У вас бомбануло: как игры научили нас любить разрушение
Краткая история виртуального вандализма - от Worms и SimCity до Crysis и XCOM
На этой неделе вышел ремейк Red Faction: Guerrilla, где тяга к разрушению возведена в культ и доведена до абсурда. В этом нет ничего удивительного: всем нам время от времени хочется что-нибудь раскурочить или кого-нибудь покалечить, а видеоигры как раз позволяют безопасно удовлетворить эти первобытные желания без вреда для окружающих. Сегодня мы представляем подборку игр от 80-х и до наших дней, в которых можно (и нужно) крушить, ломать, разбивать и уничтожать все вокруг. При этом мы старались избегать самых очевидных примеров (кто не знает про разрушаемость в Minecraft и последних частях Battlefield!) и вместо этого вспомнить менее кассовые, но не менее лютые игры про снос всего вокруг.
Rampage
Одной из первых игр, полностью посвященных разрушению, была Rampage, которая вышла в 1986 году. Правила ее были очень просты. Вы — гигантский монстр (на выбор — условная Годзилла, условный Кинг-Конг и почему-то гигантский волк), вокруг вас мегаполис и надоедливые людишки. Задача — нанести человечеству максимальный вред за отведенное время. Сносить небоскребы, сбивать вертолеты, топтать автомобили, жрать людей — полный набор развлечений для гигантского мутанта. Концепция оказалась ожидаемо успешной и за последующие 30 лет Rampage обзавелась полудюжиной сиквелов, а в этом году — даже экранизацией с Дуэйном «Скалой» Джонсоном в главной роли.
SimCity
Знаменитая серия градостроительных симуляторов черпала вдохновение в вечной детской забаве — лепке куличиков и строительстве песочных замков. Каждый, кто занимался чем-то подобным, знает — ломать шедевры песчаной архитектуры ничуть не менее интересно, чем строить. Создатель SimCity Уилл Райт тоже явно был про это в курсе, поэтому начиная с самой первой части в игре была возможность зрелищно сровнять с землей все, что строилось с таким трудом — для этого на карту в любой момент можно было призвать вулкан, торнадо, землетрясение или гигантского робота. После этого оставалось только откинуться в кресле и наблюдать, как безжалостные силы природы перемалывают в труху ваш родной мегаполис.
X-Com: Enemy Unknown
Уже 20 лет назад авторы культовой X-Com сумели сделать разрушение не просто увлекательным занятием, но и важной частью геймплея. В 1994 году в первой части игры можно было застрелить гуманоида прямо через стену дома, взорвать бензоколонку выстрелом из гранатомета или поджечь пшеничное поле с помощью лазерной винтовки. И если при тогдашних технических возможностях все это выглядело не слишком эффектно, то современные выпуски XCOM собирают на Unreal Engine, и уж там разрушение выглядит как надо: поджечь автомобиль рядом с противником или обрушить под врагами пол, взорвав комнату этажом ниже — обычное дело. Хотя справедливости ради надо заметить, что почти за 10 лет до этого тем же самым можно было заниматься в отечественной «Операции «Silent Storm».
Worms
Серию пошаговых стратегий про агрессивных кольчатых червей в России хорошо знают: те, кому за 30, наверняка вспомнят товарищеские поединки за одним компьютером после школы. Двумя главными козырями Worms были сумасшедшее оружие (взрывоопасные овцы, взрывоопасные бананы, газовые горелки смерти и так далее) и полностью разрушаемые уровни. Вместе они открывали огромный простор для тактики.
Red Faction
Из соображений исторической справедливости нельзя не упомянуть первые две части Red Faction: авторы игры с самого начала сделали разрушаемость своим главным козырем и трубили о ней на всех углах. Однако в первых выпусках все пошло не совсем по плану: рукотворные объекты очень редко можно было по-настоящему разломать, зато в избранных местах можно было прорыть альтернативный путь к цели прямо сквозь марсианскую горную породу. Любители мучительных экспериментов могли также попробовать поиграть в крота и «зарыться» в недра красной планеты как можно глубже — такая вот странная предшественница Minecraft. Однако по-настоящему раскрыть главную заявленную тему разработчикам удалось только в Guerrilla.
Hulk: Ultimate Destruction
В 2005 году графика в играх была не настолько впечатляющей, чтобы разрушаемость выглядела правдоподобного, но разработчики Hulk: Ultimate Destruction брали фантазией и масштабом. Девиз Халка — «Халк крушить!» — был воплощен в игре буквально и от души. Можно было бегать по небоскребам, рушить их, сбивать самолеты прямо в воздухе, хватать танки за пушки и превращать их в исполинских размеров палицы… Можно было разорвать надвое обычную легковушку, чтобы использовать ее половинки как боксерские перчатки, а обычный автобус тут с легкостью превращался в огромный скейтборд! Игры про супергероев в те времена были, в большинстве своем, так себе, поэтому Ultimate Destruction можно смело назвать лучшей комикс-игрой своего поколения.
Crysis
Хотя первая часть Crysis была во многом неоднозначной игрой, именно она заложила многие стандарты современных шутеров в открытом мире — в том числе и творческий подход к разрушению. В Red Faction: Guerrilla эта концепция была доведена до абсолюта, но в Crysis уже можно было проломить плечом стенку, снести пинком пальму или схватить бочку и придавить ею парочку врагов — все благодаря удивительным возможностям суперкостюма, в который был облачен главный герой.
VRobot
Небольшая, но крайне увлекательная игра от московских разработчиков воплощает концепцию Rampage в виртуальной реальности. Вы — огромный робот, ваша задача — крушить города. Делать это можно голыми руками, гигантским мечом или своеобразным аналогом молота Тора... Можно даже схватить какую-нибудь баржу и разломать ею пару небоскребов. Убивать жителей (в роли которых выступают смешные головастые роботы поменьше) здесь, к сожалению, нельзя, зато их можно хватать и швырять на другой конец карты. В VR-шлеме это делать гораздо веселее, чем с геймпадом и клавиатурой — даже жалко, что в продаже пока нет VR-ботинок: эффект погружения получается настолько правдоподобным, что машины и дома инстинктивно хочется пнуть.
Planetary Annihilation
Разломать сарай или снести до основания город — это, конечно, весело, но почему бы не пойти дальше и не раскурочить целую планету? Должно быть, так рассудили создатели Planetary Annihilation, и сделали игру с разрушаемостью в буквальном смысле космических масштабов. Просто разнести небесное тело огнем из орбитальных орудий — по местным меркам задача тривиальная. Куда интереснее установить мощные двигатели на какой-нибудь астероид или спутник и с шумом обрушить его на поверхность планеты. Или поставить на тот же спутник гигантский лазер и превратить его в настоящую Звезду Смерти! И хотя далеко не все механики в Planetary Destruction работали как надо, она позволяла испытать незабываемый опыт и почувствовать себя настоящим Доктором Зло.
Rock of Ages
Абсурдистская игра от чилийских разработчиков предлагала устроить пир разрушения в жанре tower defense. Игроку здесь нужно управлять огромным булыжником, который должен прокатиться по карте и разнести в щепки вражеский замок. Противник тоже не дремлет и занимается возведением фортификаций и установкой ловушек — в списке последних были липкие коровы и львы на воздушных шарах, которые норовили схватить катящийся мимо камень смерти. Разрушаемость сама по себе не была главным аттракционом в игре, но разработчики использовали ее как творческий прием: зловещий булыжник диаметром в несколько метров катился по равнине, угрожающе набирал скорость, сметая по пути дома, людей, крепостные стены… Все для того, чтобы с диким грохотом вломиться во вражеские ворота и хорошенько покататься по всем, кто окажется внутри.
Besiege
Специальная вариация на тему Minecraft с фокусом на бескомпромиссное уничтожение. Игроку нужно собрать, словно из конструктора, машину, которая уничтожит здание или поможет подавить (иногда — буквально) силы условного противника. Для этого требуется инженерная смекалка, иначе орудие уничтожения в лучшем случае получится неэффективным, а в худшем — с шумом развалится под собственным весом или совершит самоподрыв. Игроки с особым складом ума, впрочем, умудрялись создать удивительные механизмы: от гигантского деревянного дракона до придурковатого робота с пенисом-огнеметом.