Три студента и миллиарды выручки: как Genshin Impact стала игрой поколения

Тот случай, когда сошлось все: геймплей, арт-дизайн, экономическая модель и активное сообщество, которое вместе с разработчиками двигает бренд вперед

В 2012 году три студента Шанхайского университета Цзяотун основали компанию miHoYo. Пять лет они занимались мобильными играми для азиатского рынка, на которые западная аудитория смотрела с недоверием. С выходом Genshin Impact в 2020 году даже хейтеры аниме-игр выучили слово «гача» и разобрались в тонкостях механики. Успех оказался настолько оглушительным, что авторы заработали первый миллиард долларов спустя почти полгода, а к началу 2022-го достигли отметки в $2,4 млрд (и это только на мобильных платформах, данные по ПК и консолям PlayStation не раскрываются). Рассказываем, за счет чего Genshin Impact стала игрой поколения и получила бешеную популярность.

Кроссплатформенность, максимальный охват и доступность





Над Genshin Impact miHoYo начала работать еще в январе 2017-го. Однако впервые игру показали лишь в июне 2019 года на выставке E3. Стартовав с команды в 120 человек, уже через год студия расширила штат до 400 сотрудников, а к февралю 2021-го увеличила команду до 2400 специалистов.

На запуске Genshin Impact постоянно сравнивали с The Legend of Zelda. И на то были причины: взаимодействие стихий, шкала выносливости при скалолазании, анимации заклинаний, дизайн монстров, пейзажи, сцены и многое другое. Разработчики не скрывают, что игра Nintendo была одним из ориентиров наравне с серией Grand Theft Auto. Однако авторы всячески настаивают, что еще бета-тестеры отметили уникальный геймплей. Под управлением пользователя находится партия из четырех героев, и у каждого — свои умения, таланты и ультимативная способность. Основная фишка — мгновенное переключение между персонажами, чтобы совершить комбо-атаку, которая наносит много урона (подробнее ниже).

На разработку и продвижение игры miHoYo потратила $100 млн, что делает Genshin Impact одним из самых дорогих проектов в истории. К примеру, расходы на Grand Theft Auto 5 составили примерно $265 млн, на Star Wars: The Old Republic — $200 млн, на Witcher 3 — $81 млн, а на Half-Life 2 — $55 млн. Однако учитывая оптимизацию, качество графики и кросс-платформенность (сначала — между мобильными устройствами на iOS и Android, ПК и PlayStation 4, а позднее — еще и PlayStation 5), подобные бюджеты не должны удивлять.



Ставка на free-to-play (условно-бесплатная модель распространения), стилистика аниме, сюжет в жанре исэкай (у нас подобное называют «историей о попаданцах», хотя есть и классические произведения вроде «Алисы в стране чудес»), подчеркнуто милый дизайн персонажей, ограниченный мультиплеер (человек волен сам выбирать, когда изучать мир одному, а когда — в группе) и не самый жесткий донат — все это позволило со старта охватить максимально широкую аудиторию и привлечь не только взрослых, но и детей.

Игра красиво смотрится и на телефонах, и на топовых ПК



Поклонники ценят Genshin Impact за невероятные пейзажи и атмосферу мира. И пускай детали проработаны не так качественно (все-таки игра должна запускаться и на мобильных устройствах), общего впечатления это не портит. miHoYo удалось сделать красивую картинку для всех платформ. И особенно на мощных компьютерах, где графические возможности движка раскрываются по максимуму.

Не забыли разработчики и про качественный звук: для записи мелодий пригласили симфонические оркестры Лондона и Шанхая, а также филармонический оркестр Токио. Периодически miHoYo устраивает эфиры с концертными выступлениями, на которые приглашает музыкантов мировой величины, как, например, композитора Юй-Пэн Чэня или оперную певицу Ян Ян, которая подарила свой голос героине Юнь Цзинь.



Простая боевая система и кастомизация



Боевая система Genshin Impact строится вокруг четырех героев под управлением одного игрока. У каждого персонажа есть сила одной из шести стихий (вообще их семь, дендро-элемент появится в обновлении 3.0, когда добавят новую локацию Сумеру), три вида обычной атаки (быстрая, заряженная и в падении) и два активируемых умения. Поначалу может показаться, будто этого мало, однако вся суть скрывается в комбинациях и взаимодействии элементов.

Зарядили молнией в озеро? Урон вместо одного соперника получат все, так как вода проводит электричество. Ударили морозом по мокрым врагам? Они превратились в ледяные глыбы и теперь не могут двигаться. Огонь сжигает деревянные элементы у противников — например, щиты. А если сначала использовать морозное умение, а после огненное — монстр получит в два раза больше урона (а если последовательность изменить, то персонаж нанесет существу в полтора раза больше повреждений). У каждой стихии не одно, а несколько сочетаний. Все они давно известны. Однако это не значит, что в будущем разработчики не продолжат развивать систему.

Уже сейчас от игрока требуется грамотно составлять порядок смены героев и комбинации элементов. Звучит просто, если не держать в голове, что у каждого соперника есть собственная стихия и что в разных ситуациях понадобятся разные сочетания эффектов. Учитывая множество пещер, боссов, монстров и вариантов окружения, с которым нужно взаимодействовать, скучать точно не придется.



Другой важный элемент — кастомизация. У каждого персонажа всего 5 слотов под артефакты (понятия доспехов здесь не существует) и один — под оружие. Каждый предмет надо улучшать путем уничтожения других артефактов (с оружием можно поступить похожим способом, но есть и второй путь — использовать волшебную руду усиления). Однако, если основная экипировка ограничивается 20 уровнем, то с оружием и самим героем все иначе. За каждые 20 уровней персонажа и оружия придется платить дополнительную цену «возвышения» — обычно это материалы из пещер и собираемые ресурсы.

В поздней стадии игры на передний план выходят таланты. Они улучшают пассивные умения и дают дополнительные бонусы. Чтобы заполучить ресурсы для их прокачки, необходимо бегать по специальным подземельям и убивать еженедельных боссов. Сами подземелья открыты только по конкретным дням и в качестве платы за награду требуют смолу.

Конечно, гринд — отдельная боль любой игры. Однако в Genshin Impact не нужно ни с кем соперничать и закрывать контент первым в мире. Поэтому рядовой пользователь может спокойно исследовать территорию и постепенно продвигаться по сюжету. А уж мест, куда стоит заглянуть, здесь предостаточно.

Genshin заставляет игрока исследовать Тейват. А он и рад!





В игре есть основная сюжетная линия, но пройти ее от начала и до конца без остановок невозможно: между «главами» нужно поднимать уровень приключений (уровень развития аккаунта, который не привязан к персонажам). К счастью, Тейват огромен, и в нем хватает занятий.

Считаете себя исследователем? Найдите все эмблемы, с помощью которых можно прокачивать статуи местного Архонта. Хотели быть тимуровцем? Помогайте местным жителям, выполняя их поручения. Не хватает экшена? Отправляйтесь искать сундуки или исследовать территорию Витой Бездны. К тому же в Genshin постоянно организовывают тематические события. Каждые пару недель открываются спецзадания — от пряток и ритм-игр до исследования временных локаций. На них можно не только заработать желанные Камни Истоков (они же примогемы), но и получить фирменные плюшки вроде специальных именных карт для профиля и короны — валюта, необходимая для прокачки первого таланта на максимальный уровень.

Многое придется исследовать и находить без подсказок: у игрока нет карты отдельного региона до тех пор, пока он не доберется «наощупь» до Статуи Семи Архонтов. Вдобавок по континентам раскиданы головоломки, которые запросто можно пропустить, если не смотреть по сторонам. Обычно загадки довольно простые и завязаны на взаимодействии элементов, но иногда требуется проявить смекалку. Например, чтобы понять, как забраться в недоступное место или взмыть в воздух и дотянуться до сферы. В каждом регионе есть свои уникальные способы перемещений. Если в Мондштадте ты поднимаешься в воздух при помощи четырехлистного клевера, то в Инадзуме — за счет электрических «нитей» (в такие моменты герой похож на Человека-паука).



Многие могут сказать, что исследование мира в Genshin Impact довольно бестолковое, так как большую часть времени ты занимаешься сбором ресурсов и коллекционированием предметов. Тем не менее все локации так устроены, что герой может забраться практически в любую точку и найти там сундук с наградой. Другой важный нюанс — ландшафтные ориентиры, которые указывают направление для нового приключения. Благодаря им пользователь всегда знает, куда он может пойти.

Ну а если добавить к этому сюжет, который не закончен авторами даже наполовину (сейчас доступны 3 из 7 регионов, каждый из которых отсылает к известным историческим периодам разных стран и культур), то мы получим игру, которая будет развиваться и радовать аудиторию в ближайшие несколько лет. Учитывая темпы производства нового контента и запуск новых механик, поддерживать интерес аудитории будет несложно.

В гачу можно не донатить



miHoYo удалось сделать великую ловушку: на старте Genshin Impact и при прохождении сюжета игроку не нужен донат. Он необходим лишь в поздней стадии, когда противники становятся невероятно сильными (и то не всегда, зависит от множества факторов).



Основная часть расходов в Genshin Impact — молитвы. Это особая механика, чем-то похожая на знакомые всем лутбоксы. Есть набор оружия и героев, каждый из которых может выпасть из купленной молитвы. Чем больше приобретаешь, тем выше шанс на выпадение пятизвездочного артефакта. Раз в 10 молитв гарантированно падает предмет с четырьмя звездами, раз в 90 — с пятью.

Для активации молитв требуются Камни Истоков (примогемы). Чтобы набрать их, достаточно просто играть в игру. Камни выдают за прохождение заданий, выполнение поручений, зачистку пещер, поиск новых точек телепортации, внутренние достижения и найденные сундуки, щедро разбросанным по регионам. Так что если вы пришли в Genshin за хорошей историей и медитативным геймплеем, то вполне можете обойтись без трат. Особенно, если учитывать, что 2-3 сильных персонажей вы и так получите с молитв.

Но если вы хотите все лучшее, готовьтесь расчехлить кредитную карту. В основном, чтобы выбить дубликаты героев и оружия. Каждый повторный персонаж дает прибавку к основным характеристикам и открывает «созвездия» — пассивные таланты (всего их 6 штук), которые усиливают героя. Со снаряжением — похожий же принцип. Поэтому самая выгодная покупка — аналог Боевого Пропуска за $10 долларов (899 рублей на ПК и мобильных платформах). Есть и урезанная версия — Благословение полной луны, которая в течение месяца дает игроку 3000 примогемов и стоит 499 рублей. С ним скорость получения новых пятизвездочных героев и экипировки увеличится.



Еще стоит отметить, что в игре, помимо стандартной молитвы, есть и временная, из которой можно достать уникальных героев. И если вам требуется конкретный персонаж, придется или копить несколько месяцев, или вкладывать деньги.

Разработчики успешно заигрывают с культурами разных стран



Каждый регион Genshin Impact (кстати, само название игры Genshin в переводе с китайского означает кандидат в боги) посвящен не только отдельной стихии, но и культуре определенной страны. Так, стартовая локация — Мондштадт (сам город списан с аббатства Мон-Сен-Мишель или даже швейцарского города Берн) — вдохновлена историей Германии. В Мондштадте божеством ветра стал бард Венти, который ценит свободу превыше всего. Немцы в период романтизма называли родину «страной поэтов и мыслителей». Более того, местного торговца зовут Гёте, а вывески в городе написаны чуть искаженной фрактурой — разновидностью готического письма.



Еще одна деталь отсылает к Тевтонскому ордену — управляющий городом Ордо Фавониус (ordo с латинского — порядок, Favonius — благоприятный, а еще так звали одного из римских богов ветра, который властвует над растениями и цветами), чья структура очень похожа на ту, где Великий Магистр Ордена выполняет обязанности главы государства. Вдобавок горожане Мондштадта носят немецкие имена и титулы.

Помимо германской культуры, в Genshin Impact есть регионы с китайским, японским и российским колоритом. Вы вряд ли удивитесь, что «российским» регионом стала Снежная, местный архонт — Царица — наделена силой Крио. Один из персонажей Снежной зовет главного героя «комрадом», а дворец даже в англоязычной версии называется Zapolyarny (Заполярный).

Прообразом Лю Юэ выступил средневековый Китай, а Инадзума — Япония разных эпох. Форма руководства последнего региона отсылает к структуре правления при сёгуне, а их политика взаимодействия с внешним миром напоминает Сакоку.



При этом в регионах встречаются и отсылки к другим странам и культурным феноменам, включая аниме. Так, в Мондштадте среди стражи города можно встретить Атоса, Портоса и Арамиса, а ближайшие слуги Царицы — одиннадцать предвестников Фатуи — названы по персонажам итальянской комедии дель арте. Кроме того, имена некоторых героев отсылают к демонам Гоетии. Например, Барбатос и Паймон. Первое имя принадлежит графу и герцогу Ада. Второе — королю, который подчиняется Люциферу.

Вдобавок в мире Genshin Impact множество отсылок к реальным историческим и географическим местам. Например, Звездный утес (Starsnatch Cliff) списан с шотландского острова Скай. Драконий хребет (Dragonspine) — с Маттерхорна (вершины в Пеннинских Альпах на границе Швейцарии в кантоне Вале и Италии в провинции Валле-д’Аоста). Деревня Циндже (Qingce Village) отсылает к рисовым террасы Хунхэ-Хани в Китае, а локация Теншукаку (Tenshukaku) — к Замку белой цапли, расположенному в Японии.

***



Ну и напоследок. Главная движущая сила Genshin Impact — сообщество. Нет более активной аудитории, чем здесь (на момент запуска 3 млн пользователей ежедневно заходили в игру, сейчас это число только выросло). Мальчики и девочки всех возрастов с утра до ночи строят теории о сюжете (реплики героев, описание артефактов — немалая часть лора, которая спрятана), пишут фанфики, рисуют изображения, шьют костюмы (весь Reddit забит творческими работами, а сами разработчики регулярно проводят тематические конкурсы), собирают таблицы и рассчитывают, какому герою лучше подойдут определенные предметы. Вдобавок основные обсуждения проходят без привычного хейта и недовольства (исключение — награды в честь дня рождения игры, но тогда досталось в основном создателям).

Сегодня Genshin — игра для всех, где каждый найдет, чем заняться (средний возраст геймеров — 35 лет): от мастеров крафта до героев, обожающих битвы. От одиночек до любителей пройти подземелья в команде. От эскапистов до простых казуалов, которым достаточно 20 минут в день. Всех их объединяет любовь к игре, которая за короткий срок умудрилась стать культурным явлением.

Обсудить