Война будущего сегодня

Рассказываем, как нелепые выдумки фантастов становятся реальностью прямо на наших глазах

Стаи миниатюрных боевых дронов, пустынные рейдеры, гигантские многоствольные танки из «Вархаммера»… В фантастике хватает необычных образов войны будущего. И уже в наше время многие образцы техники и приемы, которые еще недавно казались просто игрой ума, становятся реальностью. Вот лишь несколько примеров.

Маленький летающий убийца



Армии разных стран используют беспилотники уже давно, но до недавнего времени они были оружием богатых. До тех пор, пока человечество не вступило в светлое будущее, где собственный квадрокоптер может купить любой хипстер с планшетом. Конечно, китайские коптеры с «Алиэкспресса» немедленно начали использовать на войне.



Во-первых, дешевые гражданские беспилотники отлично подходят для разведки и корректировки артиллерийского огня. Во-вторых, маленькая машинка может нести стандартные минометные боеприпасы или ручные гранаты. И атаковать те цели, которые покажутся не очень значительными традиционной артиллерии – скажем, подкинуть немного тротила к костерку, у которого собрались передохнуть два-три неприятельских солдата. Или к одинокому бензовозу. Или просто пошуметь где-то возле расположения противника, чтобы ему жизнь медом не казалась. Управлять таким аппаратом может хоть школьник – и во время штурма Мосула силами иракских войск подростки действительно управляли некоторыми из ударных беспилотников. Ценник у дронов тоже копеечный, речь буквально о сотнях долларов за единицу. А это позволяет устраивать налеты целых эскадрилий беспилотников при минимальном бюджете.

Дошло до того, что даже регулярные армии Первого мира обратили внимание на небольшие дешевые беспилотники



Конечно, свои приемы есть и против дронов. Поэтому, когда повстанческие беспилотники атаковали российскую базу в Хмеймиме, закончилось все пшиком. У российских войск все хорошо с радиоэлектронной борьбой, поэтому дроны просто теряли управление и не причиняли никому вреда. А вот у менее развитых стран армейские подразделения сплошь и рядом оказывались не готовы к борьбе с таким чудом техники. Например, осенью 2017 года сирийская армия потеряла склад боеприпасов – ящики были сложены на стадионе, на который и уронили кустарную бомбу с дрона-курьера.

Дошло до того, что даже регулярные армии Первого мира обратили внимание на небольшие дешевые беспилотники. Армия США, к примеру, уже начала ограниченно использовать мини-дроны Black Hornet — миниатюрные аппараты с видеокамерами и тепловизорами. Прелесть этой машинки в том, что она незаметная, легкая, и ею можно оснастить хоть каждого бойца — были бы средства. А для разведки и ориентирования на местности такой малыш просто бесценен.

Грядущий терминатор



Танки из «Вархаммера» выглядят предельно нереалистично: гигантские, с множеством торчащих отовсюду стволов. Но неожиданно и в реальности появилось нечто очень похожее. Речь о боевых машинах огневой поддержки, они же «машины поддержки танков».



Несмотря на всю мощь, танк машина уязвимая. Угроз для него существует множество, от гранатометчика на чердаке до вертолета. Можно поддерживать бронетехнику пехотой, БМП или БТР, но они, двигаясь вместе с танком, очень уязвимы для вражеского огня. У самого же танка вооружение заточено на стрельбу по хорошо защищенному противнику, то есть чужой бронетехнике. Да и жалко тратить 125-мм снаряд на какого-нибудь условного ишака со станковым гранатометом на спине. Так появилась идея БМПТ — специальных машин огневой поддержки, которые уничтожали бы все, что опасно для танка, но не является для него основной целью.

В некоторых вариантах разработчики ухитрялись разместить на БМПТ 2 автоматических пушки, 2 автоматических же гранатомета, батарею противотанковых ракет и пять (!) пулеметов



Такая машина строится на танковом шасси, но не имеет танковой башни с орудием. Поэтому на нее можно навесить целый арсенал. В некоторых вариантах разработчики ухитрялись разместить на БМПТ 2 автоматических пушки, 2 автоматических же гранатомета, батарею противотанковых ракет (с собственно противотанковой и осколочно-фугасной боевой частью) и пять (!) пулеметов. Позднее остановились на компромиссном варианте, но даже он впечатляет: автоматические пушки, ракеты, пулеметы. Такое чудище может бороться почти с любой целью, обстреливать нескольких противников одновременно и вести непрерывное круговое наблюдение за полем боя.



Долгое время работа над БМПТ шла ни шатко ни валко. Однако в последние годы машину, получившую название «Терминатор-2», обкатали в Сирии, небольшую партию удалось продать в Казахстан и аж 300 единиц – в Алжир. Эта страна с одной стороны граничит с Мали (где идет вялотекущая гражданская война), а с другой – с Ливией (где гражданская война идет очень активно), причем границы охраняются слабо, так что алжирцы пекутся о качестве вооружения. Танков у террористов и бандитов мало, зато сколько угодно небольших подвижных целей, которым требуется скорее очередь из легкой пушки, чем 125-мм «чемодан». Между тем, в России продолжают развивать тему, и в этом году представили совсем уж монструозного третьего «Терминатора», с 57-мм пушками. Теперь машина весит больше, чем танк, и размеры у нее соответствующие. Правда, есть у всего этого одна интересная подробность. Кроме России этот вид техники, кажется, никого не интересует.

Безумный Макс и его друзья



Когда представляют войну будущего, нередко воображают какой-нибудь постапокалипсис: дикая пустыня и безжалостные рейдеры, которые носятся по ней на вооруженных до зубов автомобилях. Если вы любитель подобных сеттингов, у нас для вас хорошие новости — практически такие же конфликты уже происходили на Земле и происходят прямо сейчас.



Например, в конце 80-х годов в Африке, на границе между Чадом и Ливией прошла некрупная, но примечательная военная кампания. Позднее ее окрестили «войной Тойот» — армия Чада вовсю использовала японские пикапы – не только для переброски солдат, но и в качестве боевых единиц. Внедорожники со станковыми гранатометами и противотанковыми ракетами оказались неожиданно эффективными. А в 2010-е годы тачанки запрещенных террористических организаций полетели по пескам Сирии и Ирака – и оказалось, что «техничка» — вполне рабочий инструмент войны. Формально танк с хорошо подготовленным экипажем раздавит такую машину и не поморщится. Однако на практике танк требует огромное количество топлива, не по каждому мосту проедет, не так быстро передвигается, а в ночной пустыне его рев еще и слышно за многие километры. Короче говоря, для стремительных рейдов на большие дистанции он подходит не всегда. А вот автомобиль с зенитной спаркой, ПТУРом или вообще блоком авиационных реактивных снарядов способен быстро покрывать огромные расстояния, сравнительно легко прятаться (в том числе от ударов с воздуха), и к тому же он куда дешевле бронетехники. Так что тачанки неожиданно вернулись на поле боя.

В Третьем мире, где сейчас в основном и воюют, вооруженные автомобили в стиле «Безумного Макса» неожиданно оказались востребованы



Конечно, это оружие в основном третьего мира. На Балканах или еще в какой-нибудь восточноевропейской горячей точке, где воюют современные развитые государства, такое чудо техники разнесут вдребезги. Однако именно в Третьем мире сейчас в основном и воюют, и вооруженные автомобили в стиле «Безумного Макса» неожиданно оказались востребованы. Иногда их создатели создают удивительные вещи. Курдские повстанцы из турецко-сирийского пограничья, например, построили на базе грузовика 28-тонный гантрак, который умеет всё сразу. У него есть броня в 60 мм, автоматический гранатомет, пулемет, 10 человек десанта на борту и таран для прорыва через баррикады.

Идею подхватили и в развитых странах. В конце концов, подразделения легкой пехоты существуют везде. В России началась даже своего рода мода на конструирование подобных кадавров – главным образом с расчетом на экспорт. Благо, установить простенький боевой модуль на шасси уже готового грузовика или пикапа – не проблема. Характерный пример – разработанный в Подольске «Самум». Это автомобиль 4х4 на базе агрегатов «Урала», оснащенный легкой броней и проверенной спаркой 23-мм автоматических пушек, только с тепловизором и лазерным дальномером. С чем-то подобным экспериментируют и в КМП США.



Своеобразную метаморфозу претерпели даже машины смертников. В 80-е или 90-е годы было достаточно посадить шахида в автомобиль, набить салон тротилом и взорваться у КПП. Военные постепенно научились защищаться от таких атак, но изменилась и тактика камикадзе. Современный шахидмобиль обычно укреплен, чтобы водитель не встретился с гуриями раньше времени. В кабину встраивается бронированная капсула для смертника, сама машина блиндируется, так что остается только узкая щель для обзора. Понятно, что ходовые качества у такого агрегата не лучшие.. Но пару километров по прямой он проедет, а больше и не надо.

В конце концов, можно использовать старую БМП – башню и боекомплект снять, в десантный отсек влезет целая гора тротила, а броня уже есть. Как-то раз блиндировали и пустили в атаку даже начиненный взрывчаткой карьерный самосвал! Эффект от подрыва такой колесницы сравним с авиабомбой крупного калибра. Причем бомба получается, так сказать, умная – водитель в случае чего подкорректирует курс. К тому же смертники нового времени воюют не в одиночку – параллельно запускается несколько таких машин, их продвижение прикрывают пулеметным и минометным огнем, мешая действовать противотанковым расчетам противника. Результаты таких заездов часто оказываются опустошительным.

В общем, фантазии в наши дни становятся реальностью с устрашающими темпами. Если так пойдет и дальше, уже при нашей жизни в горячих точках по всему миру ГМО-солдаты будут сражаться с киборгами, и всех их будут взламывать вездесущие хакеры. Последнее, кстати, тоже уже не такая уж фантастика. Добро пожаловать в будущее!

Обсудить