Впечатления от сериала «Викинги: Вальхалла»

Возможно, последний хороший сериал о викингах

Яростные мужчины и женщины из вымышленной скандинавской деревни Каттегат грабили и убивали британцев шесть сезонов, а зрители им сопереживали. К середине истории «Викинги» от History были, пожалуй, одним из самых значимых сериалов современности, но к финалу интерес потихоньку стих (не помог даже Данила Козловский). Это не помешало Netflix купить права и снять спинофф «Викинги. Вальхалла», действие которого разворачивается в тех же краях, примерно в том же духе, но на сто лет позже.



Как и в оригинальных «Викингах», большая часть героев спиноффа – реальные герои саг, часть их подвигов также скопирована из исторических документов и саг, однако почти все детали истории – выдумка сценаристов (в том числе и потому, что саги были скуповаты на подробности). Сериал начинается с того, что Лейф Эрикссон и его сестра Фрейдис Эриксдоттир приплывают из Гренландии в Каттегат в поисках кровного врага, а датский король Кнуд Великий собирает войско в очередной поход на Англию. Важный нюанс: за сто лет половина викингов приняла христианство, и неофиты горячо ненавидят викингов-язычников (грабить англичан вера не мешает). Этот религиозный раскол – в общем-то, и есть главный конфликт «Вальхаллы», а англичане, как обычно, выступают в роли мальчиков для битья.

Оригинальные «Викинги», пожалуй, подкупали брутальностью и аутентичностью: что ни мужчина – то мускулистый зверь, что ни женщина – то белокурая валькирия, и не подкопаешься ни с какой стороны (если что, девы щита действительно существовали, и Фрейдис в сагах – и вправду суровая воительница). Если викинг что-то хочет – он это берет (серебряный подсвечник в храме, город, корабль, сексуального партнера). Викинг не боится смерти в бою, ведь на том свете его ждет пир в чертогах Вальхаллы с героями и богами. Новый сериал эстетически близок к оригиналу, но есть и отличия.



Лейф, Фрейдис и их друзья – из Гренландии, чертовски далекой окраины тогдашнего мира, и якобы поэтому их представления о нравах викингов местами устарели, местами наивны. Лейф готов на все ради сестры, но слава и место в Вальхалле его плохо мотивируют. Фрейдис, напротив, яростно защищает старых богов и старую веру, о которой знает весьма поверхностно. Друзья парочки – и вовсе случайные попутчики, словно не понимающие, что происходит. Это все не случайно: характеры «гренландцев» прописаны так, чтобы типичный современный зритель (испорченный янг эдалтом) мог себя с ними ассоциировать – эдакие неплохо подготовленные, но все же попаданцы в средневековье. Для сравнения, с главными героями оригинального сериала – Рагнаром, Лагертой или, скажем, Иваром Бескостным – проассоциировать себя было сложновато. А вот когда Фрейдис попадает в храм Уппсалы с лотками сувениров у входа, в ней однозначно читается обычная туристка в косплее, а вовсе не дочь древних богов.

Но все же Лейф и Фрейдис очень стараются, и они хорошие. Им можно сопереживать, и они похожи на воинов севера. Единственный нелепый персонаж «Викингов» – новая правительница Каттегата, которая в одной из серий натурально читает лекцию о мультикультурализме и толерантности, источая слабость и несоответствие эпохе. Она ходит по городу Рагнара и Лагерты, покачивая бедрами и придерживая одной рукой платье, и никто не осмеливается вызвать ее на поединок и забрать Каттегат силой. При этом ее заместитель – темнокожая воительница, которая гораздо лучше подошла бы на роль (хотя бы потому что умеет драться и реже занимается словоблудием), но нет.



К счастью, все остальные герои «Вальхаллы» действительно хороши и ведут себя аутентично. Джеб Стюарт, шоураннер сериала, в интервью обещал сыграть на ностальгии и вернуть зрителей во времена, когда герои просто убивали саксов без лишней рефлексии, – и это ему удалось.

Королева Эмма – пожалуй, лучший женский персонаж сериала и достойная смена Юдифь из оригинального сериала, но еще сильнее (сказывается норманнская кровь). Викинги всех сортов дерутся, орут, пьют, интригуют и грабят так, как от них этого и ожидаешь. Неплохо показаны и сражения, включая знаменитую битву у Лондонского моста в 1014 году. К слову, Лейф Эриксон, мост и примерно половина героев «Вальхаллы» есть также в недавнем аниме-сериале Vinland Saga – довольно любопытно сравнить две интерпретации одних и тех же событий. Наконец, христиане в «Вальхалле» – натурально фанатики, кровожадные садисты и больные ублюдки. Уж точно гораздо хуже, чем честные грабители с молотом Тора на груди. Интересно, что о религии (религиях) сценаристы скажут в следующих сезонах.



Проблемой оригинальных «Викингов» было то, что у героев не было очевидной цели; они грабили, чтобы грабить (разве что Рагнар мечтал о постоянных поселениях викингов в Англии), и по-настоящему развивались лишь второстепенные персонажи, вроде священника Этельстана или будущего короля Альфреда. В «Вальхалле» с этим проще: из Лейфа и Фрейдис может вырасти буквально что угодно, и за их судьбой за пределами первого сезона будет интересно следить. Да и глобальный конфликт понятен: хотя пока все хорошо, и драккары уходят в Скандинавию полные серебра, к концу этой истории мир викингов будет уничтожен (и нам покажут, как именно). Завоевание Британии норманнами – тоже ведь из этого таймлайна.

Новые «Викинги», конечно, отличаются от старых. Но по меркам февраля 2022 года это вполне аутентичный, честный, смелый сериал. Пока о викингах еще можно снимать так – надо смотреть.

Обсудить