Оглавление

Тактические игры, которые нельзя пропускать: нестареющая классика

Спасаемся от зачистки открытых миров, плохих шутеров и отсутствия новейших видеокарт

Времена нынче мрачные, но интересные. Обновить стареющий ПК нет никакой возможности, консоли нового поколения оседают на чердаках перекупщиков, а новейшие блокбастеры требуют месяцев доработки после релиза. Пора вспомнить об играх, ради которых вовсе не обязательно добывать новейшую видеокарту с аппаратной трассировкой лучей, — о жанрах, отражающих ДНК старого ПК-гейминга. Недавно мы обсуждали стратегии — теперь пришла очередь тактик.

Разумеется, тактические игры были и есть на консолях. Несколько культовых японских серий до сих пор существуют только на приставках и постепенно осваивают смартфоны. И все же до Кармака и Ромеро компьютер — из-за технических особенностей — считался вотчиной неспешных, вдумчивых игр. В эпоху боевиков в открытых мирах пошаговый геймплей воспринимается приветом из далекого прошлого. Хотя подобные игры выходят и сегодня — и, в отличие от стратегий, ни журналисты, ни блогеры, ни игроки не пытаются их похоронить.

Сразу обозначим границу между пошаговыми играми и тактиками в реальном времени. Хотя в последние годы вышло несколько ярких наследников Commandos, этот вид достоин отдельного разбора. Сегодня рассмотрим несколько пошаговых тактических стратегий и ролевых игр, которые наилучшим образом отражают суть жанра. А главное — доступны для покупки и запуска на современных устройствах без танцев с бубном.

Серия XCOM





Пример игры, имеющей все признаки стратегии — глобальную карту, строительство, исследования и производство с долгосрочным планированием, — но запоминающейся именно тактическими боями. XCOM первой всплывает в любых обсуждениях пошаговых тактик. Оригинальная игра под именем UFO в Европе и X-COM (тогда еще через дефис) в США вышла в 1994 году. Игрок руководил секретной службой, отслеживающей активность инопланетян на Земле, а также командовал боевыми операциями, управляя небольшими отрядами агентов в поле.

Создатель UFO Джулиан Голлоп разрабатывал пошаговые тактики еще в 80-х для ZX Spectrum. Изначально X-COM задумывалась как сиквел Laser Squad, но эталоном жанра стало — и для многих до сих пор является — именно продолжение. Выверенный баланс между глобальной стратегией и сложными боями стал визитной карточкой игры. Последующие части смещали его в ту или иную сторону, попутно упрощая механики, — и поклонники серии, как водится, были в ярости.

Новую жизнь франшиза обрела уже во втором десятилетии нового века, по иронии став доступнее более широкому кругу геймеров. Хотя «хардкорность» в дилогии XCOM от Firaxis сохранилась, фанаты классических выпусков упрекали игры в «оказуаливании», странной системе расчета попаданий и во множестве других грехов. Тем не менее, спустя две части и несколько дополнений, сегодня именно новая XCOM является лучшим способом познакомиться как с серией, так и с жанром.

Последняя на данный момент игра франшизы — Chimera Squad. Авторы сделали ставку на тактику и уникальных героев, заметно упростив стратегические элементы. И хотя интересные и свежие идеи в этой части присутствуют, они в итоге тонут в однообразии миссий и неудачной прогрессии.




Серия Jagged Alliance





Второй столп тактических игр, знакомый любому геймеру, у которого в конце 90-х был более-менее производительный компьютер. По-настоящему культовой стала Jagged Alliance 2, в которую поклонники жанра играют до сих пор и которую безуспешно пытаются скопировать авторы множества отвратительных продолжений.
Боевую часть при особом желании можно сравнить с XCOM — пошаговые сражения на изометрической карте, похожие на напряженную шахматную партию, присутствуют в обеих играх. Однако во всем остальном Jagged Alliance куда больше похожа на ролевую игру и опирается на иной сеттинг. Никаких инопланетян — только вымышленная тропическая страна третьего мира и местный злобный диктатор, с которым и предстоит воевать.

Для успеха игроку придется не только проявлять чудеса тактического мышления в бою, но и грамотно подбирать отряд, учитывая характеристики как главного героя, так и наемников, а также их взаимоотношения между собой. Поддерживать боеспособность помогает доход от разбросанных по карте шахт и грамотное использование объектов местной инфраструктуры. Здоровье бойцов и вложения в качественную экипировку — залог успеха. Как и тренировка народного ополчения на отвоеванных у диктатора территориях.

Увы, ни одно из приличного списка продолжений не приблизилось к культовой Jagged Alliance 2 по качеству, глубине и уровню проработки. Новая попытка — грядущая Jagged Alliance 3 от Haemimont Games, известной по отличной Surviving Mars, некоторым частям Tropico и Grand Ages: Rome, а кто-то еще может помнить старенькую, но занятную RTS Tzar. Определенный уровень доверия к студии присутствует, но на данный момент у игры нет даже примерной даты релиза.



Silent Storm





Российская игровая индустрия достаточно долго пребывала во мгле, хотя еще в середине 00-х годов во многие проекты отечественных разработчиков играть было увлекательно и совсем не стыдно. Например, студия Nival сделала первых «Аллодов» и Heroes of Might and Magic V. А сейчас выходцы из компании возрождают веру в российские игры уже второй частью CRPG Pathfinder.

«Операция Silent Storm» 2003 года — одна из самых ярких и любимых народом игр Nival и просто отличная тактика. Альтернативная история Второй Мировой, где бок о бок с обычными солдатами сражаются бойцы в экзоскелетах с энергетическими винтовками, а тайная организация стремится вывести на орбиту спутник с лучевой пушкой. Добавьте в этот коктейль сложные сражения, детально проработанную экипировку, систему классов и разрушаемое окружение — и получите культовый среди ценителей жанра жанра. Еще и с музыкой Андрея Архонта (Федоренко) — лидера довольно популярной в 00-х московской метал-группы Archontes.
Позднее вышло дополнение «Часовые» (Silent Storm: Sentinels) и разработанное сторонней студией менее успешное продолжение «Серп и Молот». Увы, с тех пор серия покоится с миром.




Final Fantasy Tactics





Отнюдь не первая японская тактическая ролевая игра в истории, но, вероятно, одна из наиболее известных российским игрокам — в виду «народности» PlayStation из-за дешевых пиратских дисков, а также популяризации бренда Final Fantasy известным игровым журналом конца 90-х.

FF Tactics подкупала увлекательным и сложным игровым процессом, заставляющим скрупулезно собирать отряд, прокачивать десятки классов и мультиклассов, тасовать умения разных профессий в одном бойце. Сказочным, но суровым миром Ивалис, будущее которого позднее показали в Final Fantasy XII. Взрослым и полным интриг сюжетом, достойным Джорджа Мартина. Правда, для его понимания требовался неплохой английский, русские версии на консолях в 1998 году еще не получили широкого распространения. И, конечно, игра привлекала визуальным стилем, за который отвечал художник Акихико Есида, работавший над не менее известными Tactics Ogre, Vagrant Story и той же FF XII.

В 2007-м FFT вышла на PSP с подзаголовком The War of the Lions и новыми видеороликами. А в 2011-м появилась в AppStore, через некоторое время — в Google Play. Увы, мобильная версия является прямым портом с дополнительными элементами интерфейса, и управление в ней довольно неудобное. Но сейчас именно она — наиболее простой легальный способ для новичков прикоснуться к классике.

В октябре 2021 года появились слухи о возможной разработке ремастера или ремейка Final Fantasy Tactics, но дальнейших подтверждений пока не последовало.

Где найти:



Серия Fire Emblem





Fire Emblem считается родоначальницей японских тактических ролевых игр. Именно из этой серии так или иначе выросли и Langrisser с Shining Force, и Tactics Ogre, в свою очередь породившая упомянутую выше Final Fantasy Tactics и серию Disgaea. С 1990 года вышло полтора десятка игр, спин-оффов, переизданий.

Краеугольный камень концепции Fire Emblem — персонажи, их характеры и взаимоотношения. На поле боя, разделенном на клетки, сражаются не безымянные всадники, пехотинцы и лучники, а герои с прописанной предысторией и уникальными навыками. Сложные сюжеты серии строятся на отношениях этих героев — пройденный путь и выборы в диалогах влияют на состояние всей команды и финал.

Однако и боевая часть проработана ничуть не хуже — от выпуска к выпуску детали разнятся, но часто необходимо учитывать типы атак, прочность оружия, особенности ландшафта, бонусы от соседства с дружественными юнитами и еще множество нюансов. Включая необратимую смерть бойцов — хотя современные Fire Emblem предлагают еще и альтернативный режим, в котором павшие на поле боя герои возвращаются в строй в следующей схватке.

Серия долгое время не покидала пределов Японии, однако и сегодня можно ознакомиться с приличным числом выпусков на английском. Только на Switch прямо сейчас доступны как новейшая Three Houses, так и переиздание самой первой Shadow Dragon & the Blade of Light.



Серия Advance Wars





Единственная серия в подборке, ознакомиться с которой легально на современной платформе можно будет только весной, когда на Nintendo Switch выйдет ремейк сразу двух самых известных выпусков. Но не сказать о культовой франшизе было бы преступлением. Тем более, что первой Advance Wars для Game Boy Advance исполнилось 20 лет.

Формально это часть куда более древней франшизы Wars, которую Intelligent Systems (создатели Metroid, Fire Emblem, Paper Mario и еще десятков игр по различным IP Nintendo) представила на Famicom (NES) еще в 1988 году. Но большинство игр выходили исключительно в Японии, и у нас наиболее известен только внутренний цикл Advance Wars для GBA и DS.

В отличие от уже упомянутых японских тактик, Advance Wars делает ставку на контроль территорий. Карта точно так же разделена на клетки, но юниты здесь — не уникальные бойцы, а отряды разных типов. По ходу сражения необходимо захватывать города, которые приносят ресурсы для строительства зданий и вызова подкреплений. Залог победы — доминирование на карте и лишение врага поддержки. И герои — они на поле тоже присутствуют, а их уникальные умения могут наделить отряды дополнительными полезными характеристиками.
Обладатели Nintendo DS могут поискать на вторичном рынке Advance Wars: Days of Ruin 2008 года — последнюю на сегодня часть серии. Владельцам же Switch рекомендуется дождаться весны 2022-го, когда выйдет Advance Wars 1+2: Re-Boot Camp.



Серия Disgaea





Одна из самых известных и до сих пор здравствующих серий тактических японских RPG, впервые появившаяся еще на PS2 в 2003 году. Популярная платформа, переиздания на других консолях, шесть номерных выпусков и геймплей, опирающийся как на наследие Tactics Ogre и Final Fantasy Tactics, так и более традиционных JRPG.
Первыми в глаза бросаются стиль и сеттинг Disgaea. Мрачный карнавал и целая мультивселенная с вампирами, бесами, суккубами и… пингвинами. Вторым — формат, в котором игра за пределами сражений не выбрасывает игрока на глобальную карту, а позволяет исследовать большой хаб и общаться с NPC. Но нас больше интересуют сами бои, проходящие на изометрической и разделенной на квадраты арене.

Увы, уместить в абзац многообразие механик, превращающих Disgaea в смесь TRPG и какого-то боевого «тетриса», совершенно невозможно. Множество классов, способности бойцов и оружия, меняющиеся характеристики клеток, башня из персонажей и трансформация их самих — и великое многообразие комбинаций всего, что предлагает игра. Более комплексную и вариативную тактику найти сложно. Как сложно и постигать ее премудрости новичкам.

Уникальная особенность Disgaea — эта серия, зародившаяся на PlayStation 2, доступна на современных платформах. В том числе — на ПК в Steam, начиная с самой первой части. Правда, шестая пока что вышла только на PS4 и Nintendo Switch.







В следующий раз мы расскажем о новых сериях и о наследниках некоторых из представленных выше игр. А вы пока делитесь в комментариях, какие тактические игры лично считаете наиболее удачными и достойными ознакомления.

Обсудить