сторона. Это сравнительно тихий тыл, где куются будущие победы. Рассказываем, как разведчики работали в реальной жизни и какими их показывают в видеоиграх.

Под носом у товарища Сталина



Гражданская война — идеальное поле для шпионов всех мастей. Воюющие разговаривают на одном языке и придерживаются схожих культурных традиций. Чтобы втереться в доверие, не надо быть полиглотом и изучать тонкости обычаев — вокруг все свои (даже у противника). Поэтому в Гражданской войне в России шпионов активно засылали друг к другу обе стороны. И эффект от них зачастую был ничуть не меньше, чем от нескольких бронепоездов или артиллерийской батареи.




Взять, например, одно из лучших подразделений белых — Корниловский ударный полк. Самые стойкие, самые мотивированные, самые дисциплинированные. Но всего лишь один шпион, прикинувшийся прапорщиком-добровольцем, стоил полку 500 человек. Каким образом? Очень просто. Запомнил расписание, когда один из батальонов выходил на занятия с минимумом патронов, вернулся к своим и заодно поведал об особенностях местности. Итог — сокрушительная атака красной конницы в сентябре 1918-го, которая закончилась резней.

Еще хуже было, когда шпион похищал штабные документы крупного соединения. Учитывая, что армия — довольно неповоротливый механизм, изменить что-то мгновенно невозможно. Поэтому, получив сведения об отданных приказах, можно бить врага по слабым местам.

На уровне штабов, который позволял похищать такие бумаги, было удобнее работать белым. Все дело в том, что красные мобилизовали к себе на службу офицерство бывшей Российской империи. Кадры были ненадежные и часто норовили устроить саботаж, после чего удрать к своим. Однако других вариантов у большевиков не было: чтобы управлять фронтами из десятков и сотен тысяч людей, нужны профессионалы. Поэтому белые регулярно получали перебежчиков из высшего командного состава РККА. Одним из таких был бывший императорский полковник Анатолий Носович. В октябре 1918-го он улизнул с ворохом бумаг.



Носович застал первую оборону Царицына. Позже этот город не просто так назовут Сталинградом — будущий генсек активно руководил обороной. Еще тогда он обладал своей знаменитой (и в чем-то обоснованной) паранойей. Носович был не кем-нибудь, а начальником штаба военного округа. Сталин, чуявший измену, еще в июне арестовал весь штаб. Носович и многие другие оказались спасены Троцким, который «откатил» перегибы. Но в итоге Носович все равно бежал на автомобиле на сторону белых — фронты Гражданской войны были достаточно «дырявыми», и проскочить на ту сторону не составляло проблем. После измены штаб арестовали повторно.

Носович рассказал о своем пребывании в Царицыне в 1919 году на страницах одного из белогвардейских журналов, где дал оценку Сталину задолго до того, как тот вознесся на вершину власти в Советской России. Еще тогда он подметил умение будущего вождя к интригам, а также ум, изворотливость и огромную энергию.

Чекист в эсеровской шкуре



Во время Гражданской войны шпионы создавали куда более закрученные истории, чем навести атаку на полк или вовремя удрать с ценными документами. Подчас кипели воистину джеймсбондовские страсти.

Один из таких случаев произошел на Тамбовщине в 1921 году. К тому времени красные практически победили самые сильные и организованные части противника. Но тут произошло восстание в деревне, которая не выдержала длительного напряжения войны. Для крестьян оно, как правило, выражалось в продразверстке — изымании излишков продуктов. Так как за дело красные брались решительно, не обходилось без перегибов на местах. Голод заставил население взяться за оружие.



В Тамбовской губернии вдохновителем и руководителем восстания был полевой командир Александр Антонов — умелый и харизматичный лидер, за которым стояли эсеры (как и большевики, левая, но чуть менее радикальная партия).

В ВЧК понимали — ловить мятежников по тамбовским лесам можно долго и безрезультатно. Нужно ликвидировать полевых командиров, и тогда восстание потухнет. Для этой задачи у чекистов имелся козырной туз — завербованный старый эсер Евдоким Муравьев, хорошо знакомый с внутренними порядками партии и ее стилем. За свою карьеру он успел позанимать немало руководящих постов и стать известным среди эсеров.

Еще в ВЧК смогли выйти на антоновского начальника контрразведки — тот приехал в Воронеж, чтобы наладить полезные контакты. Но попал не на подпольное заседание эсеров, а на спектакль, организованный чекистами. Устроили даже несколько заседаний, во время которых подсунули антоновцу Муравьева.

Евдоким щедро обещал помочь оружием, боеприпасами и специалистами, но для начала требовал показать ему организацию партизанщины, «чтобы понимать, что снаряжение пойдет на реальное дело». Его катали по тайным базам повстанцев, знакомили с людьми. Муравьев раздавал антоновским «лейтенантам» явки, места и пароли, и те отправлялись «за оружием» в крупные города, а на деле — в лапы чекистов. Последние вели себя ловко — имитировали эсеровские собрания, получали от антоновцев полновесные доклады и только потом арестовывали.

Самого Муравьева, конечно, регулярно проверяли, но тот все испытания выдержал с честью. Самым интересным Евдокиму показался прием, когда один из антоновцев начал рассказывать ему об изощренных пытках, применяемых к пленным красноармейцам. Он хотел посмотреть, как тот отреагирует. Муравьев сыграл превосходно — не повел и глазом. Правда, он чуть не прокололся из-за разговоров во сне. После одного такого случая он обещал себе спать как можно меньше.

Главной задачей Муравьева было вытащить в лапы к чекистам Антонова. Вождю движения повезло — он оказался не вовремя ранен и отлеживался по тайным убежищам. В ожидании главаря Евдоким пробыл у антоновцев почти полтора месяца, но тот все не приходил. Дальнейшее промедление грозило провалом — рано или поздно антоновцы могли связаться с настоящими эсерами.

Когда Муравьев понял, что Антонова ему не видать, он объявил его сторонникам — настало время ехать в Тулу, Москву и Воронеж за крупной партией оружия. Дело серьезное, груз ценный, поэтому потребуются не менее 35 лучших бойцов и командиры (их лично отбирал сам Евдоким). В итоге Муравьев привел в лапы ВЧК часть антоновской верхушки, что не могло не сказаться на скорости ликвидации восстания. Отличный результат для одного человека.

Игра «Престола»



Следующий наш герой действовал уже во время Великой Отечественной войны, но в качестве «легенды» использовал все те же образы из мира Гражданской.

31-летний Александр Демьянов был идеальным пострадавшим от советской власти. Дворянин по происхождению, он работал электриком. В конце 20-х его арестовали сотрудники НКВД за хранение оружия, которое ему на самом деле подбросили, и антисоветскую пропаганду. После задержания Демьянова завербовали. Инженер-электрик устроился на работу в «Мосфильм», где налаживал контакты в культурной тусовке столицы. Там же он познакомился и со своей женой — Татьяной Березанцевой (и ее, и тестя, профессора и известного врача в Москве, впоследствии тоже завербуют и будут задействовать в спецоперациях). Благодаря знакомствам, а также связям с дипломатами и журналистами на электрика обратила внимание немецкая разведка. К тому моменту чекисты готовили Демьянова для большой радиоигры, так что заинтересованность со стороны Третьего рейха пришлась кстати.



В декабре 1941-го, в разгар успешного контрнаступления под Москвой, Демьянов перешел линию фронта, и, добравшись до немцев, принялся рассказывать, как якобы в тылу у русских есть подпольная организация «Престол», которая мечтает свергнуть ненавистную красную власть и вернуть монархию. Он уверял, что среди заговорщиков только проверенные люди, которые готовы работать с Третьим рейхом.

Прежде чем согласиться, немцы устраивали Демьянову одну проверку за другой. Даже расстрел имитировали. Все испытания Александр прошел успешно. Немаловажную роль сыграла и легенда, которая оказалась очень надежной. Весной 1942-го русский разведчик вернулся на родину с ответом для «Престола» и новым заданием — устроиться в штаб красной армии, чтобы передавать информацию немецкой разведке. На деле же Третий рейх получал тщательно проработанные ложные сведения, не поверить в которые было просто невозможно.

Агентов, которых отправляли для работы с «Престолом», русские успешно ловили и либо нейтрализовывали, либо перевербовывали на свою сторону. За все время чекистам удалось устранить более 50 вражеских лазутчиков.



В 1944-м Демьянов поучаствовал еще в одной спецоперации. Разведчик сообщил в Германию, что в советском тылу существует партизанский район, в котором немецкая часть, численностью в две тысячи человек, до сих пор держит оборону в лесах Белоруссии. Они очень нуждаются в боеприпасах, провизии и связи.

На фоне плохих новостей Третьему рейху была нужна хоть одна хорошая. История о том, что где-то в тылу противника есть маленький, но гордый отряд, который отбивается, но не сдается, подходила идеально. Однако русские подготовились основательно: например, завербовали пленного немецкого полковника, который сыграл роль командира окруженной группировки, а заодно отправили отряд из агентов, который перехватывал вражеских разведчиков. В результате Третий рейх, переживая худший период в своей жизни, исправно засылал «окруженным» самолеты, набитые ценным снаряжением, а завербованного НКВД полковника даже награждали и лепили из него храброго героя.

Шпионы и игры



Чтобы побыть в шкуре шпиона, вовсе не обязательно тщательно разрабатывать легенду, ежесекундно помнить миллион мелочей, уметь обращаться с рацией и переходить линию фронта. В видеоиграх хватает историй из мира разведчиков, и подчас они не хуже реальных.

Самые яркие представители жанра — игровые серии Splinter Cell и Metal Gear Solid. Писатель Том Клэнси создал одного из самых главных разведчиков XXI века — Сэма Фишера. Он всегда оказывается в центре сложнейших геополитических событий, пускай и вымышленных, но от этого не менее захватывающих. Японский геймдизайнер Хидео Кодзима придумал невероятно проработанную вселенную с десятками персонажей, бесчисленными интригами и общим сюжетом, в котором невозможно разобраться с первого раза. Игры серий Splinter Cell и Metal Gear Solid едва ли уступают любой реальной истории про шпионов.



Если вы любите тактические игры и не против изометрии, обратите внимание на Invisible, Inc. В игре рассказывается история секретного подразделения, которое в лучших традициях киберпанка вламывается в корпорации и ворует данные. А авторы Phantom Doctrine отправляют игроков во времена Холодной войны. Вам предложат создать свою агентурную сеть из завербованных агентов ЦРУ и КГБ, раскрывать и устранять шпионов, а также поучаствовать в сложных тактических операциях, словно вы и есть Александр Демьянов.



Шпионаж — неизменный спутник человеческой цивилизации. Лазутчики определяли ход военных кампаний еще в эпоху Древнего мира. И было бы глупо считать, что они исчезнут с шахматной доски сейчас, в эпоху уже царствующего киберпанка. Поэтому игры про шпионов будут продолжать выходить, ведь где им еще черпать вдохновение, как не в реальном мире.

Обсудить