Valorant — погоня за двумя зайцами: что не так с шутером Riot Games
И почему пиар-кампания идет вразрез с тем, что происходит на старте закрытого бета-тестирования
На десятилетие League of Legends компания Riot Games представила целую россыпь проектов, над которыми прямо сейчас работают в студии: карточную игру, файтинг, шутер, киберспортивный менеджер, «дьяблоид», мобильную версию LoL и много чего еще. Во время часовой презентации топ-менеджеры Riot дали понять: они не просто расширяют свою главную вселенную, но и увеличивают число продуктов, которые будут доступны пользователю по клику.
Такой подход напомнил политику Blizzard, которая много лет назад собрала на платформе Battle.net одни из самых значимых франшиз в индустрии. Сразу после выступления Riot автор PC Gamer Стивен Месснер поспешил назвать презентацию компании началом войны с Blizzard. Подобных оценок придерживались и другие СМИ. Сооснователь Riot Games Марк Меррилл считает иначе. В интервью Eurogamer он заявил, что компания не стремится делать «убийц» тех или иных популярных игр. Просто если сотрудники считают, что в жанре еще можно сделать что-то интересное, то почему бы и не попробовать?
Как бы то ни было, Valorant стала попыткой отжать аудиторию у Valve и Blizzard — двух крупных игроков на рынке соревновательных шутеров. Первые не очень активно борются с читерами и медлят с выпуском регулярных обновлений. Вторые вообще все никак не могут подняться на ноги после всех передряг в 2019-м. Именно поэтому шутер Riot (подробней читайте в нашем превью) позаимствовал основные элементы у Counter-Strike: Global Offensive (стрельба, экономика) и Overwatch (персонажи с набором способностей, в том числе и ультимативных).
Почему не у Call of Duty, Apex Legends или Battlefield? Потому что Riot метит в киберспорт. А здесь важна доступность (низкие системные требования и отсутствие платы за вход), тактическая глубина (стратегии и реиграбельность), честность (никакого жульничества) и зрелищность (если вас не смотрят на Twitch.tv, вас просто не существует). Valorant старается отвечать всем этим требованиям. При общении с журналистами разработчики делали основной упор на мощную античит-систему, которая будет блокировать пользователей по железу, серверы с 128-тикрейтом (единица измерения отправки и получения данных с сервера в секунду), стрельбу как в CS:GO и способности, которые не будут никого убивать, а только создавать простор для тактических действий.
Первая неделя бета-теста показала, что с работой серверов полный порядок (напрягают лишь затяжные прогрузки после того, как ты свернулся, а затем вернулся в игру), а вот остальные компоненты нужно серьезно дорабатывать.
Взять хотя бы Vanguard — защитную систему Valorant от нечестных игроков. Хакеры взломали ее на вторые сутки бета-теста. В тот же день компания заблокировала первый аккаунт читера, о чем рассказал ведущий разработчик Valorant Пол Чамберлейн. Как много пользователей уже лишились своих учетных записей, неизвестно. Также непонятно, сколько вообще людей пользуются запрещенным ПО. Ясно другое: хакеры развязали войну с разработчиками шутера и пока, похоже, преуспевают. Да, пользователей блокируют во время матчей. Да, программисты уже латают бреши в защите и обновляют функционал. Но обещанная система, которая будет блокировать по железу, как в Apex Legends, появится только на релизе. А это значит, в матчах по-прежнему будут встречаться читеры, которые испортят всем игру.
Другая проблема — доступ Vanguard ко всем файлам на ПК. У пользователей возникли опасения по поводу работы самого механизма (в компании уверяют, что бояться нечего, разработчики не получают никакие данные с ПК). Еще одна — лаги, которые появляются в других играх. Они исчезают только после удаления Vanguard. Все эти недочеты только добавляют головной боли самой Riot, которая с момента запуска ЗБТ постоянно мелькает в соцсетях и на страницах СМИ. Возмущение самих пользователей можно понять: обещания разработчиков немного разошлись с реальностью.
Примерно та же ситуация и с позиционированием шутера. Исполнительный директор Riot Николо Лорен еще в октябре 2019-го уверял, что в Valorant (тогда еще Project A) стрельба имеет большое значение. «Вы не убиваете при помощи способностей. Способности создают тактические возможности для меткого выстрела. У персонажей есть умения, которые позволяют им эффективнее использовать оружие, а драться напрямую с помощью этих умений нельзя», — писал Лорен в твиттере. Но он слукавил. Да, стрельба действительно решает (хотя она не совсем такая, как в CS, сильно проще). Но ультимативные умения превращают Valorant в Overwatch. И это вызывает диссонанс.
Потому что в шутере, который позиционируется, как главный конкурент CS:GO, где как бы решает стрельба, не должны возникать ситуации, когда сверху кто-то наносит орбитальный удар, когда тебя вырубает заряд, выпущенный через полкарты, когда персонаж телепортируется за спину со своей базы, когда герой воскрешает павшего товарища с полным закупом, когда всю команду гасят из гранатомета. Это ни разу не весело.
В Overwatch такое геймдизайнерское решение не вызывает раздражения (в шутере Blizzard даже не все персонажи умеют стрелять) — команда умерла после связки ультимативных способностей, воскресла через 8 секунд и снова убежала отбивать захваченную точку. В Valorant от этого зависит, возьмет ваша пятерка раунд или нет. Смерть в перестрелке и смерть от ультимейта — разные вещи. Я заплатил за снайперскую винтовку 4,5 тысячи (одно из самых дорогих оружий в игре), а меня вырубили ракетным залпом, который ничего не стоил моему сопернику. Не очень-то честно. Да, таких раундов надо выиграть 13 (из 25). Да, в моей команде тоже есть ребята, которые могут провернуть похожий трюк. Нужно всего лишь убивать противников и подбирать сферы, раскиданные по карте. Но если хочется выпускать ракетный дождь со свистом и фейерверками, есть Overwatch. Там все это смотрится органично и не напрягает.
Впрочем, в игре беда не только с ультимативными умениями (к обычным у меня как раз вопросов нет, это плюс-минус те же гранаты, как в CS:GO, хотя есть и слегка читерские). Valorant при всех достоинствах стрельбы очень медленный шутер. Хваленая система звуков не дает нормально перетянуться с одной точки на другую. Если не сдержаться и сорваться на бег, соперник услышит топот практически отовсюду, даже если вам кажется, что вы как мышь пробежали. В результате все двигаются на «шифте». Отсюда и ограниченность стратегий. Нельзя резко «зарашить B», убежав с точки А. Все ползают, как улитки.
Другой недостаток — большое преимущество у игрока, который просматривает угол. Из-за низкой скорости модельки персонажа вы становитесь легкой целью для соперника. В CS:GO в таких ситуациях проявляется мастерство, так как атакующий может первым убить оппонента за счет скорости передвижения. В Valorant нужно молиться на криворукость исполнителя. Хороший никогда не мажет.
Valorant бьет сразу в две абсолютно разные аудитории. Но игрокам в CS:GO не нужны ультимейты, а игроки из Overwatch не очень-то хотят заморачиваться со стрельбой, даже с такой легкой. В итоге не совсем понятно, кому должен понравиться шутер от Riot? Безусловно, есть те, кого все устраивает, но как много их?
Пока геймдизайнеры ищут ответы на вопросы, Riot проводит встречи с владельцами киберспортивных клубов и раздумывает над проведением первых турниров, по итогам которых будет понятно, в каком направлении двигаться франшизе. Вот только оценивать зрительский интерес к Valorant еще рано. Показатели Twitch.tv за первую неделю впечатляют. Только в стартовый день 1,7 млн человек одновременно находились на трансляциях сервиса Twitch.tv. Такие цифры вызваны высоким спросом аудитории на доступ к бета-тесту и интересом перекупщиков, чьи боты заполонили раздел.
Сейчас цена на аккаунт Valorant только в России варьируется от 100 до 1500 рублей (комплекты по несколько штук обойдутся дороже). За рубежом учетную запись продают за $25-70 — примерно 1800-5200 рублей. Почасовая аренда обойдется дешевле: в зависимости от времени стоимость колеблется от 15 до 400 рублей. Riot Games старается оперативно блокировать купленные учетные записи, но это не останавливает онлайн-площадки от незаконной торговли. Кто-то из них явно озолотился.
Но таковы последствия сиюминутного хайпа, который может навредить компании. Главное, что будет после релиза. Пару лет назад лучшие игроки в карточные игры утверждали, будто Artifact порвет в цифре MTG и Hearthstone. Киберспортсмены с пафосом уходили в другую дисциплину, а через несколько месяцев тихо возвращались к привычным делам. Очень не хотелось бы, чтобы Valorant повторил тот же путь. У игры есть потенциал, и она наверняка найдет свою аудиторию (это же Riot). Вот только будет жаль, если все ограничится азиатским рынком, а не настоящей схваткой трех екодзун.