Ужасный приквел прекрасной игры — обзор Crisis Core: Final Fantasy 7 Reunion

Посредственная экшен-RPG с PSP вернулась без особых изменений

Переиздание какой-нибудь старой игры сейчас, как правило, означает её полную пересборку на новом движке. Ремейк, создающийся практически с нуля, — хороший повод исправить какие-нибудь особо очевидные промахи первоисточника, только таким поводом очень мало кто пользуется. На Crisis Core Reunion была особая надежда — не только потому, что чинить в оригинальной Crisis Core надо было практически всё, но и в свете того, что своим выходом Reunion обязана Final Fantasy VII Remake, которая провела блистательную работу над сценарными ошибками оригинальной FFVII. А вот Reunion, увы, — почти полная копия Crisis Core с PSP.



Final Fantasy VII — самая успешная JRPG в мире, поэтому стремление Square Enix извлечь выгоду из ее популярности легко понять. В середине нулевых, когда фанаты уже вовсю просили ремейк оригинала, компания взамен выпустила Compilation of Final Fantasy VII из двух приквелов и двух продолжений своего именитого творения.

Простор для приквела у Final Fantasy VII нашёлся довольно легко. Клауд, протагонист игры, на протяжении большей её части борется с противоречивыми воспоминаниями в своей голове, часть которых, как в итоге выясняется, принадлежит вовсе не ему, а его покойному другу Заку. Однако и самого Зака, и Сефирота, антагониста игры, мы видим лишь в мимолётных флэшбеках, а их роль в сюжете FFVII огромна. Почему бы не посвятить им отдельную игру?



В начале Crisis Core Зак — гиперактивный и наивный солдат из элитного подразделения компании «Синра», стремящейся к мировому господству. Зак помогает ей одержать победу в войне с последним независимым государством, но никак на эту тему не рефлексирует: он вообще этого делать не умеет. Зато он рад следовать пустым и пафосным словам своего наставника Анджила о защите чести и следовании своей мечте — «стать героем», что бы это ни значило.

Однако в рядах элитных солдат компании происходит раскол. Генезис, один из сильнейших вояк, дезертирует вместе с единомышленниками, которых он путём генной терапии превращает в собственных клонов (я надеюсь, вам так же больно это читать, как мне — это пересказывать). Анджил, друг детства Генезиса, сбегает вслед за ним, и Зак вместе с Сефиротом, ещё одним выдающимся солдатом, стараются найти беглецов, пока до них не добрались каратели «Синры». Однако вскоре выясняется, что Анджил и Генезис появились на свет в результате экспериментов, и они этому очень не рады.



Собственно, это почти всё важное, что происходит в Crisis Core. Зак не раз встречает Анджила, но тот ведёт себя совершенно невменяемо: то заламывает руки, вопя о том, что он монстр, то помогает Заку в борьбе против Генезиса и его приспешников, то снова ударяется в истерическое самоуничижение.

Но Генезис ещё хуже: он постоянно цитирует свою любимую пьесу вместо того, чтобы говорить что-то осмысленное. Больше половины его реплик — это постоянные повторения одних и тех же фраз, а оставшаяся часть — нытьё о собственной деградации. Более убогого антагониста сложно было придумать.

Однако именно с ним практически всё время и приходится сражаться. Авторы Crisis Core не придумали иной угрозы, и в результате на протяжении всей игры Зак выкащивает сотни клонов Генезиса. Как он убедил стольких солдат пойти за ним и потерять свою идентичность? Как он стал настолько могущественным, чтобы иметь десятки баз по всему миру? Почему в таком случае никто в Final Fantasy VII его не вспоминает?



Последний вопрос стоит особенно остро. Crisis Core — это приквел, но вместо того, чтобы рассказать нам больше о мире и о прошлом любимых героев, она всюду суёт нелепого и неуместного остолопа в алом плаще, который отравляет своей невнятной поэзией каждую сцену со своим присутствием. Его запихнули даже в эпизод, показанный в оригинальной FFVII, где Сефирот становится злодеем!

Crisis Core вообще не старается подвести повествование к той точке, откуда начинается FFVII. Она не показывает даже, как Клауду достались воспоминания Зака, зато буквально переписывает сцену их расставания так, что она не вяжется с тем, что мы видим и в FFVII, и в её ремейке. Она не дополняет канон, а портит его.

Единственным светлым пятном в сценарии Crisis Core остаются Зак и его девушка Айрис, с которой он случайно знакомится во время одной из миссий. Они — единственные живые персонажи во всей игре, и за развитием их отношений очень интересно следить — особенно помня о трагической судьбе, которая ждёт их обоих.



Сценарий Crisis Core с его колоссальными проблемами остался практически нетронут в Reborn. Возможно, из-за того, что Генезиса в японской версии сыграл популярный японский певец Камуи Гакт, и перезаписывать его озвучку было бы слишком дорого. Однако, хотя все японские голоса и реплики остались идентичными старой PSP-версии игры, английская озвучка была целиком перезаписана! На замену старым актёрам позвали людей, озвучивших героев в Final Fantasy VII Remake. Фанаты уже активно спорят, чей голос лучше подходит тому или иному персонажу — это, пожалуй, дело вкуса, однако NPC, впервые получившие озвучку именно в Reborn, в английском дубляже звучат чудовищно.

Переозвучка всей игры развязала руки и локализаторам: некоторые единичные реплики в английской версии Reborn отличаются от старой версии. Это смотрится как издёвка: разработчики поменяли реплики, поменяли озвучку, перезаписали саундтрек, создали с нуля всю графику — и при этом не починили ничего из того, что нужно было чинить!



Картинка, кстати, раньше была одной из сильных сторон игры: Crisis Core отлично выглядела на PSP, да и к тому же впервые предлагала погулять по знакомым локациям из FFVII, выполненным в 3D. Графика Reunion же осталась где-то на уровне PS3: обычно она сравнима с Final Fantasy XIII, но часто бросаются в глаза недостающая мимика и топорные анимации. Ни о какой постановке сценок не идёт и речи: после Final Fantasy VII Remake это как возвращение с небес на землю.

Более того, кучу ассетов для Reunion позаимствовали прямиком из ремейка. Да вот только в оригинальной FFVII верхний уровень двухэтажного города Мидгар находился на высоте в 50 метров, а в ремейке её увеличили до 300 м. В итоге Айрис жалуется, что не видит неба, в то время, как над ней светло и просторно.



Геймплей же остался прежним, и это совсем не комплимент. Дело даже не в возрасте и не в платформе: на той же PSP вышла Kingdom Hearts: Birth by Sleep, после которой на Crisis Core сложно смотреть без слёз. Весь геймдизайн Crisis Core — это череда глупейших ошибок. Взять, например, систему прокачки, в которой от игрока не зависит практически ничего. Во время боя в углу экрана крутятся слоты, и если на них выпадет 777, то Зак поднимет уровень. А если совпадут две цифры, то поднимет уровень умение, экипированное в слот с тем же номером. Свой опыт узнать невозможно, целенаправленно качаться — тоже. Вы ведь мечтали отдать такой важный элемент геймплея на волю случая?

Локации в Crisis Core представляют собой коридоры, стены которых периодически расходятся в стороны, — это сигнализирует, что на появившейся таким образом круглой площадке начнётся бой. Враги появляются прямо из воздуха, женский голос произносит фразу «Activating combat mode», Зак вступает в бой, где при помощи атак, магии, блоков и перекатов расправляется с противниками, женский голос сообщает «Conflict resolved». Этот голос вы будете слышать сотни, а то и тысячи раз на протяжении игры, и его никак нельзя отключить.



К счастью, хотя бы боёв с появляющимися из ниоткуда противниками обычно можно избежать: надо просто бежать по самому краешку тропинки. Поскольку опыта мы все равно не видим, практически все бои с обычными противниками не приносят никакого удовлетворения, и всю игру Зак вытирает своим лицом невидимые стены коридоров.

Новые умения — и магию, и пассивные бонусы — Зак получает, экипируя волшебные кристаллы под названием «материя». За разнообразие материй и неплохую систему их крафта с наследованием бонусов игру можно только похвалить — однако всё это обесценивается полным отсутствием баланса. Так, уже в третьей главе из десяти Зак может получить материю Darkness, убивающую с одного удара почти всех рядовых противников до самого конца игры (боссам нужно 5-10 ударов, что тоже смехотворно). И без неё-то бои нельзя было назвать особо глубокими и интересными, а с ней игра просто заканчивается, не успев начаться.



Crisis Core — игра совсем недолгая, часов на 10-12, и свою малую продолжительность она пытается компенсировать дополнительными миссиями. Как и полагается для портативной игры (которой Crisis Core ранее была), они очень короткие — каждая из них требует добежать до нужного врага и побить его. Бегать приходится всего по десятку коридорных локаций, а вот миссий в игре 300. Да, триста абсолютно одинаковых никчёмных заданий. Опять же, в переиздании можно было бы хотя бы выкинуть те 80-90% из них, что представляют собой совершенно пустой и ненужный балласт, но...

Crisis Core Reunion — посредственное переиздание посредственной игры, пальцем о палец не ударившее, чтобы сделать её хоть капельку лучше. То, что смотрелось пристойно на PSP в 2008-м, пятнадцать лет спустя на современных платформах выглядит убого, но Crisis Core и в те времена была не фонтан. Главное же, чего добивается Reunion, — вселяет опасения о будущем ремейка Final Fantasy VII. Если его вторая часть будет опираться на Crisis Core, это будет настоящая катастрофа.

Оценка: 5/10

Обсудить