Оглавление

Учим историю с Mount & Blade 2 — великие страны Средневековья

Какие реальные государства стали аналогами фракций в одном из главных хитов этой весны – Mount & Blade 2: Bannerlord

С начала раннего доступа к Mount & Blade 2: Bannerlord прошло уже почти четыре месяца. Дела у игры идут отлично — в Steam, например, у нее почти 100 тыс оценок, большинство из которых положительные. Мы решили ненадолго вернуться к Mount & Blade 2 и рассказать, как с ее помощью можно подучить историю.

В игре есть несколько больших стран, у каждой из которых — свои уникальные отряды, история и культура. Все эти государства выдуманы, но для каждого виртуального народа можно подобрать аналог в реальных хрониках Старого света.

Аве, Цезарь!



Самая большая фракция Bannerlord – Кальрадийская империя, ныне раздробленная на несколько частей. Когда-то в далеком прошлом кальрадийцы упразднили монархию, а страной управлял сенат старейшин. Термин «император» тогда означал лишь умелого полководца, но затем все изменилось. Армия превратилась из народного ополчения в постоянную силу, императоры получили настоящую власть, а сенаторы оказались у них на побегушках. Однако трон по наследству передавался не всегда – борьба за него нередко приводила к гражданским войнам, одна из которых и расколола империю на части. Только что вы прослушали краткий курс истории Древнего Рима, а по совместительству и Кальрадийской империи, разделившейся после смерти государя Ареника (многим он напоминает римлянина Марка Аврелия).



К началу кампании в Bannerlord три образовавшихся после распада империи государства пошли своими путями. На севере пытаются восстановить «старые добрые времена», когда правил сенат. Во главе юга стоит жена предыдущего монарха, Регея, отстаивающая трон для дочери Иры (кстати, наследницей Рима, Византийской империей, некогда тоже правила Ирина). Запад возглавил любимец солдат Гарий, уверенный, что выбирать главу государства должны ветераны. Все три фракции, как и Рим с Византией, делают ставку на пехоту – легионеров и менавлиатонов, а также тяжелых кавалеристов-катафрактариев (эти термины взяты из реальной истории). Названия поселений тоже отсылают нас к прошлому Земли: Одриса – это древнее государство, а Верон сильно напоминает Верону. Поэтому если хотите вести в бой стройные ряды легионеров, выбирайте любую из этих фракций или создавайте свою страну на базе имперской культуры. Правда, сами легионеры здесь выглядят уже так, как во времена Византии, что может отпугнуть поклонников классического Рима.

Арабская ночь



В VII-VIII веках арабские племена вышли за пределы своей родины – Аравийского полуострова – и завоевали огромные территории. Под их ударами пала Персидская империя, а Византия потеряла почти все владения за пределами Европы. В дальнейшем арабы дошли до Франции на западе и Афганистана на востоке, а в Bannerlord стали основой для Асерайского султаната. Его земли расположены на юге континента Кальрадия, где все войны идут под палящим солнцем. Поэтому асераи, как и их реальные аналоги, прикрывают лица и доспехи светлой тканью, защищающей от жары и летящего навстречу во время атаки песка. Многие названия их поселений тоже напоминают об арабах: так, Укба – это имя известного военачальника, а Сахель – регион в Африке, активно торговавший с Арабским халифатом. Засветилось в истории и название малой фракции «гулямы» – так называли некоторые подразделения при мусульманских дворах.



Правда, разработчики слукавили, когда заявили, что ориентируются в первую очередь на историю арабов до создания халифата. Во-первых, в те давние времена у них не было единого государства, а в Bannerlord оно есть. Во-вторых, часть отрядов асераи связана со словом «мамлюк» – термином, которым назывались воины-рабы, привезенные из разных земель (в том числе с юга современной России). Они даже захватили власть в Египте, основав собственное государство, но это случилось через много столетий после падения халифата. В игре мамлюки, как и в жизни, очень сильные воины – легко убивают врагов и из лука, и в ближнем бою. Получается, что студия Taleworlds сплела в одной фракции сразу несколько ближневосточных культур, и арабская оказалась только первой среди равных.

Не только Астериксы и Обеликсы



Если асераи жили на юге, то племена баттанийцев появлялись в разных уголках виртуального континента Кальрадия. Их аналогом были кельты, известные под самыми разными именами. Например, тех, кто жил во Франции, когда-то звали «галлами» – к ним принадлежали известные герои комиксов Астерикс и Обеликс. Кельтские племена появлялись и в других местах – от Ирландии до Украины. Они громили армии полководцев Александра Македонского и штурмовали Рим, но позже растеряли свое могущество и сохранились только в Бретани и на Британских островах. История баттанийцев шла по схожему пути – они растворились в других этносах, уцелев лишь на небольшой территории. Однако о своих традициях не забыли – этот древний народ больше всего любит атаковать из засады в лесистой местности. К сожалению, Mount & Blade 2 пока не дает возможности реализовать эту механику, но если нужно, армия королевства Баттании готова сражаться лицом к лицу. В таком бою она сделает ставку на пехотинцев, воинов с метательным оружием и небольшое количество отлично обученных лучников.



Как и в случае с племенами асераи, в культуре баттанийцев есть намеки и на другие народы. Типичный пример – изогнутый боевой серп фалькс, которым вооружена часть пехотинцев. Около двух тысяч лет назад таким оружием даки наносили страшные раны римским легионерам. Впрочем, Taleworlds и не собиралась воссоздавать историю абсолютно точно. Она и так скопировала у кельтов достаточно много – от предыстории до биографий лордов, каждый из которых считает себя достойным править страной. Топонимы Баттании тоже звучат узнаваемо для историков и лингвистов. Скажем, Брин Глас – место реальной битвы, где кельты-валлийцы разгромили англичан, а в Друимморе находилась резиденция одного из епископов в Ирландии. Слово «фиан» в названии некоторых солдат в реальной истории обозначало отряд воинов, ушедших из общества и живущих по своим законам. Да и сам термин «Баттания» явно происходит от «Британия», не зря же авторы игры ориентировались на кельтов именно с Британских островов.

К последнему морю



Лучники баттанийцев хороши, но умелей всего этим оружием пользуется другая фракция – Кузаитский каганат. Догадаться, кто стал прототипом для этой страны, несложно – сразу видно, что это типичные степняки, вроде монголо-татар, половцев или авар. Самые сильные отряды этого народа — кавалерия с луками, а некоторые из них, например, ханская гвардия особенно страшны в бою, ведь попадают белке в глаз на полном скаку. Любят кочевники пользоваться и традиционной степной тактикой – кружить вокруг отрядов врагов, непрерывно засыпая их стрелами. Пожалуй, единственное, что мешает этой стране быстро завоевать весь мир в игре – ограниченное количество боеприпасов.



Предыстория кузаитов напоминает первые десятилетия существования Монгольской империи. Когда-то племена, населявшие степи на востоке Кальрадии, жили порознь, но могущественный военачальник Уркун объединил их и повел на завоевание пограничных городов империи. После захвата поселений кочевники не стали их разрушать, основав Кузаитский каганат, а их знаменем (как и у монголов) стал штандарт с девятью конскими хвостами. Впрочем, дальше все пошло не так, как в жизни – вместо похода «к последнему морю» (в истории Земли орда дошла до Адриатики) племена переругались между собой. Уркун умер, а его последователи занялись увлекательным делом – дележкой власти. К слову, то же самое случилось и с монголами, только позже, и здесь разработчики не сильно погрешили против истины. Названия с именами тоже отсылают нас к истории степняков: Кайсар в Средней Азии – это имя и аналог слова «цезарь», Динар – валюта в мусульманских странах, а Кираз – «вишня» или «черешня» в турецком и крымско-татарском языках. В общем, знайте: если вам навстречу идет армия Кузаитского каганата, сражаться придется со «сборной кочевых народов» – быстрой и смертельно опасной. Если же вам нужны лучшие конные лучники Кальрадии – скачите на восток, собирайте из них отряд и провозглашайте себя новым Чингисханом!

Ой, мороз, мороз...



И конечно, нельзя не упомянуть Стургию. В незапамятные времена в ее лесах жили разрозненные племена, продававшие соседям меха и мед. Постепенно на берегах рек выросли торговые центры с рынками, а правители таких городов начали приглашать наемников с севера. Завершилось все тем, что вождь одного из племенных союзов подчинил себе остальных и создал могучее княжество Стургия. По своим размерам и богатству оно не уступает другим государствам, поэтому заслуживает термина Великое княжество. Наверняка вы уже догадались сами (или знаете об этом и так), но на всякий случай скажем прямо: Стургия – аналог Древней Руси. Разработчики Bannerlord это подтвердили, а самое главное, удачно передали дух державы, созданной нашими предками, и не только за счет звучащих знакомо или скопированных с реальных топонимов названий. Хотя любой из вас легко догадается, откуда взято слово «Сибирь», да и имена князя Раганвада, его убитого в бою отца Вадинслава и соперника Олека звучат знакомо.



Конечно, стургийские слова напоминают и славянские, и скандинавские. Это вполне естественно, ведь в ранний период существования Древняя Русь имела тесные связи с викингами, к которым по одной из версий относится и основатель государства, Рюрик. Армия Стургии, как и древнерусская, — одна из самых сбалансированных в игре. Закованные в железо пехотинцы-воины и варяги сдерживают натиск врага, пока того поливают стрелами ветераны-лучники и донимают стремительными атаками конные дружинники (в англоязычной версии они так и зовутся – Druzhinnik).

Рыцари без страха и упрека



Каким регионом разработчики вдохновлялись при создании Вландии, легко догадаться даже по ее расположению на карте. Страна находится на западе континента, а ее аналогом стала Западная Европа. Древняя история Вландии расскажет вам о миграции племен на земли баттанийцев, которыми тогда правили имперцы. Последним требовалось много солдат для внешних и внутренних войн, так что варваров-пришельцев приняли с распростертыми объятиями. Предки вландийцев оказались в нужном месте в нужное время, как некогда случилось с вторгшимися в кельтскую Францию германцами. Для Кальрадийской империи все это, как и для Рима, закончилось печально – варвары обжились на новых землях и создали там свое королевство.



Основой армии Вландии являются закованные в броню и атакующие на полном скаку рыцари с кавалерийскими копьями, удар которых действительно страшен. Поддержку коннице оказывают пехотинцы с арбалетами, чьи болты пробивают почти любые доспехи (в истории это оружие за его смертоносность неоднократно осуждали римские папы). Стрелков прикроет пехота с пиками, всегда готовая отразить атаки всадников врага. Перед нами типичный состав западноевропейских армий Средневековья, так что для любителей рыцарской романтики выбор страны в игре очевиден. Само собой, как и в других случаях, авторы вдохновлялись не одним народом, а несколькими. Поэтому некоторые вландийские имена имеют окончание –ric, как у древних германцев, живших в V-VI веках (тут можно вспомнить предводителя готов Аларика, разрушившего Рим), в других же словах угадываются франкские или англо-саксонские мотивы. Кстати, об англичанах: одна из малых фракций Вландии, «Лесное братство», была основана кем-то вроде местного Робин Гуда, но позже забыла про обещание делиться награбленным с бедными и превратилась в обычную разбойничью шайку.

В этой статье мы описали далеко не все, чем отличаются народы в Mount & Blade 2. Они также могут похвастаться своей архитектурой – деревянные хатки стургийцев ни за что не перепутаешь с каменными имперскими строениями. Бродящие по улицам населенных пунктов неигровые персонажи тоже выглядят по-разному, и такое внимание к деталям приятно удивляет. Не исключено, что в будущем разнообразия станет еще больше, и в игру добавят новые страны – не зря же авторы намекали на появление нордов-викингов. Однако и сегодня Bannerlord является настоящей находкой для тех, кто хочет окунуться в Средневековье, пусть и выглядящее несколько не так, как в учебниках истории.

Обсудить