Vampire: The Masquerade — Bloodlines и не только: игры по «Миру Тьмы»
От RPG про вампиров до экшена про оборотня
По мотивам популярных настолок вроде Dungeons & Dragons с завидной регулярностью выходят видеоигры. Не раз основой для них становился и «Мир Тьмы», в который входит сразу несколько линеек настольных RPG, посвященных различным сверхъестественным созданиям, от вампиров до демонов. Вероятно, в обозримом будущем разработчики станут обращаться к этой франшизе даже еще чаще, чем прежде — владеющая правами на нее компания Paradox Interactive объявила, что запускает инициативу, в рамках которые инди-команды смогут создавать свои проекты по «Миру Тьмы». Мы же решили вспомнить об уже вышедших играх в этом сеттинге.
Те, кто охотится в ночи
Франшиза началась с линейки ролевых игр Vampire: The Masquerade, которая, как следует из названия, посвящена вампирам. Именно она всегда оставалась для «Мира Тьмы» своего рода «локомотивом». Неудивительно, что именно вампиры удостоились наибольшего внимания со стороны разработчиков видеоигр.
Первой ласточкой стала RPG Vampire: The Masquerade — Redemption, увидевшая свет в 2000 году. Игру разрабатывала молодая небольшая команда, в чьем распоряжении был скромный бюджет в 1,8 миллионов долларов, и в итоге этих денег не хватило на то, чтобы достойно реализовать оригинальный замысел. Авторам пришлось вырезать из игры часть задуманных механик. К тому же она страдала от плохой оптимизации и багов.
Однако достоинства Redemption затмевали эти недостатки. Прежде всего, разработчикам удалось воссоздать фирменный стиль оригинальной настольной игры, в которой внутри каждого персонажа постоянно идет внутренняя борьба между сохранившейся в нем человечностью и голодом. Поддавшись ему и начав убивать без разбора, ночной кровопийца рискует потерять контроль над собой и постепенно полностью превратиться в монстра.
Хорош был и сюжет, который начинался в Праге середины XII века. Французский крестоносец Кристоф бросал вызов вампиру, который терроризировал город, но после победы над чудовищем его самого обращали, и он оказывался вовлечен в интриги новых сородичей. Впоследствии события переносились в 1999 год — Кристоф пытался спасти свою возлюбленную, которая провела сотни лет в качестве прислужницы могущественного вампира. Фокус на драматичной истории и верность стилю и атмосфере первоисточника принесли Redemption заслуженную любовь игроков — продажи новинки окупили затраты на разработку.
Издательство Activision, выпустившее игру, решило продолжить работу с Vampire: The Masquerade, но следующий проект доверило уже другой студии — Troika Games, основанной корифеями жанра RPG Тимом Кейном, Леонардом Боярским и Джейсоном Андерсоном. Игра, получившая подзаголовок Bloodlines, сюжетно не была связана с предшественницей, все события в ней разворачивались в современном мире, и свободы здесь было куда больше. Например, имелась возможность выбрать, к какому вампирскому клану будет принадлежать герой, а те очень сильно отличаются по способностям и, как следствие, методам решения проблем.
Bloodlines получилась стильной и атмосферной, могла похвастаться захватывающей историей и вариативными квестами, но при этом вышла откровенно недоделанной. Студия намучилась с движком Source, который тогда еще находился на стадии разработки, а на воплощение всех амбициозных идей небольшой команде Troika Games попросту недоставало людей. Разработка шла медленно, и в итоге Activision просто назначила строгий дедлайн, к которому следовало закончить новинку. В итоге на полки магазинов отправилась недоделанная и плохо оттестированная игра, которая смогла завоевать культовый статус среди ценителей сюжетных RPG и поклонников «Мира Тьмы», но коммерческого успеха не добилась. После этого интерес разработчиков игр к Vampire: The Masquerade надолго угас.
В 2015 году издательство Paradox Interactive приобрело компанию White Wolf, создавшую настольный «Мир Тьмы», со всей ее интеллектуальной собственностью, что открыло новые перспективы для разработки видеоигр по франшизе. Спустя примерно четыре года к радости фанатов был анонсирован сиквел Bloodlines — уже от новой студии, хотя в нее и вошли несколько авторов первой части. Прошло много лет, сменились разработчики, но вновь создание ролевой игры по Vampire: The Masquerade обернулось ворохом проблем. Изначально релиз был назначен на весну 2020, и игру активно продвигали и представляли на выставках, но затем выход несколько раз откладывался. Причиной тому издатель называл уход сотрудников, в том числе ключевых (подчас без публичного объяснения причин), и пандемию. Наконец, в феврале 2021 Paradox Interactive объявила, что передала разработку игры совершенно другой команде — но не назвала конкретную студию, а дата выхода вновь сдвинулась, на сей раз на неопределенный срок. Напрямую об этом представители издательства не говорили, но, вероятно, Bloodlines 2 если и не создается заново с нуля, то значительно переделывается, и ждать ее предстоит еще долго.
Возможно, скрасить ожидание поможет Vampire: The Masquerade — Swansong. В этой ролевой игре под нашим управлением оказываются попеременно три вампира из разных кланов, чьи судьбы переплетаются, когда они расследуют заговор, угрожающий покою ночного Бостона. Игра явно не претендует на звание AAA-проекта и в ней хватает геймплейных шероховатостей, но она способна порадовать увлекательным детективным сюжетом и верностью духу оригинальных настолок. А это — уже немало.
Учитывая происхождение франшизы, выпуск по мотивам Vampire: The Masquerade именно RPG кажется самым логичным шагом, но не обошлось и без адаптаций в других жанрах.
Студия Draw Distance подарила нам пару отличных визуальных новелл — Coteries of New York и Shadows of New York. То, что вампиры легко сдружились с этим жанром, неудивительно. В оригинальной настольной ролевой игре были важны прежде всего повествование, моральные дилеммы, образы и внутренний мир персонажей, влияние решений игроков на ход истории. Все это могут предложить визуальные новеллы, если они хорошо написаны и стильно проиллюстрированы. А игры Draw Distance — именно такие.
Визуальный стиль, выбранный Draw Distance, отлично передает фирменную атмосферу «Мира Тьмы».
А вот решение сделать по Vampire: The Masquerade «королевскую битву» выглядит очень странным, и потому уже сразу после анонса многие любители франшизы восприняли Bloodhunt в штыки. Любителям первоисточника, пожалуй, действительно едва ли стоит браться за игру, в которой нет почти ничего, за что ценится Vampire: The Masquerade. Но как «королевская битва» игра неплоха — здесь имеются стильные и достаточно необычные для жанра декорации и любопытные геймплейные находки вроде необходимости скрывать от людей вампирскую сущность и способности героев перемещаться по стенам.
Другие обитатели ночи
«Мир Тьмы» начался с линейки про вампиров, а после ее успеха компания White Wolf начала выпускать игры и про оборотней, фэйри, призраков, демонов, магов, а также охотников, которые занимаются истреблением потусторонней нечисти. Некоторые из этих настолок тоже удостоились внимания разработчиков видеоигр.
На консолях первыми представителями «Мира Тьмы» стали охотники. В начале XXI века издательство Interplay решило адаптировать совсем свежую на тот момент линейку Hunter: The Reckoning. Хотя она явно уступала в известности выпущенным ранее настолкам по «Миру Тьмы», зато лучше других подходила для создания игры, ориентированной прежде всего на экшен, — а именно такую хотело выпустить Interplay. В Hunter: The Reckoning не было каких-то особых сюжетных изысков или сложных моральных проблем, и игровой процесс сводился к истреблению толп всевозможных чудовищ посредством холодного и огнестрельного оружия, а также магии. Это был незамысловатый и несколько однообразный, но достаточно динамичный и увлекательный боевик — особенно при игре в кооперативе на четырех человек. Громким хитом игра не стала, но была достаточно успешна, чтобы получить два сиквела, скроенных по схожим лекалам.
На любителей боевиков была ориентирована и вышедшая в 2021 году Werewolf: The Apocalypse — Earthblood. В ней мы выступали в качестве оборотня, который ради защиты природы ведет персональную войну против корпорации, которая загрязняет окружающую среду. Пожалуй, именно Earthblood можно назвать самой слабой игрой по «Мир Тьмы», ведь в ней сложно найти хоть что-то примечательное — и сценарий, и игровой процесс, и техническую реализацию иначе, чем посредственными, не назовешь.
Зато любителям оборотней можно порекомендовать визуальную новеллу Werewolf: The Apocalypse — Heart of the Forest, рассказывающую о девушке, которая отправляется в Польшу, чтобы разобраться в таинственном прошлом своей семьи. Heart of the Forest подкупает и интригующим сюжетом, и здорово вплетенными в традиционный для жанра игровой процесс ролевыми механиками, и стильными иллюстрациями, и хорошо раскрытой темой борьбы за безопасность окружающей среды.
Звания же самой пугающей игры по «Миры Тьмы», пожалуй, заслуживает Wraith: The Oblivion — Afterlife. Она выпущена для VR-устройств, что само по себе дает особое чувство погружения в потусторонний мир, а вдобавок у разработчиков получилось создать пробирающий до мурашек психологический хоррор. Это история о доме с привидениями, но показанная с необычной точки зрения. Игрок выступает в качестве призрака, который должен разобраться в причинах своей смерти, исследуя старый особняк и общаясь с другими духами.
Те, кто уже не воскреснут
Сиквел Bloodlines — не первая амбициозная игра по «Миру Тьмы», создатели которой столкнулись во время разработки с серьезными проблемами. Но если у нее еще есть шанс выбраться из «производственного ада», то несколько перспективных проектов уже давно были закрыты. Впрочем, они все же заслуживают упоминания.
В середине 90-х годов оборотни имели шанс опередить вампиров и стать первыми представителями «Мира Тьмы», удостоившимися своей видеоигры. Тогда Capcom разрабатывала beat'em up под названием Werewolf: The Apocalypse, в котором игроки в качестве оборотня сражались бы с различными сверхъестественными тварями. Проект был отменен в 1997 году (а вместе с ним японская компания похоронила и планы по целой серии игр по «Миру Тьмы»), но впоследствии его сырой прототип для Sega Saturn появился на просторах Интернета.
Пожалуй, куда больше нас печалит, что не добралась до релиза другая игра про оборотней с тем же названием. После выхода Vampire: The Masquerade — Bloodlines, стартовые продажи которой оставляли желать много лучшего, студия Troika Games не смогла найти финансирование для своих будущих игр и закрылась. До этого печального события она трудилась над игрой про оборотней «Мира Тьмы». По словам Леонарда Боярского, разработчики успели сделать небольшой рабочий прототип с одной локацией до того, как финансовые проблемы привели к закрытию компании.
Самым же амбициозной невышедшей игрой по «Миру Тьмы» по праву стоит назвать MMORPG от CCP Games. Компания, подарившая нам Eve Online, взялась за разработку многопользовательской ролевой игры World of Darkness в 2006 году. Хотя в названии фигурировала вся вселенная, предполагалось, что игроки будут выступать исключительно в качестве вампиров — по крайней мере, на запуске. Игровой процесс разработчики собирались сделать в духе настольного первоисточника — сделать акцент на интригах и взаимодействии персонажей, а не на экшене. Например, стать князем (правителем вампирского сообщества на той или иной территории) можно было бы, выиграв выборы. А те, кто желает, могли бы обойтись в World of Darkness без сражений и убийств.
Увы, World of Darkness никогда не была в фокусе внимания исландской компании. Сотрудников, которые по идее должны были заниматься только этой игрой, на деле вовсю привлекали к другим проектам студии, и в команде была изрядная текучка кадров. На протяжении многих лет MMORPG оставалась в «производственном аду», пока,наконец в 2014 году боссы CCP Games не решили окончательно поставить на игре крест.
Если сравнивать с другими популярными настольными франшизами вроде Dungeons & Dragons или Warhammer 40000, можно сказать, что видеоигр по «Миру Тьмы» выпущено сравнительно немного. В последние годы они стали выходить чаще — правда, преимущественно это относительно бюджетные и нишевые проекты. Но хочется надеяться, что это только начало, и впереди нас ждут ААА-проекты про вампиров, оборотней, призраков и, быть может, даже более экзотических обитателей «Мира Тьмы».