Оглавление

Топ souls-игр FromSoftware от менее крутых к более крутым

Elden Ring? Dark Souls 3? А может быть, Bloodborne? Выясняем, какая игра «Фромов»‎ лучшая

В мае 2022 года продажи Elden Ring превысили отметку в 13.4 миллиона копий. Цифра гигантская, учитывая, что Хидэтака Миядзаки и его студия еще 10 лет назад делали игры, которые считались довольно нишевыми. Теперь же FromSoftware окончательно вырвалась в мейнстрим, за что, конечно же, заслуживает всей возможной похвалы. Означает ли это, что Elden Ring, принесшую наибольшую славу «Фромам»‎, можно заслуженно назвать лучшей souls-игрой компании? На самом деле, не все так однозначно, поэтому давайте разберемся, какие «соулсы», выпущенные культовой японской студией, действительно самые интересные.

Дисклеймер: перед тем, как приступить, следует уточнить, что FromSoftware не сделала ни одного откровенно плохого souls-like. Серьезно: все «соулсы» «Фромов» равны, просто некоторые равнее других.


7. Dark Souls 2 (2014)





Что радуетЧто не очень радует
Лучшая PvP-составляющая, впечатляющая вариативность билдов, достойно реализованный режим «новой игры+»Слабый дизайн мира и уровней, местами нечестная сложность, страшненький визуальный стиль


Если вы не понаслышке знакомы с серией, то вряд ли удивитесь, что Dark Souls 2 заняла последнее место в этом топе. Все же за долгие годы после выхода DS2 многие критики и поклонники жанра успели миллион раз перемыть вторым «Темным душам» все косточки и обозвать ее худшей в серии. И да, не без причин: из-за проблемной разработки, внезапной смены геймдиректора и того факта, что Миядзаки не руководил командой DS2, вторая номерная часть франшизы получилась слишком сумбурной игрой. Например, она расстраивает нелогичным миром: тут можно найти башню, стоящую посреди пустоши, зайти внутрь, поехать вверх на лифте и каким-то образом оказаться у подножья вулкана. Вулкана, которого снаружи башни нигде не было видно. DS2 часто дарит ощущение, что где-то на этапе разработки авторы потеряли или удалили приличную часть важного контента.

А еще Dark Souls 2 огорчает скучными уровнями (забудьте про витиеватые лабиринты DS1), незапоминающимися боссами (разве что в DLC враги получились более-менее заслуживающими внимания), неравномерной сложностью (в некоторых комнатах на героя нападают буквально толпы противников, хотя игровые механики явно рассчитаны на дуэли, а не драки с группами) и непримечательным визуальным стилем, из-за которого она не сильно интереснее любого другого фэнтези.



Тем не менее есть у Dark Souls 2 и неоспоримо сильные стороны. Так, если вы любите драться с другими игроками, то в DS2 легко потратить сотни часов на одну только PvP-составляющую. Игра предлагает широчайший выбор различных заклинаний, способностей и видов оружия, причем неплохо сбалансированных, в результате чего геймеры могут экспериментировать со множеством билдов. Это добавляет впечатляющей вариативности PvP. Кроме того, Dark Souls 2 интересно проходить повторно, потому что режим «новой игры+» прилично отличается от первого забега: на уровнях появляются новые враги, а драки с определенными боссами становятся увлекательнее за счет дополнительных сюрпризов во время битв и бонусного лута, который они оставляют после смерти. Увы, в остальных играх FromSoftware «новая игра+» просто увеличивает противникам запас жизней и причиняемый ими урон, не меняя ничего другого.

6. Demon's Souls и ее ремейк (2009 и 2020)





Что радуетЧто не очень радует
Экспериментальный дух игры, неповторимая атмосфера, передовая графика (если речь о ремейке)Заметно устаревшие механики


Самая первая и в какой-то степени самая уникальная souls-игра. DeS создавалась в крайне специфических условиях: еще на раннем этапе разработки руководство FromSoftware посчитало проект заведомо провальным, а это, как ни удивительно, развязало Миядзаки руки. Зная, что от него ничего не ждут, он позволил себе внедрить в DeS множество по-настоящему экспериментальных идей. Именно так, например, появился уникальный мультиплеер игры, позволяющий вторгаться в чужие прохождения. Причем в последующих работах студии вы не найдете многих самых смелых (и спорных) геймплейных фичей Demon's Souls: например, нигде больше нет «тенденции мира», когда игра наказывает геймера за частые смерти, делая уровни в разы сложнее. Подобные «шероховатые» системы придают DeS львиную долю ее шарма. Как и неповторимая мистическая атмосфера: мир «Демонов» навсегда вгрызается в память благодаря меланхолическому настроению и вкраплениям хоррора. Слова тут лишние, поэтому лучше самому прогуляться по Башне Латрии (или посмотреть прохождение этого уровня), чтобы понять, о чем идет речь.



Беда Demon's Souls в том, что в плане геймплея она ощутимо состарилась на фоне своих наследниц. Даже ремейк 2020 года от Bluepoint Games не сильно исправляет данный недостаток. Боевка DeS сегодня кажется примитивной, как и дизайн большинства боссов. Плюс игра нервирует мелкими недочетами: например, тем фактом, что инвентарь персонажа тут не резиновый, как в более новых проектах.

5. Dark Souls 3 (2016)





Что радуетЧто не очень радует
Крутые боссы от начала игры и до конца, интересные уровниЛинейный дизайн самого мира, вторичность идей и концепций


Для многих фанатов Souls битвы с боссами — самая важная составляющая данных игр. И вот в третьих «Темных душах» конфронтации с могучими врагами получились более впечатляющими, более запоминающимися и более увлекательными, чем практически в любой другой игре FromSoftware (за исключением Sekiro). В Dark Souls 3 нелегко отыскать действительно плохих боссов, тут даже начальные главари заслуживают похвалы с точки зрения баланса, а противники из обоих DLC (сестра Фриде, Демон-принц, Гаэль) так вообще являются чуть-ли не безупречным примерами того, как нужно делать серьезные, но при этом честные испытания.

К левел-дизайну индивидуальных локаций DS3 тоже сложно придраться: почти каждый уровень «заматывается» в клубок из коридоров и помещений, причем игрок может найти немало потайных проходов, упрощающих навигацию по местным лабиринтам.



К сожалению, Dark Souls 3 страдает от двух проблем, которые тянут ее вниз: первая — более объективная, вторая — скорее субъективная. Объективный недостаток — линейность. Проходить повторно третьи «Темные души» не так интересно, поскольку каждое очередное прохождение практически повторяет предыдущие из-за того, как устроен мир. Карта Dark Souls 3 фактически состоит из цепочки уровней, следующих один за другим, а не из паутины, как было в первом «Дарке».

Ну а более субъективная проблема DS3 — фансервис, которым тут пропитано все. В «Темных душах» настолько много отсылок к первой Dark Souls (локации, NPC, доспехи, оружие и даже враги), что складывается впечатление, будто у финала трилогии нет своей идентичности, которая, к слову, была у той же DS2.

4. Dark Souls (2011)





Что радуетЧто не очень радует
Потрясающий дизайн мира и отдельных уровней Более слабая вторая половина игры


Первая DS немало вещей сделала правильно, причем настолько, что даже ее прямые сиквелы так и не смогли повторить наиболее гениальные моменты оригинала. Взять, к примеру, пресловутый дизайн мира, которому критики и геймеры поют дифирамбы более 10 лет. Уровни первых «Дарков» действительно мастерски соединены друг с другом, из-за чего путешествие по Лордрану периодически заставляет геймера открывать рот от изумления: очередной секретный проход часто оказывается дополнительным путем в новую или же старую локацию, где ты последний раз был несколько часов назад. В такие моменты сложно удержаться от восхищения, насколько грамотно разработчики «спаяли» игру. И вот благодаря всем этим переплетениями первую Dark Souls можно с увлечением проходить хоть десятки раз, выбирая совершенно разные пути к поставленным целям.



Правда, не все так радужно. Из-за того, насколько гениально в целом продуман мир Dark Souls и ее уровни, в глаза сильнее бросаются любые оплошности в левел-дизайне, которых во второй половине игры начинаешь замечать чуть больше, чем хотелось бы. Авторы явно переоценили силы во время разработки и не справились с собственными амбициями, а потому ближе к финалу появляются незаконченные локации наподобие Забытого Изалита, которые не соответствуют золотому стандарту первой половины игры.

3. Elden Ring (2022)





Что радуетЧто не очень радует
Один из лучших открытых миров в истории видеоигрПроблемы с балансом, чересчур запутанные квесты


В какой-то степени ER можно назвать пиком развития классической формулы Souls. Миядзаки и FromSoftware сделали по сути Dark Souls 4, только назвали игру иначе, поменяли сеттинг и добавили честный-пречестный открытый мир. Последний момент — настоящее достижение: до выхода Elden Ring многие фанаты сомневались, что концепции и механики жанра souls-like могут нормально уживаться с открытым миром, но у «Фромов» получилось поженить, казалось бы, несовместимые вещи.



Открытый мир Elden Ring — один из лучших среди игр: огромный и под завязку набитый интересным контентом. Здесь не хочется пропускать ни один замок, ни одно подземелье, ни одну пещеру, так как внутри игрока наверняка ждет новый босс (в игре их более 100 штук) и, что куда важнее, ценная награда: например, полезное заклинание, которое больше нигде нельзя найти, или уникальное оружие.



Как ни странно, насыщенность контентом — это, конечно же, самая сильная сторона Elden Ring, но и отчасти один из ее ключевых недостатков. В игре такая большая вариативность экипировки, что некоторые виды оружия порой ломают игру. В результате особо сложные боссы доставляют определенным билдам в разы меньше хлопот, чем другим. Будем верить, что FromSoftware поправит проблемы с балансом в будущих патчах или дополнениях, чтобы более-менее уравнять всех игроков. А вот что она уже вряд ли поправит, так это чересчур завуалированные квесты: многие второстепенные задания практически нереально завершить, поскольку зачастую NPC даже не дают намеков, в какую локацию они перенесутся на следующем этапе квеста. Такая беда была во всех играх этой студии, но в ER она раздражает сильнее, ведь найти нужного персонажа в столь гигантском мире — задача практически невыполнимая, если принципиально играть без гайдов.

2. Bloodborne(2015)





Что радуетЧто не очень радует
Сеттинг, лор, атмосфера и динамические сраженияНекоторые спорные геймдизайнерские решения, техническая составляющая


Фанаты BB снискали себе несколько дурную славу среди поклонников Souls из-за того, насколько активно они нахваливают свое любимое произведение. Но понять их можно: Bloodborne и вправду нетрудно назвать одной из топовых игр «Фромов», да и сам Хидэтака Миядзаки признавал ее своим шедевром. У FromSoftware получилось крайне цельное произведение, все составляющие которого идеально дополняют друг друга: так, атмосфера готического ужаса прекрасно гармонирует с викторианским сеттингом, как и лор, заимствующий идеи из мрачных рассказов Лавкрафта. Но больше всего впечатляет, что авторы добились тематического единства сюжета Bloodborne с геймплеем: BB — это игра о жажде крови и безумии, о чем ни на секунду не дает забыть боевая система, поощряющая максимально агрессивный подход к схваткам. Тут даже можно лечиться, нанося удары. А еще драться в Bloodborne увлекательнее, чем в большей части других souls, поскольку лишь здесь вы найдете абсолютно гениальную концепцию трансформирующегося оружия, когда можно нажатием одной кнопки превратить быстрый легкий меч в тяжелый двуручник.



Bloodborne чрезвычайно близка к идеалу, но все же не совсем до него дотягивает. Пусть и не сильно, но она раздражает отдельными непродуманными моментами (к примеру, необходимостью фармить или покупать фляги, восстанавливающие жизни) и технической составляющей. Столь динамичный экшен остро нуждается в патче для PS5, увеличивающим количество кадров в секунду хотя бы до 60.

1. Sekiro: Shadows Die Twice (2019)





Что радуетЧто не очень радует
Лучшая боевая система среди игр FromSoftware, лучшие боссы, высокий уровень качества игры в целомОтсутствие DLC


В первой половине Sekiro есть момент, когда антагонист предлагает главному герою предать своего господина, на что наш персонаж отвечает лаконичным отказом, произнеся всего одно слово «ересь». И вот ересью для некоторых хардкорных ценителей «Темных душ» является само причисление Sekiro к souls-играм: от них сразу можно услышать контраргументы, что, мол, раз в Shadows Die Twice нет онлайн-вторжений или широкого выбора оружия, то значит, и к «соулсам» она отношения не имеет. Все это, конечно, глупости: Sekiro, может, и не RPG, как ее предшественницы, но уж точно souls-like. ДНК «душ» тут ощущается практически во всем, начиная от механики воскрешения и заканчивая дизайном уровней. Более того, Shadows Die Twice не только заслуживает стоять в одном ряду со своими родственницами, но и имеет полное право называться magnum opus FromSoftware.



Sekiro — максимально сфокусированная игра, где нет вообще ничего лишнего. Да, здесь нельзя поменять основное оружие, нельзя использовать магию и нельзя экспериментировать с билдами. Тем не менее, данные механики были принесены в жертву не просто так, а чтобы сделать наиболее адреналиновую, наиболее глубокую и увлекательную боевую систему среди всех souls-like. Дуэли на мечах в Sekiro требуют максимальной отдачи от геймера: враги ведут себя агрессивнее, чем в любой другой игре «Фромов», однако схватки никогда не кажутся нечестными, ведь разработчики предусмотрели все необходимое, чтобы можно было драться с оппонентами на равных. Самым гениальным решением Миядзаки и его команды было сделать защиту менее пассивным процессом, превратить ее в разновидность нападения. В Sekiro когда геймер ловит ритм и начинает своевременно парировать атаки противника, он таким образом приближает свою победу, сокрушая концентрацию врага. Стоит соответствующей шкале заполниться до максимума, как тут же появится возможность нанести добивающий удар, даже если полоска здоровья неприятеля при этом не успела иссякнуть.



Поскольку разработчикам нужно было балансировать игру лишь под один стиль геймплея, то они смогли сделать практически идеальных по сложности боссов. Да, они непростые оппоненты, наказывающие за малейшие ошибки, но как только игрок освоит все нюансы местной боевой системы, то сможет преодолеть любое испытание без каких-либо подачек (в той же Elden Ring порой не обойтись без фарма XP или призывания помощников). С боссами Sekiro настолько увлекательно драться, что после десятков часов, проведенных в игре, сетовать хочется лишь на то, что главарей здесь не так уж и много. К сожалению, Shadows Die Twice так и не получила ни одного крупного DLC, расширяющего список именитых противников. Геймерам пришлось довольствоваться бесплатным обновлением, вышедшим в 2020 году и добавляющим лишь новые режимы испытаний и всего трех новых боссов, которые представляют собой просто улучшенные версии самых знаменитых врагов Sekiro.

На самом деле, три топовые игры в этом списке настолько близки по качеству друг к другу, что в зависимости от настроения их можно периодически менять местами. Но кое-что при этом останется неизменным: тот факт, что лучшие souls-игры — это, как ни странно, те проекты «Фромов», у которых нет слова Souls в названии. История «Темных душ», может, и подошла к концу, но наследие серии продолжает жить в новых проектах Миядзаки, которые ни в чем не уступают идейным предшественникам, а во многом и превосходят их.

Ещё на PLAYER ONE:


Обсудить