Оглавление

«Ведьмак 3: Дикая Охота» против The Elder Scrolls V: Skyrim

Сравнение двух культовых ролевых игр

Третью часть «Ведьмака» и пятую The Elder Scrolls смело можно назвать самыми выдающимися фэнтезийными ролевыми играми минувшего десятилетия. Обе стали невероятно популярными, разошлись многомиллионными тиражами, породили десятки мемов и вошли в число главных эталонов жанра. При этом в основе игр лежат во многом противоположные подходы к жанру RPG, и тем интереснее сравнить «Дикую Охоту» и «Скайрим», что мы и решили сделать.

Герой и его роль в мире





«Ведьмак» и Skyrim предлагают двух принципиально непохожих главных героев, что в значительной степени определяет многие другие важные различия этих игр.

Геральт из «Ведьмака» — персонаж с богатой предысторией, обилием социальных связей и вполне определённым занятием. Будучи ведьмаком, он зарабатывает на жизнь защитой людей от всевозможных монстров, а, кроме того, разыскивает приёмную дочь Цири. Да, Геральт то и дело оказывается вовлечён в придворные интриги или военные конфликты. Практически из любой ситуации польские разработчики дают несколько вариантов выхода. В зависимости от выбранного игроком стиля поведения Геральт может быть или циничным наёмником, или самоотверженным рыцарем, или оказаться где-то между этими крайностями. Но ведьмак всегда будет использовать лишь несколько простых заклинаний и не станет полноценным чародеем. Перед ним не маячит перспектива превратиться в сверхъестественное создание или стать действующим скрытно убийцей. В «Дикой охоте» место героя в мире достаточно чётко определено, а в фокусе внимания — его личная история. А вот как она будет развиваться, уже зависит от решений игрока.

Драконорождённый из «Скайрима» — полная противоположность Геральту. В начале игры у героя почти нет предыстории и совсем нет характера или личных отношений с кем-нибудь в мире, который ему предстоит исследовать. По сути перед нами чистый холст, на котором мы можем изобразить всё, что вздумается. Ему открыты любые пути, причём не только с точки зрения выбора пола, расы или развиваемых навыков. Драконорождённый может стать мятежником или поборником имперского порядка, присоединиться к гильдиям магов, воров или убийц (а то и нескольким сразу), превратиться в оборотня или вампира… И это — далеко не полный перечень возможностей. Каким герой окажется и какое место решит завоевать для себя в мире, практически полностью зависит от игрока. Но вот история Драконорождённого никогда не станет такой персональной, как у Геральта, да и такого выразительного образа не будет.

Свобода и повествование





Настоящим отражением главных героев можно назвать структуру каждой из игр. В «Скайриме» после короткого вступления мы оказываемся на просторах огромного открытого мира с на первый взгляд весьма неказистой задачей — добраться до местного ярла и поведать ему о возвращении драконов. Конечно, вскоре выяснится, что разбираться с этой проблемой придётся именно нам. Но основной сюжет здесь — лишь первый среди равнозначных квестов. Да, самый продолжительный и многоэтапный, но на просторах Скайрима с легкостью можно провести десятки или даже сотни часов, толком даже не приступая к решению «драконьей проблемы» (хотя рекомендуется всё-таки пройти хотя бы часть заданий, чтобы освоить уникальные таланты Драконорождённого).

В The Elder Scrolls V во главе угла стоит свобода. «Скайрим» ставит нас лицом к лицу с кажущимся бескрайним миром и предлагает самим решать, чем мы хотим в нём заниматься. Игра идеально позволяет почувствовать себя искателем приключений, прокладывающим собственный путь в полных опасностей, войн и монстров землях Скайрима. При этом в плане основной истории, диалогов или постановки сюжетных сцен пятую The Elder Scrolls сложно назвать выдающейся, как, впрочем, и предыдущие части серии.

Совсем иное дело — «Дикая охота». Игра очень кинематографична, в ней множество запоминающихся диалогов и эпизодов, и как в магистральном сюжете, так и в побочных заданиях польские разработчики стремятся прежде всего рассказывать интересные истории. Многие квесты в третьем «Ведьмаке» имеют сильную драматическую и эмоциональную составляющую, нередко они носят очень личный характер для самого Геральта и ставят его перед теми или иными моральными дилеммами.

А уж основная сюжетная линия и вовсе по накалу страстей и увлекательности не уступает лучшим книгам в жанре фэнтези, в том числе оригинальным произведениям Анджея Сапковского. Хотя с релиза «Дикой охоты» минуло уже без малого пять лет, она и по сей день остаётся одним из главных эталонов сюжетно-ориентированной RPG и в плане истории (а также её подачи) заметно превосходит «Скайрим».

Персонажи





Конечно же, и Драконорождённого, и Геральта во время странствий ждут встречи со множеством других персонажей. Но вот проработаны эти герои в «Ведьмаке» куда лучше, чем в «Скайриме». Конечно, и в последнем не обошлось без любопытных личностей, вроде мудрого дракона Партурнакса или бескомпромиссного борца за свободу родных земель Ульфрика Буревестника. Но таких по-настоящему выразительных и запоминающихся образов в The Elder Scrolls V относительно немного. Большинство же тех, кого мы встретим во время странствий по Скайриму, — не более чем персонажи-функции, которые не могут похвастаться богатыми личными историями или сложными характерами.

А вот Геральт пересечётся со множеством выдающихся героев. Отчасти благодарить за это стоит книжный первоисточник. Йеннифер, Цири, Трисс, Лютик, Эмгыр, Золтан, Регис — лишь малая часть тех колоритных и вызывающих неподдельные сопереживание персонажей, которых создал Анджей Сапковский. Разработчики же, оттолкнувшись от литературного первоисточника, смогли интересным образом развить каждого из них. Но этим они не ограничились и придумали немало собственных персонажей, ничуть не уступающих книжным, вроде таинственного и лукавого Гюнтера о’Дима или сурового барона Филипа Стенгера, терзаемого грехами прошлого.

Самостоятельность





Обе игры – номерные выпуски серий, существующих много лет. Однако «порог вхождения» у них совершенно разный, и «Скайрим» куда дружелюбнее к новичкам. Все части The Elder Scrolls связаны общим миром, но в каждой действие разворачивается в новом регионе, а конфликты и сюжеты совершенно самодостаточны. Всё, что нужно знать о них, мы узнаём из самой игры — знакомство с предшествующими частями совершенно не требуется.

В «Дикую охоту», конечно, тоже можно играть, не проходя двух предыдущих «Ведьмаков» и не читая книг пана Анджея. Получить удовольствие от основного сюжета и побочных историй это не помешает. Но тому, кто начнёт знакомство с миром Геральта именно с третьей игры, будет непросто разобраться в военно-политической ситуации, царящей в мире, а также в различных государствах, правителях и фракциях, определяющих его судьбы. И такой игрок безусловно упустит много интересных деталей, связанных с прошлым персонажей и их взаимоотношениями.

Ролевая система и сражения





Конечно же, нельзя не поговорить о ролевых механиках и экшене в обеих играх. «Скайрим» и в этом отношении остаётся игрой, в основе которой лежат идеалы свободы. Вариаций развития героя почти бесчисленное множество. Система, основанная на навыках, которые прокачиваются при использовании, очень гибка и позволяет развить персонажа, подходящего под самые разные стили прохождения. The Elder Scrolls V прекрасно подходит для любителей закапываться с головой в характеристики, уделяя внимание каждой мелочи.

В «Дикой охоте» ролевая система заметно проще и ограниченней – тут всего три основные ветки умений, большинство из которых имеют боевое применение. Будучи по профессии ведьмаком, Геральт обязательно пустит в ход мечи — даже если сфокусироваться на прокачке навыков, не связанных с фехтованием. А его магический арсенал в любом случае будет весьма ограничен — тут разработчики строго следуют законам вселенной Сапковского, в которой ведьмаки владеют лишь относительно простой боевой магией. Скрываться же в тенях, взламывать замки или шарить по чужим карманам вообще не в их духе.

Но вот когда дело доходит до сражений, в сравнении «Скайрима» и «Дикой охоты» преимущество остаётся за последней. Во-первых, третий «Ведьмак» в принципе в строке «жанр» к RPG получил приставку «action». Бои в нём — зрелищный и напряжённый балет из уворотов, блоков и чередования разных приемов — как фехтовальных, так и магических. Во-вторых, в «Дикой охоте» немало уникальных и по-настоящему сложных противников, требующих собственного подхода — особенно на высоких уровнях сложности. Когда изучаешь слабости очередного монстра, готовишь подходящие зелья и бомбы, продумываешь тактику для победы над монстром, чувствуешь себя настоящим ведьмаком.

«Скайрим» же — чистокровная RPG, и здесь бои, конечно, не столь драйвовые и красочные. Но, что печальнее, здесь не так много запоминающихся противников и схваток. Да, например, от первой встречи, битвы и победы над драконом захватывает дух. Но вскоре выяснится, что побеждать их не так уж и трудно, битвы с ними весьма однообразны и постепенно превращаются почти в рутину. Несколько противников, способных бросить настоящий вызов Драконорожденному, на просторах Скайрима всё-таки встретятся, но будет их, увы, немного.

Внешний вид





Пожалуй, не вполне честно сравнивать видеоряд игр, одна из которых вышла на четыре года раньше другой. Вышедший позднее «Ведьмак», конечно, превосходит «Скайрим» в плане графики. Тем более, что польские разработчики постарались сделать игру предельно кинематографичной, тогда как в Bethesda явно не ставили перед собой такой цели. И даже в 2011 году к картинке The Elder Scrolls V имелись вопросы: например, создать хотя бы более-менее симпатичного персонажа было весьма непростой задачей.

Но в то же время нельзя не отметить, что спустя пять лет после изначального релиза «Скайрим» получил обновлённую версию с улучшенной графикой. И проверку временем игра выдержала с честью — даже сегодня она смотрится очень недурно. Прежде всего, благодаря великолепному арт-дизайну самой провинции Скайрим и множества её волшебных во всех смыслах этого слова уголков.

«Дикая охота» тоже состарилась очень достойно и даже спустя пять лет после релиза способна подарить не только массу впечатлений, но и эстетическое наслаждение.

Фанатские модификации





Одним из залогов долголетия «Скайрима» стала активная поддержка игры со стороны разработчиков модов. За время существования игры к ней выпущено более 60 тысяч модификаций — от сравнительно небольших, исправляющих ошибки или улучшающих графику, до тех, что вносят серьёзные изменения в геймплей или добавляют в игру новые локации и квесты. Пятую The Elder Scrolls можно по праву назвать одной из любимиц моддеров, и в этом отношении она заметно превосходит третьего «Ведьмака».

И «Ведьмак 3: Дикая Охота», и The Elder Scrolls V: Skyrim — безусловно отличные игры, которые оставили заметный след в истории RPG. Они остаются в числе главных ориентиров для разработчиков, трудящихся в этом жанре. Сравнивая их, едва ли можно ответить на вопрос: «Какая из двух игр лучше?». Ответ будет у каждого свой, в зависимости от вкусов и предпочтений. Сравнение скорее показывает, насколько сильно отличаются идеи, лежащие в основе двух прославленных RPG. И что на базе обеих концепций можно создавать выдающиеся игры.

Обсудить