Все спасаются из Таркова: почему игра из России стала популярной?
Чем примечателен хардкорный шутер Escape from Tarkov
О симуляторе выживания Escape from Tarkov — разработке российской студии Battlestate Games — мы писали еще в августе 2017-го, когда стартовал закрытый бета-тест игры. Он пока не завершен, однако несколько месяцев назад о новинке заговорили с удвоенным интересом, и Escape from Tarkov до сих пор (на момент публикации этой статьи) уверенно держится в двадцатке самых популярных игр на стриминговой платформе Twitch. У самого крупного Reddit-раздела, посвященного проекту, — более 360 тысяч подписчиков, а блог разработчиков в Twitter читают более 268 тысяч человек. Недавно руководитель студии Никита Буянов заявил, что игра побила собственный рекорд онлайна: в ней одновременно находились 200 тысяч пользователей.
Разбираемся, что сейчас представляет из себя игра санкт-петербургской студии и почему за последнее время интерес к Escape from Tarkov настолько возрос.
Такие знакомые края
События Escape from Tarkov происходят в выдуманной Норвинской области. Здесь, в городе Тарков и его окрестностях, начинается военный конфликт между двумя частными военными компаниями (американской USEC и российской BEAR), а сам город переходит на военное положение. Игроку нужно взять на себя роль наемника или местного жителя и живым выбраться из зоны конфликта, отыскав точку эвакуации.
Тарков — провинциальный российский город с классической жилой застройкой сразу из нескольких эпох, магазинами и ТЦ, большой индустриальной зоной, общежитиями, элитными поселками и базами отдыха. В первые часы хочется не спасаться из него, а наоборот, изучать каждый закоулок и наслаждаться знакомым каждому жителю постсоветского пространства пейзажами: невзрачными типовыми зданиями родом из СССР, которые соседствуют с современными постройками и огромными промышленными объектами. А в местном торговом центре «Ультра» с магазинами ИDЕЯ, «Гошан» и OLI хочется исследовать все помещения — локация получилась одной из самых атмосферных.
Подробности сюжета можно узнать, изучая внутриигровое окружение и выполняя специальные квесты, а с марта 2019 года авторы игры начали выпускать сериал «Рейд» на YouTube — он ещё лучше раскрывает вселенную EFT. Современный военный конфликт в полузаброшенном российском городе, может, и не звучит как откровение, но мир Escape from Tarkov получился очень узнаваемым, богатым на детали и оттого притягивает.
Давящее чувство опасности
Формально EFT — сессионный шутер. Матчи здесь называются «рейдами» и редко длятся более 25-30 минут. Игрок перед началом выбирает фракцию (BEAR, USEC или так называемые «Дикие»), локацию для спауна и отправляется на охоту. Главная задача — добраться до одной из безопасных точек, попутно отыскав ценный лут и не погибнув в перестрелках с другими игроками или ботами.
Звучит просто, не так ли? Не обольщайтесь, ведь Escape from Tarkov — возможно, один из самых безжалостных и хардкорных мультиплеерных шутеров последних лет. Даже замороченная Arma 3 на его фоне выглядит невинным развлечением для казуальщиков.
Здесь нет никакого обучения и никакого объяснения главных целей игры. На загрузочных экранах перед рейдами можно прочитать разве что лаконичные советы по управлению и честное предупреждение от разработчиков, что умирать придется очень часто.
А что значит ключ от комнаты 204, который вы нашли в багажнике заброшенного автомобиля? А зачем нужен вазелин? Какая разница между нестерилизованным бинтом, аптечкой АИ-92, анальгином, ибупрофеном и инжектором SG1 TBLabs? Выбрасывать процессор от компьютера или оставить себе? А сколько разгрузок брать с собой? А надевать ли тактические наушники? А куда вообще идти? Вопросов возникает масса и почти на все нужно искать ответы на специальных сайтах по игре или форумах.
Микроменджмент снаряжения — отдельная головная боль: нужно с умом раскладывать предметы в инвентаре, заботиться, чтобы под рукой всегда были медикаменты, запасные магазины и гранаты. И заниматься этим не только перед походом в рейд, но и во время него. Например, лутая убитого врага и рискуя получить смачный хедшот от кемпера.
Весь лут, который был на игроке во время смерти, пропадает навсегда, если только изначально не потратиться на его страховку. Но и она возвращает лишь те предметы, которые убивший вас игрок решил не брать с собой в качестве трофея.
Игра максимально недружелюбна к новичкам. Недаром разработчики даже предусмотрели отдельную систему «шерпов» — добровольцев, готовых лично поднатаскать зеленых юнцов в суровом мире Таркова. Нужно привыкать к стрельбе, часами просиживать в редакторе оружия (EFT недаром называют настоящим «ган-порно» — здесь можно собрать любое оружие вашей мечты), изучать выходы из локаций, знать расположение секретных комнат с самым богатым лутом, понимать основы местной медицины и учитывать еще десятки нюансов.
Но главное в EFT — постоянное ощущение, что вот-вот можешь потерять все нажитое непосильным трудом. Пуля может прилететь откуда угодно и когда угодно: пару раз я не проживал после спауна на карту и тридцати секунд. Что-то подобное можно было испытать разве что в золотые времена DayZ, когда игра Bohemia Interactive, выросшая из небольшого мода для Arma 2, стала настоящим открытием для игроков. Только вот DayZ к сегодняшнему дню растеряла остатки былой популярности из-за затянувшегося на шесть лет «раннего доступа» и нехватки серьезных обновлений, а Escape from Tarkov, похоже, переживает настоящий ренессанс.
Взлёт на Twitch
В начале 2020 года Escape from Tarkov неожиданно завоевала топовые позиции на Twitch. На нее обратили внимание популярные западные стримеры. И началось — до сих пор игру ежедневно смотрят в среднем более 30 тысяч пользователей, а после крупных патчей пиковые показатели взлетают до нескольких сотен тысяч.
Сложно точно сказать, что же стало катализатором такого взрывного роста. Кто-то считает, что авторы попросту заплатили стримерам за помощь в продвижении игры (как поступила ЕА в случае с Apex Legends), но глава студии Никита Буянов это отрицает. По другой теории, контент-мейкеры попросту устали от трансляций хайповых Fortnite, PUBG, Call of Duty: Modern Warfare и случайно обратили внимание на самобытный хардкорный проект из России, в котором тебя могут убить каждую секунду. А новогодняя распродажа и раздачи Twitch Drops (функция в Twitch, которая позволяет случайным образом раздать зрителям трансляции, например, ценные внутриигровые предметы) лишь усилили эффект.
К тому же, EFT — игра, которую очень интересно смотреть. Трансляции уже опытных стримеров, которые делают шикарные фраги, завидев лишь три пикселя врага в щели, параллельно бустят себя медикаментами и вскрывают комнаты с самым ценным лутом, выглядят как настоящее шоу из разряда «ничего не понятно, но очень интересно». В Battlestate, кстати, также призывают новичков сначала последить за игрой прожженных игроков, чтобы понять основы и изучить локации.
Хардкорность, атмосфера почти апокалипсиса в российской глубинке и давящее ощущение опасности помогли EFT оказаться в 2020 году в центре внимания. Но в Battlestate вряд ли собираются почивать на лаврах: в июне был анонсирован релиз Escape from Tarkov на консолях следующего поколения, а также новая карта «Улицы Таркова». На своем форуме разработчики активно общаются с игроками и могут, например, легко внедрить идеи комьюнити со свежим патчем. О сроках полноценного релиза пока говорить рано: с учетом тщательной разработки EFT может выйти лишь через несколько лет. Но уже сейчас у игры есть огромная база поклонников, которая продолжает стремительно расти.