Оглавление

Учись, Call of Duty: какие идеи франшизе стоит подсмотреть у конкурентов

Новые механики, жанры и сеттинги

Каждую осень компания Activision выпускает новую часть Call of Duty, и почти всегда франшиза бьет новые рекорды. Наибольшей популярностью пользуется мультиплеер, а в Black Ops 4 сюжетную кампанию даже попробовали вообще убрать. Но в 2019 разработчики вновь вернулись к истории, хотя геймплейно и нарративно развивать одиночную игру не торопятся. Разбираемся, почему так происходит, и какие идеи серия могла быть позаимствовать у конкурентов.



Если взять все игры цикла с 2007 года, то можно легко составить портрет обычной Call of Duty. Чаще всего это военный шутер в современном или приближенном к нему сеттинге, главную роль играют американские военные, а противостоят им русскоговорящие солдаты или боевики с Ближнего Востока.

О Call of Duty знают все, но редко кто задумывается, до каких масштабов серия разрослась за эти годы. Во-первых, это один из топовых игровых брендов, который приносит Activision миллиарды долларов. Франшиза уступает Mario, Tetris и Pokemon по прибыльности, но за время своего существования заработала больше $20 млрд — это больше, чем все фильмы Marvel вместе взятые.

Во-вторых, Call of Duty давно стала мощнейшим средством пропаганды. Армия США имеет официальные каналы в игровых соцсетях и киберспортивные подразделения, которые участвуют в турнирах и организуют их. Все активности направлены на улучшение имиджа вооруженных сил и рекрутинг новобранцев, которые часто выбирают как раз серию CoD. Не так давно Twitch-канал US Army даже оказался в центре скандала, устроив раздачу бесплатных игр среди детей и предлагая записаться в ряды армии.



Activision также подозревают в том, что разработка Call of Duty напрямую финансируется армией США. Прямых доказательств у этих слухов нет, но разработчики как минимум не скрывают, что привлекают реальных профессионалов для консультаций. Военные могут финансировать такие проекты косвенно: например, для съемок фильмов о доблестных американских солдатах армия любезно одалживает технику и экипировку. Вся франшиза «Трансформеров», например, снята во многом благодаря военным.

Огромная прибыль, участие военных, довольные фанаты — все это объясняет, почему Call of Duty отказывается даже немного меняться. Творчество и эксперименты отходят на второй план, пока компания радует акционеров, фанатов и государство. Иногда разработчики пробуют новые сеттинги, уходят немного в прошлое или будущее, но всегда возвращаются в современность. И это неудивительно: если взглянуть на топ-продаж серии, то именно игры со сражениями в наши дни приносят больше всего денег.



Однако Call of Duty не обязательно меняться радикально. Пускай большинство фанатов выбирает мультиплеер, у серии хватает поклонников постарше, которым уже не хватает навыков сражаться с подростками в онлайне. Именно для них Activision могла бы делать более продолжительные и проработанные кампании, а идеи подсмотреть у конкурентов.

Взять, скажем, врагов, из-за которых у франшизы сформировался образ глупого и скучного шутера. И в 2007 году, и в 2020 они ведут себя одинаково — бегут к ближайшему укрытию, иногда бросают гранаты и переходят в ближний бой, если подойти. Игрок же передвигается от укрытия к укрытию, лениво расстреливая вражеских солдат.

А можно вспомнить F.E.A.R — культовый шутер, в котором противники старались зайти с флангов и тыла, реагировали на звуки, отступали и активно переговаривались. Как минимум живости происходящему в Call of Duty могли бы добавить диалоги. В игре Monolith, например, солдаты активно обсуждали тактику, выкрикивали приказы и даже успевали спорить друг с другом по поводу того, как действовать дальше. «Штурмуйте комнату», — кричал лидер. «Иди в жопу, сам штурмуй!» — кричали испуганные бойцы. Обычно диалоги можно услышать только в помещениях, но таких уровней в Call of Duty хватает.



Для дизайна более открытых локаций стоило бы обратить внимание на серии Halo и Destiny. Уже в первых играх Bungie искусственный интеллект поражал разнообразием действий: враги могли подобрать более мощное оружие, выбросить героя из транспорта или агрессивно преследовать игрока, если у них есть преимущество в ближнем бою. Было бы круто, если противники в Call of Duty научились хоть парочке подобных трюков.

Динамика — еще один пункт, по которым франшиза сильно Activision проигрывает конкурентам. Тут можно посмотреть на серии Doom и Borderlands, в которых враги хоть и не отличаются сообразительностью, но пытаются задавить числом. В стандартном военном сеттинге таких противников придумать сложно, но у Call of Duty уже была попытка выйти в космос. Там есть где развернуться: миссии, где герои отстреливаются от орд наступающих инопланетных тварей, могли бы сделать авторы зомби-режима.



А вот с постановкой у серии всегда было хорошо, хотя за годы классические приемы устарели. Большой взрыв, разваливающееся здание или самолет, размахивающий руками главный герой — эти сцены мы видели чуть ли не в каждой части серии. Авторы других шутеров иногда действуют по-другому и умудряются добиться отличных результатов.

Отличный пример — зрелищная миссия с самолетами из Battlefield 3, которая за 15 минут дарит больше впечатлений, чем целые кампании некоторых Call of Duty. Достигается такой эффект за счет огромного внимания к деталям: тяжелое дыхание пилотов, реалистичные переговоры и музыка, которая включается в нужные моменты. При этом игрок даже не управляет техникой и лишь ведет огонь по противникам, но все равно ощущает себя полноценной боевой единицей.



Смена тона повествования — тоже перспективная идея. Например, Spec Ops: The Line исследовала тему военных преступлений и посттравматических расстройств у солдат. Жестокость, разрушения, убийства гражданских — в Call of Duty таким моментам в лучшем случае уделяют несколько секунд и тут же отправляют расстреливать толпы врагов. Более серьезные игры об ужасах войны можно даже выгоднее продать армии: достаточно показывать злодейства не американских военных, а солдатов других стран, от которых Америку необходимо защищать. Что-то подобное пытались реализовать в Modern Warfare 2019 года, но получилось слишком в «в лоб».



Наконец, Call of Duty могла бы выбрать какой-нибудь экзотический сеттинг — от военных историй XX-XXI веков уже подташнивает. Тут ничто не ограничивает фантазию сценаристов: далекое будущее, параллельные реальности, альтернативные вселенные — сгодится все. Героев могло бы занести в подводный город в стиле BioShock, инопланетные катакомбы или даже в аниме-пародию, в которой мир захватила Япония с боевыми роботами.

Смена сеттинга позволила бы не только преобразить визуальный ряд, но и геймплей. Например, в подводном городе могла бы появиться механика затопления комнат от стрельбы по стенам, а Titanfall доказал, что эпично падающие с неба боевые машины делают игры только лучше.

Учитывая ставки, Activision едва ли решится экспериментировать в рамках основной серии. И может это прозвучит странно, но нам, возможно, нужно больше Call of Duty — спин-оффов в разных жанрах, сеттингах и с новыми подходами к повествованию и геймплею. Так получится угодить всем: мультиплеер и королевскую битву легко распространять отдельно, а у любителей мощных сюжетных кампаний станет больше выбора.

Обсудить