Оглавление

«Ведьмак», Skyrim, GTA и другие игры глазами нарколога

Врач-нарколог рассказывает что случилось бы с героями «Ведьмака», The Elder Scrolls, и других популярных игр, если бы наркотики в их вселенных работали, как в реальности

В январе сотрудники американского центра для наркозависимых Archstone опубликовали результаты любопытного исследования, посвященного видеоиграм. По мнению авторов статьи, специалисты рейтинговой системы ESRB должны внимательнее присмотреться к некоторым видеоиграм из-за, мягко говоря, странного и даже, простите за каламбур, излишне игривого подхода к теме наркотиков. Чего греха таить, подозрительные вещества в некоторых играх действительно лечат персонажей, улучшают их физические и психические характеристики, а порой даже дают суперсилы. В остальных случаях при приеме наркотиков в играх вас ожидает безобидное непродолжительное размытие экрана. Отношение к проблеме и правда очень беспечное. Врач-нарколог Олеся Климчук решила разобраться, насколько бдительные американцы справедливы к игровой индустрии, и действительно ли игры перегибают палку при изображении положительных эффектов от наркотических веществ.

Казнить, нельзя помиловать



Видеоигры не стеснялись обращаться к запретной теме еще во времена аркадных автоматов. Знаменитый усатый водопроводчик ел грибы и получал бонусы к способностям, а неутомимый Пакман горстями поедал загадочные кружочки, которые, оказывается, называют «энергетическими пилюлями». Сегодня психоактивные вещества, реальные или вымышленные, можно отыскать в большинстве крупных видеоигр. Вспомните, как часто в пылу битвы ваш герой втыкал в себя разноцветные шприцы, чтобы подлечиться или получить увеличить причиняемый врагам урон. В играх подобные вещества без ложной скромности называются «стимуляторами», а их применение чаще всего не приносит персонажам ничего, кроме пользы. Знаете, кто еще мыслил похожим образом? Вооруженные силы США, Великобритании, Германии и Японии. Во время Второй мировой войны солдаты этих стран получали стимуляторы (амфетамины и метамфетамины) для повышения боеспособности. Только вот незадача, именно это стало причиной первой амфетаминовой эпидемии.



Печальный пример амфетаминовой зависимости вы могли видеть в фильме «Реквием по мечте». Там на эти стимуляторы невольно подсела мать главного героя — итогом стала сильнейшая психологическая зависимость, истощение, депрессия и в итоге психоз и полная потеря связи с реальностью. Бесспорно, отображение всех этих печальных нюансов многократно усложнило бы игры и в большинстве случаев не вписалось бы в сюжет, но это не отменяет необходимости деликатнее работать со спорными темами.

Часто разработчики выдумывают несуществующие наркотические вещества, чтобы смягчить неоднозначность, но при этом обогатить игровую вселенную и сделать ее взрослее. Устами NPC они важно вещают о вреде веществ, которые на самом деле не могут навредить герою, даже если он сядет на строгую наркотическую диету. Так, в серии игр The Elder Scrolls широко известна скума. В The Elder Scrolls 4: Oblivion она временно повышает силу и скорость героя, при этом снижая интеллект и ловкость (тоже на время), а в Skyrim восстанавливает выносливость.

Но есть интересный разрыв между тем, как разговаривают о выдуманных веществах другие персонажи The Elder Scrolls, и тем, как употребление наркотиков действительно влияет на героя. По отзывам NPC, скума — нечто жуткое, а лунный сахар, из которого, собственно, делают скуму, так и вовсе смахивает на аналог героина — быстро вызывает привыкание, имеет кристаллическую структуру и растительное происхождение. Но если бы ваш персонаж принимал настоящий героин, его приключение завершилось бы, не успев начаться. Быстро возникла бы психическая зависимость, затем физическая, и спустя непродолжительное время герой (не без помощи игрока), скорее всего, умер бы от передозировки. А в TES подсесть на что-то или по-настоящему пострадать от побочных эффектов ваш персонаж не сможет, как ни старайтесь.



В игровую вселенную «Ведьмака» из книг Анджея Сапковского перекочевали не только мир и персонажи, но и предположительный фэнтезийный кокаин — фисштех. Кроме прилива сил и эйфории кокаин и его игровой аналог вызывают анестезирующий эффект — этой особенностью фисштеха во время операций пользовалась медичка Шани. Негативных последствий злоупотребления настоящим кокаином куда больше — выраженная психическая зависимость, нарушения работы внутренних органов, депрессии, тревожность, психозы и многое другое. В играх же после дозы Геральт на время теряет сознание, а такой эффект вообще не характерен для подобных веществ. В отличие от ведьмачьих зелий, наркотик даже не заполняет шкалу интоксикации. Правда, стойкость Белого Волка можно списать на мутации и особый метаболизм. В третьем «Ведьмаке» употреблять фисштех нельзя, а в игре он присутствует в виде мусора. Возможно, Геральт пересмотрел взгляды на свое здоровье, а может, в СD Projekt Red тоже решили избегать опасных тем.

Еще одна фэнтези-RPG, которая грешит нереалистичным изображением психоактивных веществ — Gothic 2. При приеме местной курительной травы — болотника — временно замедляются как главный герой, так и враги, но никаких долгосрочных негативных эффектов нет и в помине. При этом, как и в The Elder Scrolls, в игре упоминается, что болотник вызывает сильнейшее привыкание при первом же употреблении. Возможно, настоящим аналогом болотника является опий, об опасностях которого мы упоминали выше на примере героина.

Вниз по кроличьей норе



Пожалуй, любимый способ разработчиков продемонстрировать наркотические эффекты — трипы главных героев. Трип — это измененное под действием психоактивных веществ состояние сознания, которое сопровождается искаженным восприятием действительности. Только вот при изображении таких состояний авторы игр тоже бывают чересчур легкомысленны. Алекс Эпштейн, нарративный директор грядущей We Happy Few, прямым текстом говорит — наркотики в видеоиграх используются как аналог магии, когда хочется сделать что-то необычное и креативное, а самой магии в мире игры нет. Формально психоактивные вещества в играх осуждаются, но вот герой погружается в трип, и там все необычно, здорово и на вид не так уж опасно. Трип заканчивается, и игрок возвращается в обычный мир с его показушной моралью и «осуждением» наркотиков, держа в памяти опасную мысль, что употреблять-то, оказывается, весело. Тем временем даже галлюциногены, которые многие считают безобидным развлечением, способны вызывать психическую зависимость, угнетать нервную систему, а в ряде случаев могут стать причиной дебюта шизофрении. Не избежал экспериментов с галлюциногенами и уже упомянутый Геральт из Ривии. В ходе одного из квестов игры «Ведьмак 2: Убийцы королей» ему пришлось пережить странный психоделический опыт с гигантской курицей…

…и фаллическими символами


Нечто похожее мы неоднократно видели и в серии Far Cry. В Far Cry 3 главный герой под воздействием веществ погружается в занятное приключение — играет в подводный покер и занимается прочими интересными вещами на фоне красивейших пейзажей. В то же самое время где-то в мире грустит один нарколог.

Одна из самых провокационных игровых серий — Grand Theft Auto — никак не могла остаться в стороне. В GTA 5 Майкл переживает полноценный кислотный трип с похищением пришельцами и падением с большой высоты, но к чести разработчиков, приятным его назвать можно лишь с большой натяжкой. Хотя чего уж там, все равно со стороны это выглядит весело.



Отрадно, что иногда игры показывают и другую сторону медали, или так называемые «бэд трипы». Это ситуации, когда потребители наркотиков получают не те эффекты, которых ожидали. Вместо эйфории и других чудесных вещей включаются дискомфорт, тревога и устрашающие галлюцинации. В первой Max Payne сюжет строится вокруг дизайнерского наркотика под названием «валькирия» — семья главного героя погибла от рук наркоторговца, после чего Пэйн ступил на путь отмщения. По ходу сюжета ему поневоле приходится испытать на себе эффект «валькирии», в результате чего он погружается в настоящий кошмар. Страшные голоса, крики мертвых жены и дочери, бесконечные коридоры и лужа рвоты в итоге.

Правда в той же игре герой горстями ест болеутоляющие, чтобы восстановить здоровье. В реальной жизни это привело бы к плачевным последствиям. В США, например, сейчас полыхает настоящая наркотическая эпидемия, и жертвы ее не вкалывают себе героин и не курят крэк, а употребляют как раз опиодные анальгетики. Хотя, с героем Max Payne особые случай: он в принципе готов к смерти — главное успеть сперва отомстить.

Раз уж мы упомянули тему внутриигровой наркоторговли, стоит поделиться одной из эпичнейших историй об ошибках разработчиков. Первой полноценной игрой о противодействии наркодилерам была старенькая аркада NARC (1988). Игра несла благородный посыл «наркотики — плохо» и предлагала бороться с наркоторговлей при помощи старого доброго ультранасилия. Конфискованные вещества отправлялись в полицейский участок, и все было хорошо, пока в 2005 году не вышел ремейк. Суть осталась практически той же, вот только теперь конфискованные наркотики можно было не сдавать, а припрятывать для собственного употребления. В самой-пресамой антинаркотической игре герой безнаказанно употреблял разнообразнейшие вещества и тем самым повышал, к примеру, точность стрельбы или смотрел смешные галлюцинации под веселую музыку.



Казнить нельзя, помиловать



Чтобы добавить ложечку меда в бочку наркотического дегтя, поговорим об играх, которые делают все (или почти все) как надо. В 80-е NARC боролась с веществами не в одиночку. Компанию ей составляла Rockstar! (1989), симулятор жизни рок-звезды. Секса, наркотиков и рок-н-ролла там было предостаточно, но со всеми этими темами разработчики обошлись аккуратно и на удивление правдиво. Употребление веществ повышало креативность и приносило герою удовольствие, но подрывало здоровье и связь с реальностью. Если ваш персонаж, пристрастившись к наркотикам, не посещал врачей и не лечился в специальных клиниках, он неминуемо совершал самоубийство или умирал от передозировки или тяжелой болезни.



Еще одной одна игра, которая может похвастаться правдоподобными наркотиками это Fallout. Здесь побочные эффекты от применения всякого вида бустеров не ограничиваются легким размытием картинки и шаткой походкой — выходец из Убежища может натурально подсесть на какое-нибудь вещество. Проявляется это в постоянном снижении характеристик, избавиться от которого можно приемом новой дозы (на время) или лечением (навсегда). Можно впасть даже в зависимость от Ядер-колы, правда, единственным негативным эффектом от нее станет назойливая надпись «вы страстно желаете Ядер-колы» на экране. Такой подход, конечно, близок к реальности, но не идеален. Увы, в жизни полностью избавиться от серьезной наркотической зависимости практически невозможно. От употребления тяжелых наркотиков обмен веществ меняется необратимо, и человеку приходится всю оставшуюся жизнь периодически бороться с искушением.



В этом смысле неожиданно реалистичной игрой оказалась Heavy Rain. Спецагент Норман Джейден к началу сюжета уже плотно сидит на вымышленном наркотике триптокаине. По ходу игры герой несколько раз будет стоять перед непростым выбором — с облегчением принять очередную дозу или бороться с ломкой. Игра обходится с Норманом суровейшим образом. Даже в лучшей из концовок мы видим, что наркотик серьезно изменил психику героя, и хэппи-энда молодому агенту ждать не стоит. Как ни печально, такой исход имеет много общего с реальной жизнью — за злоупотребление некоторыми веществами в любом случае придется расплачиваться.

«Лучшая» концовка Нормана Джейдена в Heavy Rain


Несмотря на робкие шаги в верном направлении, в целом разработчики видеоигр и правда легкомысленно обращаются с темой наркотических веществ. Это напоминает халтурную пропаганду здорового образа жизни: игры назидательно говорят нам, что наркоторговцы злые, а наркотики — это плохо. Только вот ирония — в чем заключается это самое «плохо», нам чаще всего не показывают. Конечно, это не означает, что игры надо срочно запретить. Но их авторам пора бы оставить игривый тон при обращении к столь серьезной теме и честно показывать последствия как разового употребления наркотиков, так и длительных зависимостей. А родителям юных игроков стоит чаще обращать внимание на возрастные рейтинги.

Обсудить