Оглавление

Тиран в российском офисе Nintendo

Как журналисты, геймеры и сотрудники компании пытались избавиться от главы российского офиса и ничего не добились

В конце прошлого года в сети разгорелся крупный скандал, виновником которого стал глава российского офиса Nintendo Яша Хаддажи. Появившаяся на Change.org петиция о его неподобающем поведении запустила цепную реакцию из публикаций в СМИ, заявлений от бывших сотрудников и партнеров компании, и критики со стороны сообщества. Вчера Nintendo объявила об окончании внутреннего расследования — закончилось оно, по большому счету, ничем. Рассказываем, как это было.

Как все началось?



Вечером 14 ноября на сайте Change.org была опубликована петиция с требованием уволить главу российского офиса Nintendo. В тексте перечислялись различные претензии к Хаддажи: токсичное поведение по отношению к коллегам и бывшим сотрудникам, вспыльчивый характер, а также неудачи как менеджера, которые привели к, мягко говоря, не очень успешному положению компании на российском рынке. В качестве основного аргумента автор оставил запись трансляции, сделанную летом 2017 года на мероприятии Level Up Days.



Если вам лень смотреть 12 минут, то опишем события вкратце. В ходе безобидной трансляции по Mario Kart в кадре появляется Хаддажи, который, судя по описанию ролика, не знал, что трансляция уже ведется. Поэтому зрители быстро стали свидетелями того, как Хаддажи в прямом эфире устраивает разнос своим сотрудникам и ведущим, регулярно переходя на повышенный тон. Через несколько минут он понимает, что трансляция все-таки идет, и требует выключить ее.

На сегодняшний день петицию подписало более семи тысяч человек. Также появилась альтернативная петиция – в защиту Яши Хаддажи. Некто Николай утверждал, что атака на генерального директора организована конкурентами (компанией «Софтклаб») и призывал защитить его, однако его поддержало чуть более 300 человек. К петиции был приложен текст, поясняющий позицию защиты.

Многие предположили, что текст «Николая» был подготовлен одним из действующих сотрудников Nintendo или же лично Хаддажи: на это указывало достаточно хорошее знание внутренней «кухни» российского офиса.

В частности, бывший PR-менеджер российского Nintendo Константин Говорун отметил, что «создателя петиции можно легко узнать по маркерам».



В тексте «Николая» действительно есть несколько корректных замечаний: например, странно, что скандальная трансляция «всплыла» лишь через полтора года. Если ее никто не вспоминал все это время, то может быть, Хаддажи был прав, когда говорил, что она не была запущена? Кроме того, английские субтитры в ролике из петиции действительно нередко перевирали то, что на самом деле говорил менеджер. Как минимум, в ролике крайне неразборчиво звучала фраза про «умственно отсталых» — предположительно, так Хаддажи ругал сотрудника, не настроившего стрим.

Впрочем, дальше в документе развивается крайне спорная теория о том, что все это — акция «Софтклаба» (один из крупнейших издателей игр в России — прим. ред.) против «конкурента». Указывает на это якобы то, что в отделе маркетинга «Софтклаба» работает бывшая сотрудница Nintendo — некая «Кристина П.», заинтересованная в происходящем.

Что было дальше?



После этого начали всплывать и другие интересные подробности о деятельности главы российского офиса. Многие решили высказаться о нем в социальных сетях. Одной из первых высказалась Кристина Пушкина (судя по всему, та самая «Кристина П.»), бывшая сотрудница Nintendo.



После этого бывшие и нынешние сотрудники компании начали давать комментарии российским изданиям и рассказывать довольно тревожные истории. В материале Kanobu сотрудник, пожелавший сохранить анонимность, рассказал несколько фактов о своем руководителе.

Предположительно, Хаддажи позволяет себе кричать на сотрудников за малейшие промахи, проводить совещания на повышенных тонах, и в открытую шутит про политику и внешний вид. Работать с ним тоже не очень приятно — может просто так задержать согласование, а потом «наехать» на сотрудника за задержку сроков. .

Бывший SMM-менеджер Nintendo Мирослава Баснак рассказала «Канобу» и совсем дикую историю:

«— Были ли на работе хоть какие-то положительные моменты с Яшей? Может, он помог чем-то или вроде того?
— Яша утром в пятницу делал завтраки, готовил блины и тосты. Но только это все равно подавалось, мол, хочешь не хочешь, а поесть надо. Яша садился рядом и расспрашивал, нравится ли тебе: «Ну если нравится, съешь еще. Что такое? Точно нравится?». Как будто в гостях у бабушки. Больше из-под палки все было, хотя сама идея вообще добрая, но преподносилась ужасно. А еще условие было, что на завтрак надо приходить к 8:30».

Журналисты Gameguru сумели пообщаться с несколькими сотрудниками российского офиса Nintendo на правах анонимности и получить еще больше информации о злоупотреблениях Хаддажи. Особое внимание уделялось сексуальным домогательствам:

«Яша старается нанимать прежде всего девушек — и обязательно красивых девушек (у трех бывших сотрудниц был опыт работы моделями). На его взгляд, девушки меньше склонны спорить с начальством».

Судя по словам некоторых работников, он держит весь офис в страхе. Коллеги даже попросили одну девушку сменить обувь, так как стук ее каблуков был похож на приближение начальника, а секретарша Хаддажи вообще якобы молчит несколько секунд перед началом своей фразы, чтобы убедиться, что босс закончил говорить. Из-за всего этого в офисе у многих сотрудников случаются истерики, после совещаний некоторые девушки нередко уходят плакать в туалет.

Кроме того, часть героев материала Gameguru напрямую обвинила Хаддажи в неподобающем поведении. Некоторых сотрудниц он «гладит по попе» и «усаживает на колени», а одну и вовсе попросил называть его «папа Яша». Кроме этого, Хаддажи старается держать сотрудников под полным контролем. Он не стесняется читать личную переписку на рабочих PC сотрудников, а потом не отказывает себе в удовольствии пошутить над человеком, чью конфиденциальную информацию выяснил.

По крайней мере часть комментаторов в интернете похвалила усилия журналистов и понадеялась на то, что европейский офис Nintendo примет меры против руководителя российского подразделения:



Впрочем, нашлись и другие точки зрения:



Тему подхватили и посетители англоязычных форумов Reddit и Resetera. Дальше к делу подключились западные журналисты из Eurogamer и Kotaku.

Как отреагировала Nintendo?



Наш редактор обращался напрямую в российский офис, однако секретарь сообщила, что находится на обеде и попросила перезвонить. Естественно, отвечать на звонки в российском Nintendo после этого перестали. Еще более комичную историю рассказывают журналисты Gameguru:

«Разумеется, первым делом мы обратились за комментариями к самому Хаддажи, но по номеру, записанному у нас, мужчина с восточным (или французским?) акцентом неуверенно ответил, что никакого Яши тут нет (и никогда не было) и надо звонить в офис, а уже в офисе заверили, что Яша на неком мастер-классе и разговаривать не может».

17 ноября европейский офис Nintendo объявил о начале расследования этой ситуации. В обращении сказано, что руководство не одобряет поведение Хаддажи, так как оно идет вразрез с ценностями компании. Nintendo также отказалась комментировать ситуацию вплоть до окончания расследования.

Чем все закончилось?



Фактически — ничем. Вчера российский офис Nintendo опубликовал официальное обращение, в котором большая часть претензий к Хаддажи была опровергнута:

«Несмотря на то, что результаты расследования подтверждают, что в офисе иногда возникали ситуации, когда генеральный директор Яша Хаддажи мог потерять самообладание и выйти из себя в присутствии сотрудников <...> ни одно из обвинений в преследованиях, оскорблениях, домогательствах и прочих действиях в адрес сотрудников компании, выдвинутых в интернете после публикации видео, не было подтверждено следствием».

В итоге Хаддажи было вынесено предупреждение, сам топ-менеджер письменно извинился перед сотрудниками, а компания заявила, что будет тратить «больше ресурсов на поддержку Nintendo Russia».

Кроме того, автор одного из англоязычных расследований по этой теме успел заявить, что Nintendo так и не пообщалась ни с кем из людей, с которым он общался при работе над материалом. Иными словами, за два месяца компания даже не попыталась услышать позицию людей, выдвигавших обвинения в адрес ее топ-менеджера.



После заявления Nintendo остается множество вопросов к тому, как именно проводилось расследование и что вообще компания успела сделать за эти два месяца. Как минимум, есть основания полагать, что Nintendo даже не стала связываться с людьми, выдвинувшими обвинения в адрес Хаддажи в СМИ и социальных сетях. Именно поэтому заявление в стиле «ну да, он иногда теряет самообладание, но не более» кажется по крайней мере отпиской.

Обсудить