Великая Отечественная, которую мы бы хотели видеть в играх
Сражения на Ладожском озере, в горах Кавказа и лесах Карелии
9 мая 1945 года наши предки победили Германию в Великой Отечественной войне. Приведшие к этому триумфу бои не раз были показаны в играх. Но, несмотря на все попытки разработчиков не повторяться, освещенными оказались далеко не все интересные события. Сегодня мы поговорим о них.
Сквозь внезапный шторм
Ладожское озеро всегда славилось непредсказуемой и суровой погодой. На нем в любую секунду мог разыграться страшный шторм, способный потопить немало речных кораблей, а потом исчезнуть, как будто ничего и не было. Еще в петровские времена вдоль озера прорыли канал, длиной в сотню километров, а в XIX веке еще один. Что угодно, лишь бы не идти через непредсказуемое озеро.
Блокада Ленинграда сделала каналы бесполезными — теперь они вели в лапы к немцам. Неприветливое озеро оставалось единственным путем спасения от голодной смерти. Дорога жизни делилась на зимнюю (грузовиками по льду) и летнюю (продовольствие и боеприпасы доставлялись в Ленинград водным транспортом).
Исходный пункт находился в Волховской губе — там располагалась база Ладожской флотилии. Это была группа небольших кораблей и вооруженных судов: тральщики, сторожевики, малые морские охотники, бронированные катеры и канонерские лодки. Их задачей было прикрыть идущие в Ленинград и обратно баржи со снабжением. С воздуха флотилию поддерживала авиация.
Немцы активно бомбили баржи с воздуха, а когда по железной дороге доставили к северным берегам Ладоги итальянские торпедные катеры и паромы Зибеля, то принялись мешать перевозкам еще и с воды. В результате на озере разворачивались морские сражения посреди внезапно возникшей бури или шторма. То, что в них участвовали совсем небольшие корабли и суда, только прибавляло боям динамики.
Такая ситуация отлично смотрелась бы в играх. Помните миссию Black Cats в Call of Duty: World at War? Нечто подобное можно было бы воспроизвести и на Ладожском озере. Только целью стали бы не японские транспортники, а немецкие паромы Зибеля. Они были весьма необычны — располагающиеся на двух понтонах паромы размером 13х26 метров приводились в движение двумя авиадвигателями BMW. На палубе стояли 88-мм зенитки и автоматы двух калибров: 37-мм и 20-мм. Таких паромов на крупную операцию (как, например, захват острова Сухо) могло выходить несколько десятков. Достойная цель для игровой ситуации.
Другим вариантом могут быть постановочные сражения на сторожевике против вражеских торпедных катеров. Небольшие корабли, легкое вооружение и внезапно меняющаяся погода позволят моделировать ситуации внезапных столкновений на «пистолетной дистанции», когда исход боя решают секунды. Да и показать красочные взрывы и разламывающихся напополам врагов можно вплотную, не прибегая ни к каким условностям.
В горах Кавказа
Другой театр военных действий — горы Кавказа. Провалив кампанию 1941 года и не достигнув ни одной намеченной цели, немцы подошли к задаче с другой стороны. Германские штабисты бросили попытки сокрушить СССР одним ударом и перешли к стратегии удушения. Для этого они нацелились на бакинскую нефть (месторождения в Сибири еще не были толком разведаны). Лишив Москву топлива, можно было бы легко разбивать советские войска — интенсивность использования танков и самолетов резко упала бы.
Чтобы добраться до нефтяных вышек, требовалось пройти через кавказские горы, что было не так-то просто. Русская армия еще в XIX веке застревала в узком горном проходе всего из-за одной башни, где сидело 2-3 человека. Немецкие войска могли быть остановлены небольшим отрядом, снабженным пулеметами и минометами. Численность в горах уже не имела такого принципиального значения, как в полях, — окружать, обходить и давить массированным огнем со всех сторон тут было нельзя. Скорость здесь тоже переставала считаться преимуществом — потащить в горы танки и устроить там блицкриг точно так же не получалось.
Зато устаревшие виды оружия обретали вторую жизнь. Так, например, неказистые советские истребители-бипланы И-153 оказались лучшими штурмовиками в горах. Причиной стали хорошие показатели по минимальной скорости и управляемости — у пилотов было больше времени, чтобы прицелиться. На других самолетах приходилось запускать реактивные снаряды гораздо раньше, чтобы не врезаться в гору. Другим тактическим приемом был обстрел горных склонов, чтобы вызвать лавину на головы противника. Впрочем, это правило работало в обе стороны — то же самое могли сделать и немцы.
Все эти особенности создают основу не только для постановочных сцен, но и для мультиплеера: те же обстрелы гор из пушек могут здорово освежить геймплей того же Battlefield. А еще там бы хорошо смотрелся симулятор снайпера: ведь в горах нет четкой линии фронта, что дает огромный простор для диверсий и пеших рейдов по тылам противника. Любители стелс-шутеров будут довольны.
В лесах и болотах Карелии
Еще один не затасканный регион — Карелия. Еще до начала Великой Отечественной там случилась Зимняя война против Финляндии. Советскому Союзу было жизненно важно любыми способами отодвинуть границу от Ленинграда. В зиму 1939-1940-го это удалось сделать — тот запас земли спас город от захвата противником. Но финны затаили обиду, и в июне 1941-го вступили в войну на стороне Германии, предоставив немцам свои аэродромы. Началась новая война.
Финны явно не собирались ограничиваться возвращением старых территорий, дойдя вместе с немцами до Вологодской области. Пока у немцев все шло относительно хорошо, их особо не трогали — Карелия была второстепенным театром военных действий. Но, когда вермахт погнали прочь на основных фронтах, дело дошло и до этого края лесов, болот и водопадов. В 1944 году стартовало крупное советское наступление, после которого у финнов во второй раз отобрали Выборг.
Болота и леса диктовали свои особенности. Летом было сложно применять танки и тяжелую артиллерию — сперва требовалось проложить гати по топким болотам. Впрочем, зимой то же самое мешал делать уже глубокий снег. Поэтому возрастала роль легкой артиллерии, минометов и пехоты. Отсюда и повышенное число боев на близких дистанциях.
Своими заросшие лесами Карелия напоминает локации из The Witcher 3. Там вполне имелись свои предпосылки для того, чтобы подать войну не только как столкновение сотен тысяч людей и техники, но и как темное фэнтези. По крайней мере, свои орки там точно имелись.
Ими были эсэсовские добровольцы из Норвегии. Они не отличались особыми боевыми качествами (однажды они пошли в свой тыл на занятие по ориентированию и напоролись на немецкое минное поле, в результате отряд потерял убитыми и ранеными 18 человек из 20), зато отметились тем, что отрезали головы убитым советским разведчикам и делали из черепов подсвечники. Продолжалось все это недолго — красноармейцы начали минировать тела своих товарищей. Участь норвежских орков была незавидной: летом 1944-го Красная армия снесла их позиции на высотах Капролат и Хассельман. Большая часть добровольцев попала в плен.
Игра про «русского ведьмака»-партизана в антураже лесов, болот и мрачных народов севера в немецкой форме с пулеметами определенно могла бы стать глотком свежего воздуха в череде повторяющих друг друга блокбастеров про Вторую мировую.
Победить в самой масштабной, разрушительной и бескомпромиссной войне в истории дорогого стоит. Именно поэтому мы отмечаем это событие и в наши дни. Но за громом тысяч орудий на основных фронтах не стоит забывать и «камерные» театры военных действий. Масштабы были, конечно, не те, но сами бои от этого менее значительными не становятся. О них тоже нужно знать и помнить.