Оглавление

Третий период полураспада

Half-Life 3 как несбыточная мечта всех поклонников Гордона Фримена

В наше время модно устраивать возвращение культовых игр прошлого. Ремейки классических квестов, продолжения легендарных шутеров, перезапуски целых вселенных, где известные события обыгрываются под новым соусом... Сегодня практически каждый известный франчайз из 90-х периодически напоминает о себе, кроме, как это ни странно, легендарной серии Half-Life. Valve словно не желает выделить небольшую, по меркам компании, сумму денег, чтобы порадовать своих преданных фанатов и выпустить, наконец, продолжение приключений Гордона Фримена. В этой статье мы поговорим на тему необходимости возвращения Half-Life на экраны мониторов и рисков, которые связаны с подобным камбеком.

Серия Half-Life и ее роль в игровой индустрии



Если учесть, что последний официальный проект, который имел прямое отношение к Half-Life, вышел 10 лет назад, то нет ничего удивительного в том, что многие современные геймеры слышали об этой серии только из чужих разговоров. Между тем, первая часть франчайза не только оказалась успешным шутером от первого лица, но и натуральным образом повлияла на всю индустрию. В далеком уже 1998-м году за звание лучшего FPS года схлестнулись такие мастадонты, как Quake 2 и Unreal, на фоне которых скромный дебют никому тогда неизвестной компании Valve даже не воспринимался как серьезный конкурент. Между тем, именно он внес в шутеры такое понятие как режиссура скриптовых сцен, что оказалось гораздо важнее навороченной графики и трехмерных мух, которыми так гордились Epic MegaGames.



Впрочем, не стоит думать, что Half-Life был интересен только с точки зрения влияния на индустрию. Он обладал прекрасным внешним видом, умными противниками, обширным арсеналом и, что немаловажно, разнообразными уровнями. При том, что большая часть игры разворачивалась в полуразрушенных лабораториях, каждая локация врезалась в память чуть ли не навсегда, поэтому нет ничего удивительного, что впоследствии именно первый Half-Life получил полноценный ремейк в виде пользовательской модификации под названием Black Mesa, которая сегодня продается как независимая игра.

А вот официальную вторую часть серии сложно назвать революцией. Она грамотно использовала доступные технические возможности железа тех лет, вроде реалистичной физики, и как бы аккумулировала прошлый опыт самой Valve и ее коллег, но результат все равно превзошел все мыслимые ожидания. Споры о том, какая часть Half-Life лучше, ведутся до сих пор, но тот факт, что сиквел стал лучшим творением 2004-го года, сомнений ни у кого не вызывает. 2 года спустя Valve одной из первых начала эксперименты с распространением своих игр небольшими эпизодами, но из запланированных трех дополнительных глав для Half-Life 2 мы увидели только две.



Half-Life 2: Episode Three



История мифического третьего эпизода не менее сложна и запутана, чем сам третий Half-Life во многом из-за того, что Valve любит уходить в режим радиомолчания. Так, до релиза Episode Two разработчики подробно рассказывали обо всем, что связано с их проектами, о том, почему они перешли на сериальный формат и что мы все останемся от их решения в полном восторге. Если учесть качество второго эпизода, то претензий к подобным речам нет, только вот сразу после появления на прилавках магазинов The Orange Box все разговоры о продолжении Half-Life утихли. Разработчики даже отказывались отвечать на прямые вопросы о судьбе франчайза, словно эта тема была под запретом на самом высоком уровне. При этом Valve продолжали выпускать не только новые проекты, но и продолжения старых — можно вспомнить дилогию Left 4 Dead, Portal 2, CS GO... Официально третий эпизод так никто и не отменял, а недавний слив сюжета игры для многих людей стал сигналом о том, что к этой идее разработчики уже точно не вернутся. Впрочем, это неудивительно — если нам и остается чего-то ждать, так это полноценного третьей части, а не аддона к игре 2004-го года.



Впрочем, открытое письмо бывшего сценариста Valve, в котором рассказывается про сюжет третьего эпизода — это отдельная тема для разговора. Игроков удивили не подробности местной истории, которые логично вытекали из финала Episode Two, а сам факт подобного заявления. Многие почему-то решили, что публикация сюжета не вышедшей игры — это демонстрация прекращения любых работ над серией. Но на самом деле, вне зависимости от того, было ли выкладывание сюжета третьего эпизода решением Valve или нет, ясно, что судьба Half-Life 3 не зависит от подобных публикаций. При необходимости историю можно переписать, да и вообще, после столь долгого перерыва нас скорее всего будет ждать не прямое продолжение, а полный перезапуск франчайза или игра, действие которой развернется спустя много лет после событий второго эпизода.

Туманное будущее серии



Но увидим ли мы ее вообще — еще большой вопрос. В начале статьи мы упомянули, что многие известные игры прошлого сегодня получили продолжение. Wolfenstein: The New Order, недавний Doom и Quake Champions — яркие тому подтверждения. И в этом прекрасном ряду возрожденных шутеров прошлого не хватает только Unreal и Half-Life. Но если дела у Epic Games идут неважно, то у Valve все в полном порядке — Steam и кейсы для «Контры» приносят просто баснословный доход. Да и Гейб Ньювелл, в отличии от боссов Activision или Electronic Arts, никогда не боялся экспериментировать и зачастую делал ставку на интересные идеи, как это было с разработчиками Portal или поддержкой творцов из Steam Greenlight. Возможно, за последние годы многое поменялось, но все же у нас есть основания надеяться, что причина невыхода Half-Life 3 кроется вовсе не в риске коммерческого провала.



Прежде всего отметим, что обойтись одной игрой не получится, даже если она окажется успешной и оправдает ожидания фанатов. Сегодня коммерчески прибыльные проекты всегда превращают в серию, новые части которой выходят с завидной регулярностью, поэтому Valve стоит планировать не просто единичную игру, а целую линейку шутеров, каждый из которых должен соответствовать непомерно высоким стандартам качества первых двух частей Half-Life. В этом контексте большое значение играет такое понятие как сохранении репутации. Как ни крути, каждая из игр этой серии осталась нежно любимой в сердцах фанатов, и повторить судьбу Duke Nukem Forever издатели явно не хотят. В отсутствии информации от официальных источников нам остается доверять различным слухам и сливам от бывших сотрудников компании, которые в один голос утверждают, что разработка велась, были эксперименты с самыми разными механиками, но в итоге все завершено и заморожено на неопределенный срок. От третьей «Халфы» люди подсознательно ждут чего-то выдающегося, нового слова в жанре шутеров, настоящей революции.

Но когда мы говорили о сохранении репутации, то имели ввиду игры про Гордона Фримена, а не саму Valve. За последние годы компания успела растерять кредит доверия и причина этого заключается не только в коммерциализации, но и в отсутствии новых релизов. Нет, конечно, недавно был анонсирован Artifact, но очередная карточная игра, только по мотивам «Доты», — это совсем не то, чего ждут от столь именитого разработчика. Half-Life 3, в случае успеха, может вернуть интерес и уважение игроков, но если он окажется провалом, то Valve рискует окончательно разрушить свою репутацию главной надежды ПК-гейминга.



Но такой громкий проект нужен игровой индустрии. Сегодня шутеры либо топчутся на месте, либо предлагают нам давно забытое старое, но ничего кардинально нового мы не видели уже давно. Многие игроки успели соскучиться по действительно революционным шутерам, которые не просто повторяют пройденное, а двигают индустрию вперед. И на роль подобного спасителя Half-Life 3 подходит как никто другой, но, судя по всему, глава Valve просто не хочет брать на себя такую ответственность. Опять-таки, если верить слухам, то в рамках разработки этого проекта рассматривались самые разные игровые концепты, вплоть до появления открытого мира и даже смены жанра, но ни один из них не оказался настолько революционным, что смог бы изменить индустрию так же сильно, как это сделали первые две части. А если под именем Half-Life 3 выйдет просто еще один хороший шутер, то это будет сродни оглушительному провалу, если учесть возросшие за эти годы ожидания. Ставки, конечно, высоки, но ничего не делать в любом случае хуже, чем рискнуть и потерпеть неудачу, не правда ли...

Именно поэтому судьба Half-Life 3 остается туманной. И чем дольше нет никаких новостей, чем длиннее временной промежуток между сегодняшним днем и релизом второй части, тем больше мы будем ждать от триквела, даже если в итоге его будут разрабатывать совсем другие люди. Но пока судьба Half-Life 3 находится в руках тех людей, которые подарили нам оригинальную дилогию, нам остается лишь надеяться на то, что он выйдет до того момента, когда коммерческая жилка в них окончательно победит желание экспериментировать с игровыми механиками. Если этого уже не случилось.

Обсудить