Vampire Survivors вышла в Steam — рассказываем, что это такое
Как неказистая и крайне дешёвая игра стала главным событием инди-сцены 2022 года и создала новый жанр
В начале 2022-го в раннем доступе в Steam вышла Vampire Survivors — игра про охотников на нечисть в стилистике, похожей на серию Castlevania. Она сразу же стала внезапным инди-хитом: сначала среди геймеров, которые купили её из-за дешёвой цены и мощного сарафанного радио, а после — блогеров и профильной прессы. По ходу разработки игра от программиста-одиночки Луки Галанте (Luca Galante) успела не только прославиться, но и породить собственный жанр с несколькими десятками подражателей: Soul Survivors, Soulstone Survivors, Bounty of One, MIGHT'N MOW'EM, 20 Minutes Till Dawn, Void Scrappers и многие другие.
Совсем недавно Vampire Survivors добралась до релиза, хотя и это не конец истории: уже разработчики игры (Галанте набрал себе в помощь целую команду) обещают заниматься ей, пока люди будут в неё играть. Но что вообще такое Vampire Survivors? Как и почему она достигла чуть ли не культового статуса и создала целый отдельный жанр меньше, чем за год? Подробно объясняем, в чём её секрет и рассказываем, что ещё можно попробовать из жанра VS-клонов (давайте для удобства называть их так — официальное название ещё не устоялось).
Vampire Survivors: бегай, крутись, качай перки
На бумаге Vampire Survivors — максимально простая игра. У вас есть герой в центре экрана. Он самостоятельно атакует (размахивает оружием, призывает молнии, бросает ножи, а то и все сразу), а вы только двигаете его. Вокруг постоянно появляются враги разных типов (от рядовых зомби и летучих мышей до мини-боссов), которые постепенно стягиваются к персонажу. От них надо отбиваться.
За убийство чудовищ дают камни опыта, за которые персонаж получает случайные артефакты. Их также можно находить в сундуках, которые оставляют после себя особенно сильные монстры. Важно при этом не просто набирать предметы, но и правильно комбинировать их, за счет чего базовая экипировка становится гораздо сильнее на последнем уровне прокачки. Цикл длится, пока вы или не умрёте, или доживёте до момента, когда за вами прилетит смерть с косой и закончит матч принудительно.
Помимо мотивации «продержаться на уровне как можно дольше», есть глобальная прогрессия: прокачка пассивных навыков на все забеги, открытие новых героев с другим стартовым оружием и бонусом, новые локации и комбинации.
Ближайший жанровый аналог Vampire Survivors — Crimsonland, похожая игра про уничтожение врагов на экране, но с той лишь разницей, что там стрелять приходилось самостоятельно и герой всего один. Ну и визуально что оригинал, что его переиздание в 2014 году несравнимо лучше. К тому же там есть какие-никакие условно сюжетные уровни, тогда как у Vampire Survivors — исключительно бездумное выживание.
В общем, если кратко, Vampire Survivors — игра про то, как вы двигаете дерущегося пиксельного человечка по экрану 4:3 и набираете ему снаряжение, чтобы он бегал и бился ещё лучше. Периодически вы убиваете элитных существ, с которых валится сундук с шансом получить от трёх до пяти предметов вместо одного. И так пока через 30 или меньше минут (зависит от карты) вас принудительно не убьёт смерть с косой.
Визуал бедноватый, музыка простая, геймплей достаточно примитивный. Звучит не очень весело. И тем не менее, геймеры и критики в полном восторге. На момент написания материала у игры крайне положительные отзывы в Steam (98%), а сам создатель уже многократно окупил разработку и не планирует останавливаться на достигнутом.
Vampire Survivors: в чём секрет?
Успех игры Галанте строится на нескольких вещах. Первая — простота освоения. В Vampire Survivors очень легко влиться: все особенности геймплея становятся ясны буквально через пять минут, если не после первой убитой летучей мыши. Игрок моментально понимает, что нажимать, чтобы было весело, и попадает в геймплейную спираль: убивать монстров, чтобы получить ресурс на новые артефакты, чтобы ещё больше убивать существ, которых с каждой секундой всё больше и они всё сильнее.
На удержание геймера работает ещё и великолепно воссозданное чувство прогрессии: благодаря небольшой длине забега очень легко оценить, как ты поднимаешься с робкого убийства одной-двух мышей в секунду до аннигиляции целых орд нечисти. Враги, которые ещё пять минут назад были мини-боссами, теперь прут ордами в качестве рядовых противников. Но и они уже не помеха для прокачанного героя с целым набором волшебных реликвий, найденных в процессе прохождения уровня. Проще говоря, становиться быстрее, выше и сильнее здесь весьма здорово и весело. На этом ощущении личного роста, помимо ролевого отыгрыша, строится успех чуть ли не у всего жанра RPG. Так что и Vampire Survivors не стала исключением.
Однако, помимо общей простоты и воздействия на базовые геймерские инстинкты, у Vampire Survivors есть и другая сильная сторона: глубина механик, которые поначалу кажутся поверхностными.
Вернёмся к теме артефактов. Скажем, вы только начали играть за стартового персонажа — героя с хлыстом, у которого есть бонус +1% ко всему урону за каждый набранный уровень. Он бьёт раз в пару секунд в ту сторону, в которую смотрит (только влево или вправо, по вертикали не умеет) — ничего сложного. Просто маневрируйте и направляйте его лицом в сторону врагов. С прокачкой вы можете открыть другое оружие: ножи, которые летят в направлении взгляда, но теперь уже и по вертикали. Посох мага, что сам атакует ближайших монстров. Или головка чеснока, что создаёт зону периодического урона вокруг героя. Если не считать реликвий с пассивным бонусом типа прибавки к количеству повреждений, скорости, здоровью, радиусу эффектов и так далее — вы набираете способы наносить вред нечисти.
Однако по ходу игры выясняется, что артефакты прокачиваются, усиляя свой эффект. У чеснока растёт урон и площадь атаки. Хлыст начинает бить в две стороны. Ножей становится больше. Появляется интерес — насколько мощным может стать знакомое оружие? И ведь этим всё не ограничивается: артефакты могут взаимодействовать друг с другом и эволюционировать. Если взять чеснок и бонус на регенерацию здоровья — он начнёт высасывать из врагов жизнь без паузы между атаками. Если соединить посох и повышающий урон шпинат — получите жезл огня, что вместо сгустков магии выпускает в противников пробивающие насквозь огромные метеоры.
Появляется самое настоящее билдостроение: нужно не просто набрать предметы помощнее, а взять хорошо взаимодействующие друг с другом артефакты. И желательно, чтобы они выдавали максимальную пользу на конкретном герое и в конкретной локации. Ведь зачем персонажу с бонусом на количество снарядов брать оружие, которое их не использует? Зачем хватать повышающий урон шпинат, если он бесплатно лежит на уровне и его можно подобрать поверх лимита артефактов?
В итоге простейшая идея «убивай монстров и выбирай перк» превращается в глубокую механику с планированием, билдостроением и игрой с удачей. Ведь сборку арсенала мечты может испортить случайный ассортимент предметов на каждом повышении уровня. Если только у вас не прокачены навыки смены и удаления ненужных предложений, конечно.
Последнее достоинство игры: в ней много контента. Почти два десятка разных героев со своими навыками и уникальными предметами, которые позже передаются остальным персонажам в качестве случайного лута. Артефакты, усиления, уровни, враги, карты-модификаторы, особые режимы и скрытые механики. Например, в игре есть неотмеченные секретные локации и даже возможность убить смерть, которая все часы прохождения ассоциировалась с неизбежным концом. Так что у Vampire Survivors, помимо аддиктивного геймплея, есть и богатый простор для изучения как геймплея, так и различных тайн. Всё это делает незамысловатую пиксельную «бегалку» отличным таймкиллером.
Vampire Survivors идеальна как маленькая игра для перерыва между делами, просмотра YouTube на втором мониторе или заглушки между релизами игр побольше. Что-то, в чём можно выключить мозг, отвлечься и получать быстрый и лёгкий дофамин.
Vampire Survivors уже успела мне надоесть. Во что ещё такое можно поиграть?
Предположим, вы наигрались в Vampire Survivors ещё на этапе Раннего Доступа или после релиза и откровенно устали. Все секреты найдены, персонажи открыты, уровни пройдены. Что делать теперь? Как уже сказано ранее, Vampire Survivors породила кучу клонов, которые стали появляться в Раннем Доступе в Steam. Многие вышли посредственного качества, но есть и хорошие примеры.
Soulstone Survivors — развитие концепции с трёхмерной графикой. Геймплейно всё то же самое, но стало больше элементов прогрессии: например, древо навыков и крафт. Вместо артефактов — заклинания разных школ, от прямого урона до призыва существ, которые бегают за вами и сражаются на вашей стороне. На уровнях разные препятствия, враги и реагенты для крафта. Soulstone Survivors так же, как и её вдохновитель, затягивает на часы геймплея, однако обладает одним недостатком: из-за трёхмерного визуала и обилия эффектов на поздних стадиях происходящее плохо читается и превращается в кашу.
MIGHT'N MOW'EM — VS-клон с возможностью играть в мультиплеере. Разительных отличий нет (да и игра пока на очень ранней стадии разработки), однако цепляет хорошим визуалом, а именно качественным и неплохо анимированным pixel art в стиле, напоминающем Warhammer и Heroes of Might and Magic V.
Bounty of One — просто красивый VS-клон в духе фэнтезийного Дикого Запада. Из своих уникальных идей — только полноценные сражения с боссами, с уникальными механиками и остановкой появления обычных противников.
20 Minutes Til Dawn — «сын маминой подруги» Vampire Survivors. Практически та же игра, но лучше визуал, анимации, глубже и интереснее механики, а также ручная стрельба: атаковать врагов надо самому, ровно как и перезаряжать оружие. Один из самых качественных VS-клонов.
Boneraiser Minions — VS-клон, где вместо мощного героя хлипкий призыватель. Сам персонаж ничего не делает — он может лишь бегать, использовать дэш и разовые заклинания. Вместо артефактов и оружия он собирает прислужников: скелетов, чертей и призраков, которые атакуют за него. Привычные механики вроде урона по области, сильных и медленных атак, стрельбы на дистанции — все это разновидности подчинённых, а не ваши навыки, что заметно меняет привычную динамику геймплея.
Disfigure — самый необычный VS-клон, который будто бы идёт против каждой идеи вдохновителя. На арене ничего не видно, враги сразу же больше и опаснее героя. Перков нет, у персонажа всего одна жизнь, а бить и стрелять ему нужно самому. Disfigure — не «казуальный рогалик», а более размеренная и тяжёлая игра про внимательность, выдержку и реакцию. О ней, как и о Soulstone Survivors, мы писали в подборке демо с недавнего фестиваля Steam.