Оглавление

Военные дирижабли в играх и реальности

Ко дню рождения легендарной игры Crimson Skies мы вспоминаем историю военных дирижаблей – от простеньких разведчиков до гигантских авианосцев

Сегодня день рождения у вышедшей в 2000 году игры Crimson Skies. Ее события происходят в альтернативной истории, где США и Канада распались на множество отдельных государств, использующих в войне друг против друга дирижабли. Казалось бы, дирижабли выглядят экзотикой в сравнении с самолетами, но в играх встречаются очень даже часто — взять хотя бы популярную прямо сейчас Battlefield 1. Сегодня мы решили вспомнить реальную историю воздухоплавания, проиллюстрировал ее примерами из игр — как известных, так и не очень.

Легче воздуха



21 ноября 1783 года в небо Франции взмыл монгольфьер — аэростат, подъемную силу которому создавал нагретый воздух. Летательные аппараты подобного рода уже успешно запускались, но в этот день под ликующие крики парижан в полет отправились первые люди — изобретатель Розье и гвардейский офицер д’Арланд. Пролетев девять километров на высоте около тысячи метров, смельчаки произвели удачную посадку недалеко от города. Эра пилотируемого воздухоплавания была открыта.



Конструкция аэростатов развивалась: на смену монгольфьеру пришел шарльер, наполнявшийся газом. Поддерживать огонь для нагревания воздуха не требовалось, поэтому шарльеры были более безопасными, и быстро набрали популярность. В эпоху Революционных войн (1792 — 1802 гг.) французские воздухоплаватели занимались разведкой — видимость сверху была отличной. Войска стали получать точную и быструю информацию о передвижениях врага — депеши складывали в коробочки, которые спускали по прикрепленному к аэростату тросу.

Но у аэростатов оставалась одна большая проблема — управляемость. Сбрасывая балласт и стравливая газ, пилоты могли управлять лишь высотой полета, пытаясь поймать ветер, дувший в нужном направлении. Удавалось не всегда, поэтому изобретатели пробовали использовать паруса, весла, а затем и пропеллеры, вращаемые несколькими десятками человек. В Австрии даже пытались запрячь в воздушный шар дрессированных орлов. Но эффект был минимальный. Прорыв в воздухоплавании случился лишь в 1852 году, когда француз Анри Жиффар изобрел дирижабль — аэростат, на борту которого разместилась вертевшая пропеллер паровая машина.


Дирижабли в бою



В 1907 году знаменитый фантаст Герберт Уэллс написал роман «Война в воздухе», в котором государства для нападения друг на друга использовали огромные флотилии самолетов (которые двигались не с помощью пропеллеров, а махая крыльями) и дирижаблей. Будущее по Уэллсу наступило через считанные годы — к Первой мировой боевыми дирижаблями обладала практическая каждая крупная европейская страна. Лидером в этой области стала Германия, которая в начале XX века испытывала сильнейший промышленный и научный подъем, грозясь оставить позади даже всемогущих англичан.



Одних только жестких (с полным каркасом) дирижаблей, построенных за время войны только на заводах Цеппелина, у немцев насчитывалось более сотни. На долю этой армады выпала честь открыть эру стратегических бомбардировок — о ней мы уже писали. Дирижабли несли на борту несколько тонн взрывчатки и могли преодолевать до 2-3 тысяч километров на скорости 80-90 км/ч. и высоте до 8 километров. Для начала XX века это были невероятные характеристики.

Важную роль дирижабли играли и на море, где их использовали для разведки и патрулирования. Они двигались быстрее кораблей, были автономны и, если экипаж не допускал ошибок, практически неуязвимы — если на суше зенитными средствами была насыщена вся линия фронта, то на море надо было только избегать кораблей. Особенно интенсивным использованием дирижаблей в этой роли отметились, конечно же, англичане, империя которых была разбросана по всему миру. Немецкие подлодки делали все, чтобы отрезать колонии друг от друга, и тут корабли легче воздуха оказались как нельзя кстати.

Летающие авианосцы



Но настоящей эрой расцвета дирижаблей стали годы между двумя мировыми войнами. В июне 1919 года состоялся первый трансатлантический воздухоплавательный перелет — британский дирижабль R34 перелетел из Восточного Лотиана (Шотландия) в Нью-Йорк. Через 10 лет немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» совершил кругосветное путешествие. По всему миру налаживались регулярные линии, которыми возили как почту, так и пассажиров. Дирижабли летали даже на Северный полюс — причем строили и водили их стереотипично южные (хоть и располагающие вполне снежными Альпами) итальянцы.



И именно в золотой век дирижаблей родилась идея авианосца легче воздуха. С подобными машинами сталкивался почти каждый, кто увлекается играми. В Crimson Skies дирижабль, несущий самолеты, служил игроку базой. В Turning Point: Fall of Liberty с огромных цеппелинов взлетали, ни много ни мало, реактивные Ме-262. Свой дирижабль-авианосец был даже у Братства Стали в Fallout 4. Однако факт, что подобные машины существовали и в реальности, для многих остается сюрпризом.

История летающих авианосцев началась в Соединенных Штатах в двадцатые годы прошлого века. Одним из вероятных противников тогда считалась Япония, у которой был третий по боевой мощи флот в мире. Появиться у берегов США ее корабли могли совершенно внезапно — безбрежные пространства Тихого океана способы скрыть кого угодно. Обычно разведкой в открытом море занимались крейсеры, но с окончанием Первой мировой средств на вооружения стали выделять меньше, поэтому любой способ сэкономить находил живой интерес в глазах военных.
Одним из вариантов был дирижабль — очень быстрый и при этом автономный. А если воздушный корабль еще и станет запускать и принимать самолеты, то его преимущество будет абсолютным. Собственная авиация сможет как защищать дирижабль от воздушных атак, так и в разы увеличит патрулируемую площадь. По подсчетам Бюро аэронавтики США, 10 дирижаблей-авианосцев, работающих в 2 смены по 5 машин, смогли бы разведать столько же квадратных километров моря, что и 120 крейсеров.



При этом реализация функций авианосца как раз была самой меньшей проблемой. Первый запуск самолета с воздуха произвели еще в 1918 году. С посадкой оказалось чуть сложнее, но и эту технологию отработали к 1924 году. Самолет просто зацеплялся крюком за механизм, прозванный «трапецией». Такая посадка была даже проще, чем приземление на аэродром. Во-первых, из скорости самолета вычиталась скорость дирижабля, что сильно упрощало дело. Во-вторых, пилот был застрахован от столкновения с землей в случае сваливания — внизу его ждал привычный для самолета воздух, а не твердое покрытие взлетно-посадочной полосы.

Всего построили два дирижабля-авианосца: «Акрон» и «Мейкон», практически идентичные друг другу. В длину каждый достигал 240 метров, лишь немного уступая знаменитому «Титанику». На борту было по ангару на 4 небольших самолета — биплана-истребителя F-9C. Успешно «зацепившийся» самолет втягивался внутрь, где его могли обслужить, в то же время запуская другой. Для непрерывной разведки это было идеально.

Летающие авианосцы начали участвовать в учениях, а среди высших военных чинов разгорелись споры об их будущем. Адмирал Стендли, ненавидевший дирижабли, устроил «Акрону» ловушку — его корабли подкараулили авианосец и одновременно запустили 13 гидросамолетов. Дирижабль успел скрыться в облаках, и потерявшие друг друга самолеты были вынуждены атаковать по одному. Пикируя, они бросали «бомбы» с краской, но безуспешно — «Акрон» маневрировал на скорости более 100 км/ч. А спаренные фотопулеметы не могли причинить серьезный «урон» — наполненный безопасным гелием, распределенным между отдельными отсеками, «Акрон» такого обстрела не боялся.



Успешность дирижаблей сильно зависела от географии действий. На просторах Тихого океана летающим авианосцам было где развернуться. Они могли быстро найти условного противника и не стать «сбитыми». А вот в сравнительно небольшом Карибском море дирижаблям было тесно, и они теряли почти все преимущества перед крейсерами.

Закат



Ни «Акрону», ни «Мейкону» не удалось дожить до Второй мировой. В ночь на 4 апреля 1933 года «Акрон» попал в сильнейший шторм на Восточном побережье и рухнул в Атлантический океан. Из 76 человек выжили лишь трое. Вместе с «Акроном» погиб и адмирал Моффет — главный сторонник использования дирижаблей. Позиции воздухоплавателей сильно пошатнулись.

У уцелевшего «Мейкона» оставалась лишь одна возможность доказать свою полезность — блистать на учениях. Это стремление его и подвело — во время очередного перелета дирижабль попал в воздушную яму. Был деформирован один из шпангоутов, что нарушило целостность каркаса. В нормальных условиях деталь бы заменили, но для этого требовалось разобрать весь хвост. Капитан решил, что учения важнее, и ограничился поверхностным ремонтом. В итоге 12 февраля 1935 года резкий порыв ветра разрушил ослабленный стабилизатор, а следом повреждения получила хвостовая часть корпуса. Несмотря на усилия экипажа, дирижабль стал терять высоту, упал на воду и затонул. На сей раз человеческих жертв было меньше — погибло лишь двое членов экипажа. Но для летающих авианосцев это был конец.



6 мая 1937 года на авиабазе Лейкхерст в США совершал посадку немецкий пассажирский дирижабль «Гинденбург». Обрыв одного из элементов каркаса дирижабля привел к целой серии разрушений в результате которой исполин загорелся и рухнул на землю, унеся жизни 36 человек. Катастрофа «Гинденбурга», превосходящего по размерам «Акрон» с «Мейконом», стала финальной точкой в истории больших дирижаблей. Несмотря на ряд соблазнительных преимуществ, дирижабли стремительно проигрывали гонку самолетам, которые становились все быстрее, мощнее и надежнее. Но после серии громких аварий от строительства новых больших дирижаблей отказались даже лидирующие в этой области немцы.

Эра воздушных левиафанов завершилась, хотя, возможно, и не навсегда. Сегодня сразу в нескольких странах существуют проекты возрождения дирижаблей — более совершенных и безопасных, и отлично подходящих для транспортировки грузов на большие расстояния. Ну и, конечно, дирижабли продолжают жить в играх.

Обсудить