Все профессии важны: кем можно работать в киберспорте

Как устроена индустрия и какие роли в ней есть

Когда речь заходит о работе в киберспорте, первым делом на ум приходит образ 18-летнего парня, который по 15 часов в день сидит за компьютером и играет. Однако огромная индустрия не ограничивается только игроками или разработчиками студий. Сегодня их куда больше. И чем дальше развивается киберспорт, тем больше людей самых разных профессий оказываются вовлечены в процесс.

Работа в команде



Все начинается с игроков. Однако любой состав (или даже одного киберспортсмена) окружает около десятка людей, задача которых — сделать все возможное, чтобы ребята могли думать только о выступлениях и турнирах и не беспокоиться о чем-либо.

Большинство командных дисциплин в играх, требующих стратегической и тактической подготовки, уже не обходятся без тренерского штаба. Это может быть как один человек, выполняющий подготовительную работу для состава, так и группа специалистов. Большинство тренеров — бывшие профессиональные киберспортсмены, которые закончили карьеру. Но это не значит, что без титулов и наград невозможно управлять командой. Например, Анатолий Boolk Иванов, работавший с Virtus.pro, Gambit и EXTREMUM, никогда не ставил себе целью стать про-игроком, но зато хотел реализовывать свои знания о Dota 2.



Еще один человек в команде, который непосредственно соприкасается с игровым процессом, но при этом не обязательно должен обладать огромным опытом или рейтингом — статистик или аналитик. Эти люди собирают все данные о сопернике и своей команде, сопоставляют и отдают игрокам и тренеру. В эту профессию можно прийти из совершенно разных сфер: кто-то просто увлекается игрой, кому-то нравится программирование и работа с датой. А вот Вячеслав innersh1ne Бритвин до приглашения в Mousesports вел блог о CS:GO, где публиковал интересные статистические выкладки по командам.

Наконец, ни одна профессиональная команда не может существовать без менеджера — человека, который способен решить любую проблему игроков. Список обязанностей разнится от команды к команде и от ее нужд, но в основу входит назначение тренировок, логистика, общение с администраторами турниров и организация быта игроков. Некоторые клубы используют сразу двух менеджеров, чтобы разделять обязанности. Например, с чемпионами The International 10 работают Дмитрий Korb3n Белов и Руслана DKLana Берест. При этом Дмитрий не только занимается бытом команды, он еще и сам собрал текущий состав.



Работа в организации



Еще больше возможностей для не киберспортсменов открывают клубы и организации. Здесь пригодятся сотрудники практически всех квалификации, которые работают в любой другой бизнес-компании. Клубам нужны специалисты по кадрам, бухгалтеры, менеджеры по продажам и рекламе, а если у организации есть свой офис, то и уборщики.

Однако самые привлекательные позиции в клубах все же публичные. Генеральные директоры и менеджеры решают глобальные проблемы команд — эти люди чаще всего пришли из бизнеса или имеют опыт работы в диджитал-сфере. Спортивный директор в клубе отвечает за благополучие и результативность составов — кандидаты на эту позицию должны обладать достойным киберспортивным портфолио. Например, спортивный директор NAVI Алексей Xaoc Кучеров в прошлом сам выступал на про-уровне, а глава киберспорта в Hellraisers Мария Гунина была игроком в Dota 2, а после менеджером нескольких составов.



Кроме достойных результатов клубы нуждаются и в презентабельном «лице». За него отвечают все сотрудники, которые занимаются контентом и медиа в организации: контент-менеджеры, сценаристы, операторы, ведущие, дизайнеры и SMM-менеджеры. И эта работа порой может удержать на плаву организацию, даже когда командам не удается показывать высокие результаты. Например, бывший SMM-менеджер Team Empire Кирилл Хайруллин так круто вел «Твиттер» команды, что на него подписывались даже те, кто ничего не знал об организации и ее результатах — просто ради острых шуток и интересного контента.

Работа над турнирами



По другую сторону киберспортивных баррикад находятся организаторы турниров — люди, которые обеспечивают все необходимое для честных, комфортных и интересных соревнований. Крупные компании и холдинги, занимающиеся разными дисциплинами, имеют в своем штате до 500 человек, которые могут быть разбросаны по всему миру.

Ближе к игровому процессу находятся администраторы и судьи. Их задача — обеспечить техническую сторону процесса (запустить лобби или матч) и следить за соблюдением правил чемпионата. Регулярные онлайн-турниры постоянно находятся в поиске людей, которые готовы отслеживать процесс игр и отвечать на запросы пользователей. Во время крупных отборочных они и вовсе незаменимы. Например, во время квалификаций на турниры серии DPC на платформе Faceit администраторы должны проверять все скриншоты о победах и максимально быстро разрешать спорные ситуации, чтобы не задерживать и без того огромную сетку участников.



Помимо администраторов любая компания-организатор нуждается в людях, которые работают за сценой: SMM-администраторы, журналисты, продюсеры, сценаристы, дизайнеры. А если турнир проводится в LAN-формате (то есть вживую: в студии, в клубе или на стадионе), то пригодятся даже мастера декораций. Многим из них не обязательно даже вдаваться в подробности игрового процесса, чтобы работать над продуктом. Например, компания WePlay! в декабре 2020 года быстро перестроилась на организацию турниров по файтингам, переведя на это направления большую часть команды.

Работа в студии освещения



Со стороны студии освещения по своему составу выглядят очень просто. Во-первых — это комментаторы. Чтобы стать хорошим кастером, не обязательно иметь киберспортивный опыт, но желательно быть игроком выше среднего. И, конечно же, иметь поставленную речь. Киберспортивное сообщество очень чувствительно к удачному и неудачному выходу в эфир, поэтому комментаторы постоянно должны прокачивать профессиональные навыки.



Второй неотъемлемый элемент студии — аналитики. Большинство из них являются бывшими профессиональными игроками или комментаторами-ветеранами, которые глубоко разбираются в предмете. Если для кастера самым важным инструментом станет поставленный голос и умение импровизировать, то про аналитиков можно смело сказать, что они берут харизмой. Зрителей, которые могли устать от хаоса игры, во время студии аналитики нужно не только просветить, но и развлечь. Поэтому самыми успешными в этом деле становятся те, кто занимаются контентом или стримингом — они уверенно чувствуют себя в кадре и знают, что интересно публике.

Третья деталь, без которой не обойдется студия — ведущий. Большинство из тех, кто направляет разговор во время аналитики, имели то или иное отношение к журналистики или созданию контента — самый удачный и эффективный бэкграунд для такого сотрудника. Однако это не всегда так. Например, Тоня Предко, которая работала на турнирах в десятке дисциплин, до киберспорта была учительницей английского.



Но помимо экранных сотрудников студии имеют огромный закулисный штат. Чтобы привести аналитиков и комментаторов в достойный вид, понадобятся костюмеры, визажисты и стилисты (особенно много разнообразной работы у них в WePlay). Чтобы зритель смог увидеть качественную картинку, компании нанимают опытных операторов, звукооператоров, осветителей и режиссеров трансляции. Над визуальной составляющей работают дизайнеры и специалисты по анимации. А помимо этого понадобится креативная группа и огромное количество обслуживающего персонала.

Наконец, студия освещения — это бизнес. А значит одними из самых значимых людей в закулисье станут менеджеры по продажам и операционный директор. Особенно сейчас, когда в крупнейших в СНГ дисциплинах, Dota 2 и CS:GO, идет бесконечная битва за права на освещение чемпионатов и лиг.

Работа в журналистике



Еще один способ стать частью киберспортивной индустрии — работа на информационных порталах. Не стоит думать, что чтобы стать корреспондентом или редактором на популярном сайте новостей, нужно иметь журналистское образование. Наоборот, зачастую редакторы отдают предпочтение не тем, кто умеет идеально писать или говорить, а тем, кто разбирается в необычных деталях киберспорта.

Впрочем, работать на определенном сайте совсем не обязательно — кому-то удается сделать себе имя на YouTube или во «ВКонтакте». Так, например, Илья Leamare Силаков-Волынский начал с того, что создал собственную групп и страницу в Twitter, где делился интересной статистикой о турнирах в Dota 2. В этом году его пригласили работать на The International в качестве официального статистика чемпионата, а 30 декабря он стал аналитиком команды HellRaisers.

Киберспорт — не только про умение хорошо играть в соревновательную видеоигру. Киберспорт — молодая индустрия, которая разрастается с каждым годом и постоянно нуждается в профессионалах. Поэтому не волнуйтесь, если вдруг у вас не выходит выиграть партию в Dota 2 или совсем не идет в файтингах. Возможно, кому-то пригодится ваш талант к рисованию — и о вас заговорит весь киберспорт.

Обсудить