Оглавление

Тактические игры, которые нельзя пропускать: новые лица

Преемники классических тактик и новые франшизы в жанре

Недавно мы решили отвлечься от насущных проблем индустрии и обратились к вечным ценностям. К жанру, способному пережить кризисы, будь то дефицит комплектующих или нехватка идей и смелых решений в новейших блокбастерах. Рассмотрели классику тактических стратегий и RPG — теперь обратим внимание на новичков жанра и идейных наследников культовых серий.

Phoenix Point





После X-COM Apocalypse (1997) создатель культовой серии Джулиан Голлоп неоднократно пытался повторить успех самого известного своего детища. Геймдизайнер выпускал компьютерные шахматы, возвращал из небытия Rebelstar и Laser Squad, создал тактику Tom Clancy’s Ghost Recon: Shadow Wars эксклюзивно для Nintendo 3DS.
В 2013 году Голлоп основал студию Snapshot Games и отправился на Kickstarter. Благодаря поддержке фанатов он уже через два года выпустил фэнтези-тактику Chaos Reborn — переосмысление своей же Chaos: The Battle of Wizards — и начал работу над новым проектом, Phoenix Point. Игра провела в разработке четыре года и вышла в конце 2019 года.

Phoenix Point воспроизводит формулу оригинальной UFO/X-COM, дополняя ее новыми элементами как в системе развития, так и в исследовании глобальной карты, которую постепенно заражает древний инопланетный вирус. И все это разбавлено системой отношений с несколькими фракциями и вариативностью концовок.

Увы, на старте игра «радовала» багами, сломанным балансом, непонятной кривой сложности. Ценимый фанатами жанра хардкор выглядел не дизайнерским решением, а банальной недоработкой. Ситуацию правили патчами и дополнениями, но, несмотря на неплохие отзывы, суперхитом уровня XCOM Phoenix Point так и не стала. И все же поклонникам тактических стратегий стоит ознакомиться.



Xenonauts





Идеальный наследник оригинальной X-COM: UFO Defense, созданный фанатами для фанатов. Восторг журналистов, очень положительные отзывы в Steam, высочайшая сложность и дотошное внимание к деталям и механикам. Как на тактической боевой карте, так и на глобальной стратегической, и в системе развития базы.
Маленькая независимая студия Goldhawk Interactive оказалась недовольна версией XCOM от Firaxis. Пообещав поклонникам жанра лучшую тактическую стратегию и получив народные инвестиции, разработчики эти обещания сдержали и в 2014-м выпустили Xenonauts. Изометрическую тактическую стратегию о войне коалиции США и СССР с инопланетным вторжением в альтернативном 1979 году. Неказистую на вид, но очень глубокую в плане игрового процесса.

Игра понравилась публике, и авторы запустили производство Xenonauts 2 — непрямого сиквела на Unity3D. Сейчас игра находится в раннем доступе Steam — можно попытать счастья и подать заявку на тестирование. Одна проблема — ни оригинал, ни вторая часть на данный момент не переведены на русский язык.



Invisible, Inc.





Дитя Metal Gear и XCOM — пошаговая стелс-головоломка от авторов дилогии Shank, платформера Mark of the Ninja, симулятора колонии Oxygen Not Included и «выживача» Don't Starve. Канадская студия Klei Entertainment давно заслужила статус надежных и стабильных разработчиков небольших, но качественных игр. Invisible, Inc. — как раз такая.

Под управлением игрока оказывается отряд шпионов, едва спасшихся после нападения на их штаб-квартиру. Задача — собрать по всему миру информацию, освободить других агентов, проникнуть на базу врага и спасти искусственный интеллект Incognita, буквально являющийся мозгом организации Invisible, Inc. И все это — за три игровых дня, по истечении которых ИИ будет навсегда отключен.

Разнообразить каждое прохождение может выбор агентов на старте и процедурно генерируемые миссии. Агенты, кстати, не бессмертны — как и в XCOM, хороший солдат на вес золота, терять шпионов не рекомендуется. В открытый бой лучше вообще не соваться — игра ориентирована на скрытное прохождение карт.

Яркая и запоминающаяся Invisible, Inc. бросает настоящий вызов любителям тактик и головоломок, обладает высокой реиграбельностью, но, увы, не переведена на русский. Тем не менее, она доступна на Windows PC, Linux, Mac, PS4 и Nintendo Switch — не пропустите.



Into the Breach





Простенький на вид пиксельный шедевр от авторов Faster Than Light — феномен 2018 года. Гибрид «Тихоокеанского рубежа» и «Грани будущего» в виде минималистичной, но страшно аддиктивной игры — боевые роботы путешествуют во времени, пытаясь спасти человечество от расы Век, местных кайдзю.

Into the Breach при всей кажущейся простоте объединяет элементы тактики и roguelite и местами напоминает шахматы. Игрок зачищает от монстров острова, спасает мирное население до тех пор, пока не встретится с непосильным врагом. После поражения время перезапускается, и уже опытный отряд мехов вновь вступает в бой с кайдзю. Каждая маленькая карта — настоящая головоломка, на которой занять стратегически важную клетку или защитить гражданскую постройку зачастую куда важнее, чем нанести непосредственный урон противнику.

Увлекательный тактический геймплей и механика рогалика делают Into the Breach крайне реиграбельной и отлично подходящей как длительных сессий за монитором, так и для коротких матчей в дороге. Благо, доступна игра как на ПК, так и на Nintendo Switch.



Fell Seal: Arbiter's Mark





Лучший подарок фанатам Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre сделала семейная пара из Орландо, штат Флорида, США — Пьер и Кристина Леклерк, работающие под брендом 6 Eyes Studio. И российский издатель 1C Entertainment, после успешной Kickstarter-кампании предложивший помощь в локализации на несколько языков и продвижении игры на разных рынках.

Fell Seal «нарисована от руки» Кристиной Леклерк и легко узнается благодаря стилю, заметно отличающемуся от дизайна Акихико Есиды. Но главное — тактические бои, изометрия, стратегическое развитие армии, продвижение по сюжету и глобальной карте — очень похоже на FF Tactics. Если угодно, это правильный сиквел, который сама Square Enix создать так и не смогла.

Arbiter's Mark исправляет многие недочеты игры 1998 года — вроде беспощадного гринда из-за вечной нехватки очков опыта или сурового менеджмента экипировки, на которую, в свою очередь, не хватает денег. При этом предлагает тот же продуманный боевой процесс и интересный, логичный фантастический сюжет. Игра доступна на всех актуальных платформах и переведена на русский язык.




Wargroove





Со скрипом доведя до релиза многожанровую солянку и Kickstarter-хит Starbound, британская Chucklefish решила сделать что-то менее всеобъемлющее. Почему бы не клон Advance Wars, но без танков и в фэнтези-сеттинге? Так в 2019 году вышла пошаговая тактическая стратегия Wargroove, не только воспроизводящая ключевые механики культовой игры с GBA, но и визуально весьма на нее похожая.

Как и прародитель, Wargroove опирается на контроль территорий — захват деревень на карте приносит ресурсы, необходимые для покупки войск. Сами войска представлены сразу целыми отрядами — например, копейщиками или лучниками, — и героями, уникальные умения которых помогают не только в бою, но и улучшают характеристики войск. Баланс типов войск и интересные задачи на тактических картах удерживают до титров куда лучше схематичного сюжета, но мы здесь ради тактики, а не ради диалогов.

Wargroove доступна в Steam, на Nintendo Switch, PS4 и Xbox One. Но если вам нужны именно танки и самолеты плюс более современная графика, то на ПК можно найти дилогию Tiny Metal от японской студии AREA 35, также опирающуюся на наследие Advance Wars.




Banner of the Maid





Если есть достойный клон Final Fantasy Tactics, то в эпоху доступных движков, краудфандинга и открытых всем желающим торговых площадок обязан был появиться клон Langrisser. Это древняя серия японских тактических ролевых игр для консолей SEGA (впоследствии для ПК и PlayStation), выросшая из культовой Fire Emblem от Nintendo и с ней же напрямую конкурирующая.

Сюжеты игр цикла полны интриг, а тактические бои построены по принципу «камень-ножницы-бумага» — так же, как у прародителя и соперника. Только если в FE ключевая сила — герои, то в Langrisser на поле боя основная сила — отряды, которыми управляют несколько командиров. Примерно как в Advance Wars, только без захвата городов. Вот по такому же принципу построен игровой процесс и в Banner of the Maid от китайской студии Azure Flame.

Помимо того, что эта игра — отличный способ познакомиться с жанром на ПК, она привлекает нетипичным сеттингом. События разворачиваются в альтернативной Франции конца XIX века, главная героиня носит фамилию Бонапарт, а игрок принимает непосредственное участие в фэнтези-версии Великой революции. Это сочетание как минимум интересно, да и отзывы в Steam очень положительные.



Triangle Strategy





Напоследок — игра, которая еще не вышла, но выглядит крайне занимательно. С выходом Nintendo Switch компания Square Enix решила вернуть классический стиль и геймплей своих культовых игр 90-х в новых брендах. Сочетание полигональной трехмерной графики и пиксель-арта, приглушенные цвета, процесс в стиле старых Final Fantasy отличали JRPG Octopath Traveller (сегодня доступна на ПК и Xbox). Новый проект — Triangle Strategy — выглядит очень похоже, но по жанру относится к TRPG. Как Final Fantasy Tactics, Tactics Ogre и Fire Emblem.

Если с боевой частью все относительно понятно — карта, клетки, перепады высот, поочередные действия отрядов и героев, — то за пределами сражений игра превращается не в менеджмент армии на глобальной карте, а во вполне себе JRPG. С перемещениями по локациям и разговорами с NPC. На развитие сюжета влияют три ключевых показателя — мораль, свобода и польза. Баланс между ними определяют выборы игрока, которые в итоге могут привести к различным концовкам.

Triangle Strategy выходит на Nintendo Switch в марте 2022 года, но уже сейчас в eShop доступна демоверсия. Если игра будет пользоваться успехом, можно в будущем ожидать релиз и в Steam, как это было с Octopath Traveller.





Каждый год выходит несколько тысяч игр, независимые разработчики выпускают десятки клонов любимых хитов своего детства, иногда на забытые жанры обращают внимание и крупные студии. Из небытия вернулся бренд Battletech, по вселенной Warhammer 40000 выходят пошаговые варгеймы, ветераны BioWare несколько лет назад выпустили примечательную трилогию Banner Saga. Невозможно охватить все игры даже в одном жанре. Поэтому, как всегда, делитесь в комментариях названиями тех тактик, которые лично вы считаете интересными и достойными упоминания.

Обсудить