Виртуальные музыканты в играх
Несколько примеров вымышленных групп, вышедших за пределы родных видеоигр
Несмотря на регулярные показы Guardians of the Galaxy и заверения Square Enix в том, что это сугубо одиночное приключение, многие до последнего не верили издателю. В игре видели если не DLC, то прямое продолжение слабой Marvel's Avengers. И удивились, когда в октябре вышел увлекательный боевик с интересной историей, яркими персонажами и постановкой уровня эксклюзивов PlayStation. Но есть у игры особый элемент, создающий атмосферу отвязных гастролей по 80-м. Музыка.
В саундтреке хиты 30-летней давности. Iron Maiden и Рик Эстли, Бонни Тайлер и Motley Crue — в плеере Питера Квилла хватает земной классики. И не только — специально для игры придумали группу Star Lord. Авторы серьезно подошли к достоверности игровой вселенной и не ограничились парой картинок и тройкой мелодий.
Для «Стражей Галактики» записали полноценный альбом Space Rider в традициях хард-н-хэви 1980-х годов с характерным звучанием и обложкой — он доступен во всех популярных музыкальных сервисах. И он действительно неплох. Как и стилизованный под VHS-эпоху видеоклип.
Участники виртуальной группы вполне реальны — композитор и звукорежиссер Стив Щепковский, саунд-дизайнер Йохан Будро и творческий директор игры Жан-Франсуа Дюга. Они решили идти в своей мистификации до конца и выпустить альбом на виниле — на двух пластинках. На второй будет саундтрек игры за авторством Ричарда Джейкса и Айвора Новелло.
Интересно, когда созданный фантазией сценаристов музыкальный коллектив обретает собственную жизнь за пределами игры — в виде синглов, альбомов, клипов, виртуальных концертов. Но еще интереснее, когда за вымышленными образами скрываются не только сотрудники студии-разработчика, но и реальные известные исполнители. Рассказываем о нескольких ярких примерах взаимной интеграции музыки и видеоигр.
Из игры в реальность
В переживающей сложные времена World of Warcraft в лучшие годы появились сразу два вымышленных музыкальных коллектива. Во время Ярмарки Новолуния в тайной пещере нарезает металл группа Чумной Вепрь (Blight Boar). Концерт регулярно пытается сорвать Рыцарь Металла (Death Metal Knight), бывший гитарист другого коллектива — Вожди Тауренов (Elite Tauren Chieftain). И вот именно эта команда представляет наибольший интерес. Не только потому, что активно гастролирует по Азероту и может быть встречена в различных локациях, но и потому, что за образами участников скрываются сотрудники (теперь уже преимущественно бывшие) Blizzard.
Так, покинувший компанию президент Майкл Морхейм воплотил бас-гитариста Май'Кила. Гитаристы Бергисст и Сиг Шивес — соответственно художник Дейв Берггрен и продюсер Крис Сигати, а барабанщик Громовая Шкура — старший программист Алан Дебири. В микрофон под видом Самуро орет дизайнер Сэм Дидье, ответственный за фирменный облик всех игр Blizzard со времен оригинальной WarCraft.
На игровых концертах Вожди Тауренов (позднее известны как E.T.C.) не остановились и в течение нескольких лет доброй традицией были живые выступления группы на Blizzcon. Увы, с уходом ключевых «музыкантов» группа, песен которой наберется на полноценный альбом, пропала с радара. Интересный факт: Сэм Дидье, большой фанат хэви-метала, рисует не только для Blizzard. Им созданы обложки многих альбомов известной группы HammerFall.
Лига виртуальных исполнителей
Компания Riot, авторы League of Legends, давно сотрудничает с американской рок-группой Imagine Dragons. Музыка коллектива звучит в рекламе LoL, в заставке нового сериала «Аркейн», а сами музыканты появляются в одной из серий на улицах Зауна. Но внутри вселенной «Лиги Легенд» существуют и вымышленные команды со вполне реальными песнями.
Многие, если не все, слышали о виртуальной группе K/DA — их видео POP/STARS на канале League of Legends обходит по популярности клипы некогда культовой Gorillazz. За образами нарисованных певиц скрываются участницы K-pop-коллектива (G)I-DLE и звезды YouTube-каверов Джейра Бернс и Мэдисон Бир.
Еще в 2014 году в мире League of Legends появился проект Pentakill. Группа, в составе которой «играют» мастодонты тяжелого рока, выпустила уже три альбома. Последний на данный момент — III: Lost Chapter — появился летом 2021-го. На YouTube-канале Riot Games Music к релизу LP вышел виртуальный концерт.
За почти семь лет на альбомах Pentakill записались участники нескольких популярных рок-групп, включая барабанщика Motley Crue Томми Ли. Но единственный музыкант, участвовавший в записи всех трех альбомов — норвежский вокалист Йорн Ланде, голос фронтмена Картуса. За почти тридцатилетнюю карьеру он выпустил девять сольных альбомов, сотрудничал с группами Ark и Masterplan и на регулярной основе поет в проекте Avantasia.
Вы знаете этих людей
В октябре 2003 года вышел шутер от третьего лица Max Payne 2: The Fall of Max Payne, визитной карточкой которого стал трек Late Goodbye финской рок-группы Poet of the Fall. Сэм Лейк, сценарист студии Remedy и создатель Макса Пэйна, давний друг вокалиста Марко Сааресто. Он прислал музыканту стихотворение собственного сочинения и попросил написать песню на основе возникающих при прочтении образов. С этой композиции началось долгосрочное сотрудничество студии с группой.
В Alan Wake по радио звучит песня War, а диджей станции отмечает схожесть звучания со старой группой — Old Gods of Asgard. Она существует только во вселенной игры Remedy, имеет прописанную историю музыкантов — братьев Одина и Тора Андерсонов — и появляется в одном из эпизодов игры. Пять различных треков звучат в оригинале и в самостоятельном дополнении American Nightmare. Синглы можно найти, например, на страничке в YouTube Music.
Песни, написанные для игр Remedy, отличаются от обычно довольно спокойного стиля группы Poets of the Fall и тяготеют к металлу. Последнее на данный момент творение Old Gods of Asgard — Take Control, звучащая в одном из самых запоминающихся эпизодов экшена Control.
Poets of the Fall — отнюдь не первая, не последняя и, наверно, не самая известная реальная группа, столь активно участвующая в работе над музыкой для видеоигр. В 2016 году немецкая метал-группа Blind Guardian записала песню и опубликовала клип для RPG The Dwarves — Children of the Smith. Игра основана на книгах писателя Маркуса Хайца, в сотрудничестве с которым музыканты много лет пытались создать концептуальный симфонический альбом и в итоге выпустили его в 2019-м под названием Legacy of the Dark Lands.
Еще раньше, в 2008 году, вышла Sacred 2: Fallen Angel. Изометрический ролевой экшен интересен тем, что прямо в игровом мире можно встретить Blind Guardian в полном составе, получить от вокалиста квест и в итоге попасть на концерт. Модельки музыкантов воссозданы довольно узнаваемо, а сама группа выпустила клип на песню «Sacred Worlds», созданный на движке Sacred 2.
Более современный и едва ли не самый известный широкой публике пример коллаборации реальных музыкантов с разработчиками «зашит» в Cyberpunk 2077 и является большой частью основного сюжета и ряда побочных квестов. Речь о группе Samurai, появившейся еще в оригинальной настольной RPG. Именно в этой группе играл при жизни Джонни Сильверхенд вместе с Керри Евродином. В одном из сюжетных эпизодов команда соберется вместе для одного концерта, в котором на сцену вместо погибшего Джонни выйдет Ви.
Чтобы сделать легенду Samurai более достоверной, CD Projekt RED заручилась поддержкой шведской группы Refused, исполняющей преимущественно хардкор-панк с песнями на остросоциальные темы. Идеальный выбор для воплощения мятежного духа музыки Сильверхенда.
Полноценного альбома для Cyberpunk 2077 так и не записали, но песни Samurai звучат в игре в клубах, в сюжетных эпизодах, по радио в машине и доступны в цифровых сервисах в виде четырех синглов. Самой известной с большой долей уверенности можно назвать Chippin’ In. По странной иронии, среди упомянутых синглов ее нет.
Особняком: лихие 90-е
Говоря об участии различных музыкантов в играх, сложно соблюсти баланс и не упомянуть вообще все, даже косвенные проявления. Например, участие Фила Коллинза в Grand Theft Auto: Vice City Stories на PSP. В игре есть и квест, связанный со спасением музыканта от убийц, и виртуальный концерт. Или боевик Brutal Legend — оммаж тяжелому року от гейм-дизайнера Тима Шефера и актера Джека Блэка. Хотели увидеть Оззи Осборна в видеоигре — вам туда.
Напоследок расскажем об одном феномене, имевшем место в 90-е годы. Это боевики с участием известных исполнителей. В 1995 году на аркадных автоматах, SNES, MegaDrive, PC, Saturn и PlayStation вышла Revolution X. Рельсовый шутер, в котором в котором игрок под музыку группы Aerosmith должен победить войска тоталитарной секты Нация Нового Порядка, спасти мир и музыкантов, похищенных в начале игры прямо со сцены.
Оценки были так себе и колебались в районе 5/10. Как и у шутера от первого лица The Nightmare Child, основанного на серии комиксов KISS: Psycho Circus. Главные герои созданы на основе сценических образов музыкантов группы KISS, хотя и носят другие имена. В игре звучат песни коллектива, а на локациях можно увидеть картины с обложками некоторых альбомов. В отличие от Revolution X, здесь игрок управлял одним из «музыкантов» и должен был спасти всю вселенную от древнего монстра из параллельного мира. Игра вышла в 2000 году для ПК и Dreamcast и быстро канула в Лету.
Рассказывайте в комментариях о примерах, которые мы упустили, об участии ваших любимых музыкантов в видеоиграх или о вымышленных группах, которые оказались для вас интереснее настоящих.