Оглавление

Ужас дома, в городе и во всем мире: как выбрать настольную игру по Лавкрафту

Рассказываем про преимущества и недостатки «Особняков безумия», «Непостижимого», «Древнего ужаса» и разных версий «Ужасов Аркхэма»

Настолки по мотивам произведений Говарда Лавкрафта пользуются в России огромной популярностью. И дело не только в их высоком качестве, но и в доступности: это редкий случай, когда практически все основные игры линейки можно без проблем найти в магазинах. Мы уже упоминали «Ужас Аркхэма» и «Древний ужас» в наших материалах про лучшие настольные игры для двоих и для компании побольше, а в этот раз расскажем про всю линейку подробнее.

Что такое игры по Лавкрафту?





Настолки по мотивам произведений известного автора начали выходить еще в 80-х, а первой по-настоящему известной игрой стала «Ужас Аркхэма», вышедшая в 1987 году. События, герои и чудовища были вдохновлены работами Говарда Лавкрафта, а основные геймплейные принципы (о них мы расскажем дальше) дожили до наших дней. С ростом популярности игры и передачи прав издателю Fantasy Flight Games линейка начала быстро расширяться.

Сейчас выпуском игр по франшизе все так же занимается FFG, а в России их преимущественно локализуют Hobby Games и GAGA Games. За 35 лет по миру Лавкрафта вышло больше 40 настольных игр, однако мировой популярности добились лишь некоторые из них. Со временем круг замкнулся: сначала игры создавались по мотивам книг Лавкрафта, а теперь различные авторы пишут романы о героях, которых создавали специально для настолок.

Все игры «Ужасов», как правило, объединяют общие принципы. Чаще всего героями выступают люди самых разных профессий, которых обобщенно называют сыщиками. Они узнают про надвигающийся катаклизм в виде пробуждения Древних богов и пытаются его остановить. Меняется масштаб событий: где-то герои сражаются со злом в пределах одного дома, где-то — бегают по городу, а в «Древнем ужасе» полем боя становится весь мир. У игр много схожих элементов, однако геймплейно они все же достаточно отличаются, чтобы фанаты продолжали скупать все игры серии.



У героев часто есть не только показатель здоровья, но и рассудка, опустошение которого приводит к безумию персонажей (и, как правило, концу игры). Эта геймплейная особенность вдохновлена произведениями Лавкрафта, где героям чаще грозила не физическая расправа, а ужас от вида хтонических чудовищ, который человеческий мозг просто не мог вынести.

Есть у такого общего подхода к играм серии и существенный минус. Все герои в главной линейке повторяются, это же касается и артов: со временем экономия FFG на художниках начинает подбешивать. Поэтому если одна игра из главной линейки еще может понравиться, то покупку других стоит тщательно обдумать — есть шансы, что однообразие компонентов и темы вас оттолкнет.

Еще один момент, который стоит учитывать — сложность. Приключения можно описать словами от «мы еле выиграли в последний момент» до «в этот раз опять все умерли в первой половине сценария». Если играть четко по правилам, то чаще всего успешно закончить партию проблематично, и многие фанаты любят серию как раз за то, что в этом плане она пессимистично следует историям Лавкрафта. Конечно, ничто не мешает упростить игру домашними правилами, если идея перепроходить сюжеты вас напрягает.

По Лавкрафту выпускают и другие игры — без фокуса на расследованиях. Например, в некоторых из них можно взять на себя роль богов и постараться завоевать мир, а в других игроки делятся на команды, где одна должна выжить, а вторая — довести противников до безумия. Про каждую игру и их особенности дальше расскажем отдельно.

«Особняки безумия: Вторая редакция»





Вся линейка «Ужасов» рассказывает о приключениях разной степени масштабности, и «Особняки безумия» предлагают самые камерные и атмосферные из них. События сценариев, как правило, разворачиваются в жутком доме, где кто-то умер, скоро умрет или уже умер, но воскрес и хочет кого-нибудь убить. Игроки выбирают себе сыщиков и отправляются на дело, имея на руках лишь завязку сценария, — искать улики и подозреваемых придется на месте.

Одно из главных преимуществ «Особняков» — атмосфера и качество компонентов, которые на нее работают. В коробке полно пластиковых миниатюр, поле выкладывается из красивейших детализированных тайлов комнат, а на карточках красуются атмосферные арты. У всех историй есть четкие сценарии, в которых игроки встречают персонажей, решают загадки и спасаются от чудовищ.

«Особняки» — самая простая с точки зрения правил игра, и во многом это заслуга цифрового приложения, которое придется установить на планшет или вывести на монитор через Steam. Программа подсказывает, как разложить поле, куда поместить жетоны, показывает диалоги, считает урон по монстрам, показывает загадки, а еще на протяжении всей партии играет жуткую музыку.



Несмотря на все преимущества игры, а также народную любовь, окунаться в миры Лавкрафта именно с «Особняков» стоит с осторожностью. Во-первых, конечно, дело в цене: почти 9000 рублей за базовую коробку без дополнений — это очень много, особенно для первой игры. Расширения к «Особнякам» тоже дорогие — по 3000-5000 рублей.

Во-вторых, игровой процесс у «Особняков» немного специфичный. От первой партии сложно не прийти в восторг: все очень красиво и атмосферно. Однако уже на вторую игру замечаешь, как много телодвижений требуется для простейших действий. Открыл новую комнату? Ищи в огромной стопке нужный тайл поля. Встретил персонажа? Ищи в мешке нужный жетон. Новый монстр? Доставай огромную коробку с фигурками.

Из-за упора на нарратив и приложение «Особняки» часто превращаются в компьютерный квест, события которого преимущественно разворачиваются на экране PC или планшета. Игру вообще легко было бы портировать в цифру без физических компонентов и не заметить разницы. Перепроходить сценарии тоже интересно лишь при наличии дополнений: они очень линейные, но тайлы из DLC хотя бы меняют расположение комнат.

Впрочем, большинство игроков не обращают внимания на эти проблемы: во всем мире «Особняки» обожают и редко ругают. Так что высока вероятность, что игра понравится и вам, особенно если в играх вы цените сюжетную составляющую. Впервые за последние несколько лет в продаже появилась и базовая версия, и все дополнения, однако стоит учитывать, что из-за популярности игры их наверняка разберут быстро.

«Древний Ужас»





Несмотря на солидный возраст (вышла в 2013), именно эту игру советуют новичкам для знакомства с настолками по Лавкрафту. Сюжета тут меньше, чем в других играх серии, зато «Древний ужас» куда более реиграбельная. А еще максимально эпичная и не такая угнетающая: герои путешествуют по всему миру, обзаводятся союзниками и сражаются со злом в городах, на кораблях, в джунглях, подземельях и даже других мирах. В общем, это настольный «Индиана Джонс» с упором на спасение мира, а не на поиск сокровищ.

Главный плюс «Ужаса» — гибкая структура без опоры на сюжет, из-за чего получаются самые причудливые истории. Игра складывается из множества разных, слабо связанных друг с другом событий, но это не мешает участникам партии самим додумывать и связывать происшествия в логичные сценарии. Благодаря этому ДУ может быть жуткой историей о конце света, где сыщики мужественно сражаются с силами зла, но все равно проигрывают, а мир погружается во мрак. Или зрелищным приключением, в котором герои побеждают благодаря самопожертвованию друга. Иногда «Ужас» даже превращается в комедию, в которой герои постоянно попадают в нелепые ситуации, побеждают монстров благодаря невероятному везению, а в конце убивают Древнего бога парой выстрелов. Все зависит от участников и их воображения.



Еще одно преимущество ДУ — огромное количество дополнений, которые расширяют количество контента и добавляют новые геймплейные механики. Например, одно из расширений позволяет чудовищам уничтожать целые города, превращая и без того эпические истории в масштабные сюжеты с высокими ставками. Большие DLC добавляют к мировой карте новые локации: можно поехать, например, в Антарктику по следам исследовательской экспедиции Мискатоникского университета.

Дизайн «Древнего ужаса», может, слегка устарел за эти годы. Но FFG не торопится анонсировать новую редакцию, а даже с парочкой дополнений ДУ станет самой реиграбельной игрой в коллекции. Тем более, что альтернативную игру в этой линейке, которая была бы по всем параметрам лучше, не найти.

«Ужас Аркхэма: Карточная игра»





В фанатском сообществе карточный «Ужас» практически единогласно считается лучшей игрой по Лавкрафту. С этим спорить сложно, но тут есть два важных условия — много денег и много свободного времени.

В этой игре нет поля, стопок разных ресурсов и больших красивых буклетов. Все локации, монстры, события, способности и предметы представлены в виде карт, а вместо кубиков — мешок с жетонами. Поначалу это кажется странным, но такая система развязала разработчикам руки, позволив создать увлекательные истории, которые затягивают с головой без красивых полей и фигурок.

Карточной УА удается быть интересной и сюжетно, и геймплейно: никогда не знаешь, что произойдет в следующем сценарии. В одной истории герои могут исследовать дом, в другой — носиться по поезду с монстрами, в третьей — поехать в богом забытую деревню, где уже пятый ход подряд вас почему-то никто не пытается сожрать. Более того, сценарии связаны в сюжетные кампании, где ваши решения и действия влияют на следующие истории: например, если пройти один сценарий первым, то события второго будут разворачиваться уже ночью, а не днем.

Сложность тут очень удобно регулируется кастомизируемым мешком. Хотите страдать — собирайте его по правилам, хотите чаще побеждать — добавьте себе несколько хороших жетонов. При этом в УА даже нельзя окончательно «проиграть»: даже если достичь цели не получится, герои просто придут к другой развязке.

Но на пути к освоению карточного «Аркхэма» могут встать две проблемы. Первая — это цена на расширения, без которых много играть не получится. В базовую коробку входит кампания-пролог из трех сценариев, однако она служит скорее большим обучением, где игроку объясняют принципы построения колоды и основные геймплейные механики. Сюжет в базе не впечатляет, а все самое интересное спрятано в DLC.



Дальше надо покупать независимые друг от друга кампании, состоящие из большой стартовой коробки с двумя сценариями и шести маленьких коробок, продолжающих историю этого цикла. Полная кампания обойдется примерно в 7000 рублей: за эти деньги вы получите 8 сценариев, несколько новых сыщиков, новые карты способностей и активов для каждого класса, а также новых монстров.

Вторая проблема карточного «Аркхэма» — ее бизнес- и геймплейная модели в принципе. На западе УА зовут «лайфстайл-игрой», подразумевая, что от фанатов она требует максимальной преданности и коллекционирования всех выходящих продуктов. FFG регулярно выпускает новых сыщиков, карты для них, дополнительные кампании, а теперь еще взялась и за «ремастеры» старых приключений, добавляя в них новые сюжетные повороты и локации. Полюбить «Ужас Аркхэма» легко, а вот перестать докупать дополнительный контент сложно: он действительно влияет на геймплей и расширяет возможности, поэтому чем больше у вас карт, тем интереснее становиться игра.

Со временем карточная УА превращается в логистический кошмар. Все карты надо как-то удобно хранить и сортировать, а каждая кампания требует создания новой колоды. Это не проблема для фанатов, которые часто играют, но держать УА как часть большой коллекции тяжело. Места занимает много, сложные правила быстро забываются, а составить эффективную колоду после долгого перерыва непросто.

А еще карточная УА «давит» сильнее остальных игр. Если в других настолках «плохая» фаза партии может даже принести героям пользу, то здесь персонажи постоянно страдают и радуются «всего лишь сломанной руке» — дескать, зато не сожрали. Даже спустя десяток партий я искренне ненавижу одну из колод, которая неумолимо портит игрокам жизнь. Впрочем, все это не мешает миллионам людей получать от игры удовольствие.

«Ужас Аркхэма: Третья редакция»





Основой для всех перечисленных игр стал классический «Ужас Аркхэма», рассказывающий о приключениях сыщиков в переполненном монстрами городе. Игра пережила уже два перезапуска, и если вторую редакцию многие обожают, то к третьей чаще относятся хуже, считая, что она сильно все упростила.

На деле последняя версия «Ужаса Аркхэма» — компиляция идей из всех остальных игр линейки, включая прошлые версии УА. В целом интеграция прошла успешно: стало больше сюжета, причем нелинейного, а занудные фазы упростили и сделали интереснее. Теперь третья версия УА похожа на «Древний ужас», но в пределах одного города.

Сильная сторона «Ужаса Аркхэма» — структура, которая не ограничивает игроков одним домом, но и не распыляет сюжет на весь мир. Истории тут ощущаются лучше, чем в «Древнем Ужасе», а сценарии превращаются в мистические городские приключения, где иногда сложно понять, что вообще противостоит героям. При этом игрокам всегда есть чем заняться, но их не заваливают толпами монстров и проблемами.

Третья редакция уже получила два локализованных дополнения, «Во мраке ночи» и «Под темными волнами», а осенью ожидается третье. Эту версию УА смело можно рекомендовать и как первую игру в линейке, и как последнюю. Новичкам будет просто разобраться с правилами и пройти практически любой сценарий. А ветераны оценят сеттинг мрачного города и забавные механики вроде газет, которые рассказывают мрачные истории и сводят героев с ума.

«Ктулху: Смерть может умереть»





Еще одна кооперативная игра в нашем списке, которая похожа на «Особняки», но вместо отдельных историй предлагает сюжетную кампанию из последовательных сценариев. Прохождение напоминает просмотр сериала: с неожиданными сюжетными поворотами в каждом эпизоде, нарастающим напряжением и обязательными клиффхэнгерами в конце эпизодов. Даже дополнения для «Ктулху» называются «сезонами».

Если в большинстве других игр от чудовищ можно убегать, а лучше с ними вообще не встречаться, то тут фокус смещен на бои. Сыщикам надо соблюдать баланс: как можно быстрее и эффективнее разбираться с монстрами и культистами, потому что любой бой так или иначе влияет на рассудок героев.

«Смерть может умереть» — отличная игра для фанатов линейки и жанра данжен кроулер, где надо зачищать помещения от врагов. Но хорошей точкой для вхождения ее не назвать. Стоит игра дорого, да и в свободной продаже ее теперь найти нереально. Новых тиражей, по словам издателя, тоже не планируется.

«Ужас Аркхэма: Последний час»





События этой игры разворачиваются уже после того, как сыщики по сути провалили свою задачу. Древний пробуждается, и остается последний час, чтобы остановить ритуал и предотвратить конец света. В остальном все очень похоже на другие игры: бьем монстров, собираем улики и пытаемся не умереть.

Идея у «Последнего часа» хорошая, а вот реализация не очень. Более быстрые партии, яркое поле, финальный час перед гибелью мира — все это должно было сделать игру интереснее. Однако эта версия УА по разным причинам не цепляет. Низкая реиграбельность, невысокая сложность, сильное упрощение механик из других игр делают «Час» не слишком интересной для матерых игроков, так что заинтригует она разве что новичков.

«Миры Ктулху»






Небольшая колодостроительная карточная игра в духе популярной ККИ «Звездные империи». Тексты заменили пиктограммами, а жутких монстров Лавкрафта перерисовали в милой комиксной стилистике. Можно играть и вдвоем, и вчетвером.

В свой ход игроки по очереди разыгрывают карты с руки и активируют их свойства, а потом добирают новые карты и вновь планируют атаку. Задача — опустошить шкалу здоровья оппонента, которая тут, понятное дело, представлена в виде параметра рассудка.

И «Звездные империи», и «Миры Ктулху» — очень популярные, простые и реиграбельные игры для аудитории практически любого возраста. Она вряд ли подойдет фанатам хардкора, но как отличный подарок — вполне. Тем более, что за коробку просят всего 1000 рублей.

«Непостижимое»





В этом году Hobby World выпустит Unfathomable — практически переиздание культовой настольной игры Battlestar Galactica, но в сеттинге Лавкрафта. Это первая за многие годы игра в линейке, которая заметно отличается от остальных и вообще не проходится вдвоем — из-за механики с игроком-предателем понадобится минимум 3 игрока, а лучше 4-5.

По сюжету пароход «Атлантика» уже два дня плывет через Атлантический океан, и все это время пассажиры страдают от жутких кошмаров. На борту начинают обсуждать таинственные фигуры и тени, которые можно увидеть в коридорах судна. А чуть позже в корабельной часовне находят труп, над которым проводили странный ритуал. Становится понятно, что на борту не стоит всем доверять — среди членов команды есть предатели.

Unfathomable — игра-противостояние, где одни игроки берут на себя роль людей и должны чинить корабль, искать предателей и пытаться доплыть до города. Другая команда, состоящая из культистов (их личности в начале партии скрыты), будет ломать судно, атаковать пассажиров и призывать на борт чудовищ. При этом даже если раскрыть предателей, они все равно могут продолжать портить жизнь людям, а еще способны обращать в свою «веру» хороших героев.

Настолка получила хорошие отзывы на западе, однако культовый статус Battlestar Galactica ей, похоже, не светит. Игроки отмечают, что минусы у игры тоже есть, причем даже с очевидными моментами FFG не справилась. Например, критикуют новых героев: впервые за много лет авторы нарисовали новых персонажей, но их способности интересными не назвать. Еще у игры большой даунтайм — время ожидания между ходами игроков.

Однако хороших игр с предателями на рынке не так много, так что ждать русскую локализацию Unfathomable все равно стоит. Релиз запланирован на лето, так что есть время посмотреть несколько обзоров и решить, стоит ли ее покупать.

Cthulhu Wars






Стратегическая игра о конце света, рассказывающая о падении человечества. Древние боги пришли на Землю, уничтожили силы людей, и теперь вопрос лишь в том, что будет дальше править планетой.

В начале партии игроки выбирают себе бога и его культистов, а затем сражаются с другими Древними. Прелесть Cthulhu Wars в асимметричности: каждая сторона разительно отличается от другой уникальными монстрами, способностями и доступными стратегиями. У этой настолки есть и дуэльная версия, практически без отличий от большой коробки.

Cthulhu Wars — прекрасный выбор для тех, кто хотел встать на сторону злодеев и захватить мир. Благодаря ассиметричному геймплею и разнообразию фракций тут можно наиграть много партий и каждый раз находить новую стратегию. Правда, купить эту игру у нас проблематично — переиздания локализаций не было давно.

«Ужасы Аркхэма» — одна из самых богатых настольных линеек, где можно найти качественную игру практически на любую компанию. В бюджет тоже вписаться не очень сложно: FFG позаботилась о том, чтобы хотя бы базовую коробку купить мог любой, а уже потом соблазнялся дополнениями.

Лучшие варианты для начала — «Древний ужас» и «Ужас Аркхэма: Карточная игра». В перспективе обе игры могут влететь в копейку, однако базовые версии позволят хотя бы прикинуть, насколько вам интересны геймплейные механики и темы этой серии.


Ещё по теме:


Обсудить