Оглавление

История танкостроения на протяжении ста лет

Танковые войска и их применение, в видеоиграх и реальности

Танки — главный символ войн в XX веке. И хотя средства массовой культуры преувеличивают их значимость в современных конфликтах, представить современную армию без танков просто невозможно. В этой статье мы расскажем историю возникновения этих бронированных монстров, опишем их роль в войнах и вспомним, как они показаны в видеоиграх.

Боевое крещение танков на полях Первой Мировой



Первая Мировая Война оказалась не тем, чего от нее ждали полководцы. Увы, вместо молниеносных кампаний Европа на четыре года погрузилась в ад позиционной бойни. Для выхода из стратегического тупика велись эксперименты, одним из которых оказался танк. Подобные разработки проводились и раньше, но инженеры довели их до ума только к середине Первой Мировой. Впервые эти бронемашины использовали англичане в битве на Сомме, в сентябре 1916-го года. Расчет стратегов ориентировался прежде всего на отсутствие полноценных противотанковых средств у немцев. Помимо этого танки вызвали у солдат противника ужас, но их основные недостатки — скорость в 6,5 км/ч и необходимость частых ремонтов не позволили полководцам переломить ход войны. Немецкие бронемашины появились сравнительно быстро, и вскоре обе стороны конфликта использовали танки, правда прорвать Западный фронт не удалось никому.



Возможно, если бы Германия построила больше бронемашин, то война бы затянулась. В таком случае танки смогли бы раскрыть свой потенциал в полной мере. Этого не случилось, но за два года Первой Мировой они развивались и получили специализацию. Так, пехотные танки использовались для поддержки основной живой силы, а крейсерские вели бой самостоятельно. Вторые не успели проявить себя, однако стали ориентиром для развития танков будущего. Правда, не во всех странах.

Также отметим, что они применялись по ходу Гражданской Войны в России, прежде всего в армии генерала Врангеля, но там они также ни на что не повлияли. Танки Первой Мировой применялись и позже, например, французами во время войны с Германией в 1940-м году и немцами при обороне Берлина в 1945-м. В обоих случаях они выглядели архаично и доказали свою неэффективность на фоне бронемашин того времени.



Подобная техника не так давно появлялись в Battlefield 1. Эта игра исказила исторические реалии и превратила позиционную бойню в классическую механику серии. Так, в целях баланса, разработчики из DICE сделали из первых танков, своего рода, ультимативное оружие. Внешний вид британских Mark V и немецких A7V в Battlefield 1 показан безупречно, но их возможности не соответствуют реальной истории.

Танки на вершине славы. Вторая Мировая Война



Неспособность танков повлиять на ход Первой Мировой привела большинство стратегов к странным решениям. Так, правительства Франции, Финляндии и Польши сделали ставку на оборону в расчете на то, что средства прорыва у противников в ближайшее время не появится. Как результат, эти страны оказались в числе тех, кто проиграл, ведь их руководители не оценили темпы развития бронемашин. Танки позволили прорвать оборону и дать преимущество над противником, который придерживался старых принципов ведения войны. Собственно говоря, именно танки превратили позиционную войну в маневренную. Танкостроение бурно развивалось прежде всего в нацистской Германии и Советском Союзе, в меньшей степени — в США и Британии. Да, Третий Рейх тоже потерпел поражение, но по иным причинам, а ставка на танковые войска позволили Гитлеру выиграть ряд военных конфликтов на раннем этапе Второй Мировой.



В межвоенный период советские конструкторы разрабатывали различные машины: маленькие танкетки Т-21, быстроходные БТ-5, плавающие Т-38, многобашенные Т-35 и СМК... Велись эксперименты и с вооружением — так, помимо пулеметов и противотанковых пушек, использовались бетонобойные снаряды и даже огнеметы. За 21 год, которые разделяют Первую и Вторую Мировые Войны, в танкостроении произошла настоящая революция. Эти машины стали быстрее и надежнее, обросли толстой броней и обзавелись мощным вооружением. Отметим, что конструкторы не просто воплощали в металле собственные фантазии, а выполняли конкретные задания военачальников. Именно полководцы по ходу испытаний и военных конфликтов решали, какие свойства бронемашин им нужны. Так, после ряда предвоенных конфликтов генералы поняли, какими должны стать современные танки. Как результат, Т-34 и КВ, которые приняли на вооружение незадолго до Великой Отечественной, оказались лучшими танками своего времени, а ничего подобного «тридцатьчетверке» не появилось до конца войны.

К началу Второй Мировой все танки разделили на три группы — легкие, средние и тяжелые, Каждый класс имел свое предназначение. Легкие использовались для разведки и развития наступления после прорыва с целью выхода на оперативный простор. Тяжелые — для борьбы с укреплениями и другими бронемашинами. А средние танки оказались компромиссным вариантом между скоростью и защищенностью. Не удивительно, что на решающем этапе Второй Мировой они стали основной боевой силой. Эта война стала ареной для применения массированных ударов танковых дивизий — в Африке, Европе и на территории СССР разворачивались схватки лучших полководцев XX века. Ничего подобного по масштабам и широте замыслов больше не было и, скорее всего, не будет.



Ближе к концу войны главной боевой силой стали тяжелые ИС-2 и «Тигры», но при этом в некоторых условиях легкие танки все еще оставались незаменимыми машинами. Так, во время Маньчжурской операции, после внезапного удара и прорыва обороны японцев, быстроходные БТ-7М позволили развить наступление и выйти в тыл Квантунской армии. Они перевели тактический успех в стратегический и завершили разгром Японии на территории Китая.

Если во времена Первой Мировой историки недооценили роль танков, то после войны 1939-1945 наоборот — наметилась переоценка их значимости. Они действительно стали незаменимыми, но при этом военачальники не могли обойтись без других средств ведения боя. Для удачных наступлений требовалось снабжать танки необходимыми ресурсами, гарантировать артподдержку и господство в воздухе. Без этих условий побеждать в сражениях просто невозможно. Так, на поле боя ИС-2 прощупывали противника и принимали огонь на себя, а главный удар наносили ИСУ, неповоротливые и уязвимые самоходки. Благодаря огневой мощи, немцы прозвали эту артиллерию «открывашкой для консервных банок», ведь они буквально разрывали их машины. Между тем, Вторая Мировая оказалась пиком развития тяжелых танков — дальнейшее увеличение толщины брони не имело смысла. Дело в том, что развитие ручных гранатометов позволило пехоте пробивать защиту любой техники.



Если даже историки завышают значимость бронемашин, то что говорить о разработчиках видеоигр. Так, в RTS тяжелые танки чаще всего превращаются в оружие, бороться с которым не может ни пехота, ни даже артиллерия. Более-менее достоверно их возможности демонстрируются разве что в первом «Блицкриге» и Company of Heroes: Opposing Fronts.

Но есть и положительные примеры. Так, разработчики серии Hearts of Iron показали, как используются танки на стратегическом уровне. В играх этой серии они представляли собой лишь инструмент ведения войны, который сам по себе не гарантировал успех. Для победы важно как количество танков, так и грамотное применение бронемашин на поле боя в сочетании с другими родами войск.



Немалую роль в популяризации танков сыграли современные многопользовательские симуляторы. Разработчики допустили в них одну условность — на картах сталкиваются между собой бронемашины равных классов, без пехоты и авиации. Если принять эту особенность, то перед нами раскроются игры с танковыми боями, которые в состоянии заинтересовать как историка, так и простого геймера.

Но иногда то, что происходит на экране нельзя объяснить игровыми условностями. Так, в одиночной кампании Call of Duty: WWII вражеские танки уничтожались исключительно выстрелами в тыл. Да, самую толстую броню конструкторы размещают спереди, в этом разработчики нам не соврали. Но при этом они искусственно ограничили игрока и заставили его носиться по полю боя, чтобы подойти к танкам сзади. Такая механика сработала в фантастическом Batman: Arkham Knight, но не в шутере о Второй Мировой.



Танки времен Холодной Войны



Во времена Холодной Войны стало очевидно, что наступлений с участием тысяч бронированных машин уже не будет. Между тем, они участвовали во всех региональных конфликтах, от Кореи до Афганистана. В течении Холодной войны постепенно отошли от деления танков на классы, ведь поздние модели и развивали скорость свыше 40 км/ч, и обладали приемлемой защитой. За основу такой бронетехники взяты средние танки, которые имели достаточную мобильность и огневую мощь. В результате они превратились в универсальные машины, которые справлялись с пехотой, бронетехникой и легкой авиацией. Благодаря этому роль каждого отдельного танка возросла. При этом они проектировались с расчетом на ведение боевых действий в условиях ядерной войны. Бронемашины не выдерживали прямой удар атомной бомбы, но справлялись с его последствиями, такими как радиация.

На протяжении Холодной Войны США и СССР не сталкивались напрямую в региональных конфликтах, а поставляли вооружение своим союзникам. Исключение только одно — Берлинский кризис. В пик напряженности на протяжении ночи 28 октября 1961-го года на территории пограничной зоны советские Т-55 и американские «Паттоны» стояли друг на против друга на расстоянии выстрела. И этот выстрел стал бы началом Третьей Мировой Войны. К счастью, разум руководителей СССР и США взял верх над эмоциями и кризис закончился сохранением статуса-кво. Не удивительно, что к барьеру подошли именно танки, ведь они олицетворяли мощь армий своих стран.



Между тем, лидеры сверхдержав постепенно отказывались от доктрины превосходства бронетехники. Причиной для этого решения стали неудачи в локальных конфликтах — США во Вьетнаме и СССР в Афганистане. Эти войны показали, что ставка на танковые войска далеко не всегда обеспечивает победу. В результате, военные оказались вынуждены провести реформу в армиях и переосмыслить тактику ведения войны. В ее основе легло плотное взаимодействие всех видов войск для достижение конкретной цели, и танки перепроектировали под эти нужды.

Холодная Война редко посещает мир видеоигр, поэтому увидеть танки того времени в интерактивных проектах непросто. Иногда эти бронемашины появляются в многопользовательских симуляторах, которые изначально ориентированы на Вторую Мировую, но в них разработчики не показали те изменения, которые произошли с танками за эти годы. Лучше всего тему Холодной Войны раскрыли разработчики стратегий. Среди них как псевдоисторическая фантастика, вроде Codename Panzers: Cold War и World in Conflict, так и RTS по мотивам реальных событий, вроде «9 Роты». Традиционное преувеличение роли танков в них смотрится уместно, к тому же, в распоряжении игрока вертолеты, точная артиллерия и пехота с гранатометами, которые в состоянии справиться с бронетехникой.



Современные танки



Сегодня танки по-прежнему ведут боевые действия в вооруженных конфликтах. Внешне они мало поменялись со времен Холодной Войны, но их цели стали другими. Танки перестали играть главную роль в вооруженных столкновениях, а стали средством нанесения точечных ударов по слабым точкам противника. Яркий пример — операция «Буря в пустыни», ее молниеносность и эффективность. В течении этой кампании столкнулись танки старого и нового образца, и последние показали свое тотальное превосходство. Их количество резко сократилось, а значимость возросла еще больше, в результате чего конструкторы сосредоточились на качестве каждого отдельного танка.

Так, помимо металлической брони современные бронемашины имеют динамическую защиту, из-за которой вражеские снаряды взрываются раньше времени и не наносят ущерб корпусу. Но главное преимущество танков сегодняшнего дня заключается в том, что они компьютеризированы. Командиры теперь не высматривают врага в бинокль, а видят происходящее через камеры, операторы используют специальные программы, которые помогают целиться, а зарядка ствола автоматизирована. Среди подобных машин выделяются американский M1 Abrams, который стал символом современной войны, и «Армата», последний проект российских инженеров. Она является платформой для разных образцов бронетехники — от основного танка и артиллерии до ремонтных машин. Подобное решение стало новым шагом мирового танкостроения. К тому же, «Армата» в ближайшей перспективе получит дистанционное управление, которое кажется наиболее перспективным развитием для бронетехники будущего. Все это позволит сохранить ценные кадры, ведь их потеря бьет по боеспособности современной армии гораздо сильнее, чем уничтожение металлического корпуса танка.



Современные танки появлялись во многих шутерах, таких как серия Arma, но лучше всех их возможности раскрыли DICE в третьей и четвертой частях Battlefield. В этих играх мы не просто наблюдали за бронемашинами со стороны, как это происходит в серии Modern Warfare, а управляли ими. Также современные танки появлялись в стратегиях Command & Conquer: Generals и Act of War: Direct Action, где они оказались основной ударной силой наземных операций.

Со времен первого использования танков прошло больше ста лет. За это время бронетехника проделала огромный путь, исполняла разные роли в армиях, от поддержки пехоты до главной боевой силы. Одно оставалось неизменным — с 1916-го года и по сегодняшний день танки остаются важной частью вооруженных сил. Они олицетворяют собой технический прогресс нации и до сих пор остаются главным символом современной армии. Конечно, ни у каждого человека есть возможность управлять настоящим танком, и лишь видеоигры позволяют почувствовать всю мощь этих стальных монстров, пусть и через экраны мониторов.

Обсудить