Тайны железных дорог, которые стоит показать в Metro Exodus
Агитационные поезда коммунистов, секретный правительственный вокзал в Москве и железнодорожные всадники Апокалипсиса
Серию Metro мы привыкли ассоциировать с московской подземкой — по сюжету, после обмена ядерными ударами между США и Россией, именно здесь укрылись уцелевшие. Метро — великолепный сеттинг для книги и игры: с ним связано много историй, от откровенных городских легенд до вполне реального альтернативного правительственного «Метро-2», о котором мы уже писали в отдельной большой статье. Но теперь знаменитая игровая серия выбирается на поверхность — Metro Exodus рассказывает о похождениях Артема по просторам России, а главным транспортным средством станет железная дорога. О связанных с ней удивительных и реальных историях мы и расскажем.
Агитация на рельсах
Свергнув Временное правительство в октябре 1917 года, красные получили в свои руки самые ценные объекты страны — многие крупные индустриальные города, а также связывавшую их железнодорожную сеть. Но оставалась серьезная проблема: если в городах социалистическая пропаганда среди рабочих началась за десятилетия до революционных событий, то жители деревень к новой власти были настроены более подозрительно. В стране то и дело вспыхивали восстания, поэтому большевикам требовалось как можно быстрее замирить провинцию.
И тут настало время использовать преимущество в железных дорогах. Были придуманы агитпоезда — передвижные комплексы борьбы за сердца и умы народа. Они следовали по заранее составленному маршруту, чтобы «окучить» как можно больше деревень за раз. В составе обычно был небольшой автопарк — пока поезд стоял на станции и занимался основной работой, агитаторы на машинах разъезжались по удаленным деревням. Разумеется, дело не оканчивалось выступлениями ораторов — то, что одной «болтологией» ничего не достигнешь, большевики поняли на опыте свергнутого ими же Керенского. Поэтому агитпоезда предлагали практичному крестьянскому уму кое-что еще.
С каждым поездом ехала труппа артистов. Они разыгрывали мини-спектакли, например, «суды над буржуями», где были представлены образы самих капиталистов, «кулаков», революционных судей и прокуроров. В постановке могли участвовать и сами зрители — обычно в качестве «свидетелей». А еще были кинотеатры с развлекательными и агитационными фильмами — большая редкость и диковина в те времена.
Не забывали большевики и про «хлеб» — поезда были нагружены всякой полезной в хозяйстве городской продукцией. В некоторых вагонах имелись бесплатные передвижные бани. Но самым ценным были врачи, которые проводили агиткампании по гигиене, осматривали больных, а при возможности проводили лечебные процедуры. Всего по стране в Гражданскую курсировали 5 агитпоездов. Опыт был удачный — причем настолько, что его не забывают и в наше время.
Секретный вокзал Брежнева
Сегодня лидеры стран предпочитают передвигаться самолетами: это самый быстрый вид транспорта, который считается и одним из наиболее безопасных. Но так было не всегда: еще несколько десятилетий назад из-за сравнительной ненадежности авиатехники правители пользовались самолетами только тогда, когда нужно было срочно попасть на какую-нибудь важную встречу. В остальное время предпочитали более «традиционные» варианты: Черчилль и Рузвельт пользовались линейными кораблями, Сталин — бронированным вагоном. В СССР такая практика сохранялась и в хрущевско-брежневские времена.
Но у железных дорог были и свои минусы. При подготовке к поездке генсека в Москве на долгие часы приходилось закрывать и оцеплять один из вокзалов — это создавало проблемы жителям города, да и служба охраны все равно была недовольна, так как полностью обеспечить безопасность не получалось. В Политбюро пришли к выводу, что было бы куда удобнее обзавестись своим вокзалом где-нибудь недалеко от центра Москвы, но при этом в сравнительно тихом, неприметном месте.
Этим местом стала Алексеевская соединительная линия, дающая возможность быстро оказаться на любом железнодорожном направлении от Москвы. На ней находятся, например, знаменитые «три вокзала» — Ленинградский, Ярославский и Казанский. Место было настолько удобным, что в конце XIX века неподалеку был построен Императорский железнодорожный павильон. Фактически это был мини-вокзал для царя, чтобы тот мог комфортно и безопасно приезжать в Москву. Сегодня это станция электричек Каланчевская.
Советский спецвокзал закончили в 1974 году. Со стороны он выглядел как небольшое депо, затерявшееся среди железнодорожных путей, разных железнодорожных объектов и даже жилых зданий. Внутри, за высоким забором — небольшой зал ожидания, одна платформа, а также массивный ангар для спецпоездов. Отдельное внимание уделялось безопасности — работавшие неподалеку железнодорожники, например, отмечают, что много раз видели отправление спецпоездов, но ни разу не заметили прибытие кортежа автомобилей к вокзалу. Возможно, к объекту подвели подземный туннель, но проверить это нереально — правительственный вокзал до сих пор закрыт.
В семидесятые и начало восьмидесятых с вокзала отправлялся как знаменитый «брежневский литерный поезд», так и составы с советскими чиновниками рангом пониже. Но затем востребованность политики начали пересаживаться на самолеты. Последним важным гостем вокзала, вероятно, стал Ким Чен Ир — поезд бывшего лидера Северной Кореи принимали в Москве летом 2001 года.
Но и сегодня на вокзале продолжается жизнь: объект строго охраняется, рабочие регулярно ремонтируют здания, а раз в месяц на пути выгоняют состав, проверяя все системы.
Ракетные поезда
Эти составы родом из Холодной войны уже светились в мире «Метро» — а именно, в книге «Путевые знаки», герои которой нашли ракетный поезд и отправились на нем из Петербурга в Москву.
Разработку ракетных поездов СССР начал в конце 1960-х годов для защиты от упреждающего ядерного удара. Советские конструкторы разработали немало систем, делавших упреждающий удар малоэффективным: начиная с комплекса «Периметр», способного в автоматическом режиме выдавать решение о запуске ракет даже после гибели всего командования, и заканчивая передвижными ракетными комплексами, определить местоположение которых было гораздо сложнее, чем привычных шахт.
Ракетные поезда Советского Союза оказались крепким орешком как для противника, так и для разработчиков, которым пришлось решить немало непростых задач. Например, ракету весом в 150 тонн требовалось «утрамбовать» в обычный железнодорожный вагон — нестандартные размеры заметно упростили бы работу разведке врага. Максимальная скорость планировалась в 120 километров в час, а действовать поезд должен был в любых климатических условиях.
Первый состав комплекса 16П961 «Молодец» заступил на боевое дежурство в 1987 году, а всего было запущено 12 поездов, рассчитанных на перевозку трех ракет с десятью боеголовками каждый. Обычно состав состоял из 15-18 вагонов — в них находились штабы, кухни, медотсеки, помещения для охраны, средства радиоэлектронной борьбы, и сами ракеты. «Молодец» был полностью автономен — имелась даже собственная цистерна с мазутом и возможность дозаправки на ходу. Экипаж состоял из 70 человек.
«Молодец» выделялся тремя локомотивами — при необходимости это позволяло разделить поезд на три автономных состава. И пустить каждый своей дорогой. Правда, с другой стороны, такая конфигурация облегчала поиск ракетных поездов со спутника. Хотя на практике это все равно было весьма трудным делом — за сутки «Молодец» мог проехать 1000 километров в любом направлении, затерявшись среди сотен гражданских поездов.
Состав мог запустить ракеты практически с любого участка железнодорожных путей, за исключением туннелей или участков под мостами. А вот провода помехой не были — сначала бригада поезда отключала электричество на нужном участке, а потом при помощи специального устройства убирала их в сторону. В зависимости от условий, на подготовку к пуску требовалось от 3 до 25 минут.
Прослужили такие составы, впрочем, совсем недолго: уже в 1993 году Россия согласилась уничтожить ракетные поезда в рамках договора СНВ-2. Все «Молодцы» были порезаны на металлолом в 2003-2007 годах, уступив место передвижным комплексам «Тополь-М» на колесном шасси. В 2013-2017 годах Московский институт теплотехники вел работы над железнодорожным ракетным комплексом «Баргузин», но сейчас этот проект закрыт.
Все перечисленные артефакты вполне логично смотрелись бы как в мире Metro, так и в любой другой игре про российские железные дороги. И, возможно, в Metro Exodus мы их уже не увидим, но почему бы не сделать DLC с, например, агитационными поездами коммунистов?