Оглавление

Увольнения и много драмы: что происходит в Activision Blizzard

Онлайн-петиция, ненависть в соцсетях и другие итоги массовых сокращений в одной из самых значимых для игровой индустрии компаний

На прошлой неделе почти 800 сотрудников Activision Blizzard лишились работы — и всё это на фоне заявлений о том, что в 2018 году холдинг поставил рекорд по выручке, прибыли и по выплатам дивидендов акционерам. Разумеется, со стороны такой подход выглядит как натуральное людоедство, и главу компании Бобби Котика сейчас критикуют как представители игровой индустрии, так и рядовые геймеры. Рассказываем, почему создателей Call of Duty, Overwatch и других хитов решили так «наградить» за успех, и что ждет холдинг в следующем году.

Компания не скрывает причину волны сокращений: все из-за того, что финансовые показатели Activision Blizzard по итогам года оказались высокими, но ниже прогнозов. В отчете компании приводится следующая цитата Котика:

«В 2018 году мы показали лучшие результаты в нашей истории, но мы не смогли полностью реализовать свой потенциал».

Впрочем, это было не первое непопулярное решение.



Началось все прошлой осенью, когда компания анонсировала Diablo Immortal на мобильных устройствах. Новость вызвала у игроков недоумение и ярость — все ждали четвертую часть, но никто не предполагал, что это будет мобильная игра. В отчете говорится, что в 2019 году Blizzard не выпустит ни одной игры кроме Immortal. Вероятно, ситуация не изменится и в дальнейшем: по слухам, студия планирует выпустить мобильные продолжения чуть ли не для всех своих серий.

Следующий удар — Activision Blizzard рассталась с Bungie и больше не будет издавать Destiny. Bungie была очень довольна разрывом, так как ее не устраивало сотрудничество — разработчики хотели сделать геймплей игры более глубоким, в то время как Activision хотела оказуалить игру, привлечь больше игроков и увеличить продажи. В свою очередь, в Activision говорят, что разочарованы показателями Destiny 2.



Параллельно с этим компания начала терять ключевых сотрудников: например, из Activision ушел Глен Шофилд, один из ключевых менеджеров серии Call of Duty, а из Blizzard к апрелю 2019 году уйдет сооснователь и бывший президент Марк Морхейм. Наконец, значительные сокращения произошли в команде MOBA-игры Heroes of the Storm — проект окончательно признали самой непопулярной игрой Blizzard, а разработчиков перекинули на другие задачи.

Последней каплей стало то самое увольнение 8% сотрудников. Первые слухи об этом появились в начале февраля, но в самой компании происходящее держалось в строжайшем секрете, что, в свою очередь, лишь добавило происходящему драмы:

«Сотрудники продолжали ходить на работу, но не имели не малейшего представления, что их ждет. Кое-кто в Blizzard рассказал мне, что сегодня утром люди просто стояли на офисной парковке, обнимались и плакали», — говорится в материале Kotaku об обстановке внутри компании.

Руководство компании объясняет свой пессимизм падением выручки от микротранзакций в Overwatch и Hearthstone — поэтому большая часть сокращений коснулась именно Blizzard. Работы лишились в основном менеджеры, сотрудники поддержки и специалисты по киберспорту. Сообщество Blizzard тут же встало на защиту уволенных сотрудников. Больше всего критики полетело в адрес самого Бобби Котика, к которому игроки, в общем-то, никогда не испытывали любви.



Напомним, что Котик руководит Activision с 1991 года. За год до этого он приобрел 25% компании, которая на тот момент находилась в упадке. К началу нулевых Котик превратил студию в крайне эффективную бизнес-машину и одного из лидеров рынка, но для этого ему пришлось полностью изменить атмосферу в Activision. Три года назад цитата Котика про Call of Duty стала олицетворением его методов работы, год за годом приносящий акционерам Activision все большую прибыль.

«За 14 лет существования Call of Duty она выходила на всех игровых системах. Задача серии — показывать вооруженные конфликты, события развиваются в центре таковых. Таким образом, идеи не будут исчерпаны никогда. Мы будем выпускать Call of Duty всегда и на разные платформы».

Как объясняет автор заметки в Gamesindustry, глава компании не только привел профессиональных менеджеров из других отраслей (в первую очередь — из розничной торговли), но и приучил мыслить цифрами даже самых творческих менеджеров:

«Разумеется, Котик хотел превратить Activision в настоящий бизнес. Для этого ему потребовалось искоренить бардак и непрофессионализм, присущий любой молодой студии. И разумеется, он хотел, чтобы менеджеры в первую очередь думали о финансовых показателях. Отсюда мантра «поощряем только тех, кто приносит прибыль». Вот только здесь нужно небольшое уточнение — потому что как показывают последние события, не всех сотрудников Activision Blizzard поощряет одинаково.

В частности, в интернете многие стали приводить в пример бывшего президента Nintendo Сатору Ивата, который в 2014 году сократил сам себе зарплату, чтобы сохранить рабочие места разработчиков (годовая зарплата Котика составляет около 30 миллионов долларов с учетом дивидендов от принадлежащих ему акций).

В конечном счете в Twitter начал набирать популярность хэштег с говорящим названием #FireBobbyKotick.



«Нельзя каждый день ходить на работу в страхе. Игровая индустрия дарит всем нам радость, и нельзя молча смотреть на то, как ее разрушает жадность. Лучи любви и тем, кого уволили, и тем, кто продолжает работать на этого вонючего мудилу».



«Я был подписчиком World of Warcraft с 2005 года и побывал аж на пяти BlizzCon. Я отменил свою подписку после того, как компания решила обогатить свое руководство и по ходу дела разрушить 800 жизней».



«Уволить 800 сотрудников, одновременно хвастаясь рекордными доходами после многих лет агрессивной монетизации и уклонения от уплаты налогов? Это заставляет меня грустить. [Activision Blizzard] Будь лучше этого. Ты можешь».



«Меня часто спрашивают о том, чем могут помочь делу люди, которые не являются частью индустрии игр. Сегодня — разместить хэштег #FireBobbyKotick. 800 человек были уволены, пока он хвастался своими миллионами».

В итоге история с увольнениями привела к двум вещам. Во-первых, международная организация Game Workers Unite запустила онлайн-петицию с требованием уволить главу компании Бобби Котика. Во-вторых, с открытым письмом выступило крупнейшее объединение профсоюзов в США. На данный момент онлайн-петиция, в которой говорится, что Котик богатеет за счет уволенных сотрудников, набрала более шести тысяч подписей.



«Перевернуть жизни 800 сотрудников, пока вы и ваши высокопоставленные коллеги получаете миллионные премии, — это не руководство, это воровство! Мы, сотрудники Activision, и их друзья, исчерпали свое терпение. Присоединитесь к нам и скажите, что пора #УволитьБоббиКотика».

Что ждет компанию в этом году? В Activision говорят, что команда разработчиков в 2019 году увеличится на 20%, но основное внимание будет уделяться Overwatch и Call of Duty. Судя по всему, в 2019 году Activision Blizzard выпустит всего четыре новые игры: новую Call of Duty, Sekiro: Shadows Die Twice, а также мобильные Diablo Immortal и Call of Duty. Примечательно, что после новости о сокращениях и публикации отчетности, стоимость акций Activision Blizzard выросла впервые за последние месяцы.

Профсоюзы и геймеры вряд ли добьются увольнения Бобби Котика. Тем не менее, отношение игроков к компании с каждым месяцем становится все хуже. В этом году Activision не будет запускать новых крупных серий, кроме Sekiro: Shadows Die Twice, а потому компании вновь придется во многом зависеть от продаж очередной части Call of Duty.

Обсудить