Оглавление

«Вы все здесь погибнете»: история съемок фильма «Обитель зла» (2002)

Как отец киношных зомби Джордж Ромеро чуть не экранизировал Resident Evil, и как это в итоге получилось у режиссера «Смертельной битвы»

Игровая серия Resident Evil создавалась под серьезным влиянием Голливуда и всегда балансировала между динамичным боевиком и жутким хоррором — жанрами, пользующимися неизменной популярностью у зрителей. Во многом поэтому «Обитель зла» «попросилась» в кино вскоре после выхода первой части. Вот только, прежде чем добраться до аудитории, экранизация Resident Evil прошла сложный путь, сменив режиссера и несколько версий сценария. Мы решили вспомнить, как задумали и сняли первый фильм «Обитель зла», который дал старт кинофраншизе, заработавшей в прокате больше миллиарда долларов.

Неудачные попытки



Оригинальная игра Resident Evil вышла в 1996 году, и сразу привлекла внимание кинематографистов. Уже в январе 1997-го права на экранизацию приобрела немецкая компания Constantin Film, известная по «долларовой трилогии» Серджио Леоне и классическим хитам Вольфганга Петерсена «Подводная лодка» и «Бесконечная история». Продюсер Роберт Кульцер предполагал, что Capcom согласилась продать права именно Constantin Film во многом из-за невероятной популярности «Бесконечной истории» в Японии.

Для создания сценария Constantin Film наняла Алана Б.МакЭлроя, автора киноадаптации «Спауна». Писатель работал над текстом весь 1997 год: в его версии Альберт Вескер собрал команду, которая отправилась с миссией в научную лабораторию, расположенную под землей. В финале герои узнавали, что их специально заманили в ловушку, чтобы заразить Т-вирусом, и вступали в бой с Вескером, мутировавшим в Тирана. В сюжете так или иначе фигурировали почти все основные персонажи и монстры Resident Evil.

Продюсерам в целом понравилась работа МакЭлроя: сценарий получился пугающим и одновременно насыщенным действиями. Но в производство его текст так и не пошел. К тому моменту Capcom выпустила Resident Evil 2, которая вызвала в игровом мире еще больший ажиотаж, чем первая часть. Продюсеры Constantin Film посчитали, что основанная на оригинальной игре история МакЭлроя покажется зрителям скучной, и от услуг сценариста отказались.



Для продвижения Resident Evil 2 компании Sony и Capcom наняли легендарного режиссера Джорджа Ромеро, чтобы тот снял рекламу игры для японского рынка. Ромеро — пионер зомби-муви, чья «Ночь живых мертвецов» в конце 60-х совершила революцию в жанре ужасов и фактически закрепила образ нежити в массовом кинематографе. Творческий директор оригинальной Resident Evil Синдзи Миками не раз признавался, что игра в принципе не получилась бы без фильмов маэстро. Ромеро подошел к постановке короткого рекламного ролика так, словно это большое кино. Съемки проходили в популярной у киношников заброшенной тюрьме Линкольн-Хайтс в Лос-Анджелесе (там же через несколько лет будут готовить, например, «Американскую историю Х») с привлечением местных специалистов по спецэффектам и гриму.

На роль Клэр Редфилд в рекламе Ромеро подписалась актриса Эдриэнн Франц, а Леона Кеннеди представлял Брэд Ренфро, звезда «Спящих» и «Способного ученика». В тот период популярней Ренфро в Японии был лишь Леонардо Ди Каприо, так что в Capcom были счастливы заполучить такую знаменитость — в компании надеялись с его помощью еще больше расширить аудиторию Resident Evil. К актеру у японцев имелось лишь одно требование: никакой бороды или усов, поскольку девушки в Японии не любят растительность на лице.

Готовая реклама так понравилась Sony, что Джорджу Ромеро предложили написать сценарий и выступить постановщиком застопорившейся экранизации Resident Evil. Для Capcom, Sony и Constantin Film это было имиджевым решением — участие самого Джорджа Ромеро добавляло будущему фильму вес. Польщенный режиссер согласился.

Ромеро не играл в видеоигры и смутно представлял, чем так примечательна Resident Evil. Он попросил ассистента записать прохождение ужастика Capcom на видео и после его изучения приступил к работе над сюжетом. На первую версию истории у Ромеро ушло шесть недель, а всего он написал пять или шесть драфтов сценария. Режиссера переполнял энтузиазм — несколько лет у него не получалось запустить ни один из своих сценариев в производство, и возможность поставить Resident Evil вдохновляла маэстро.



Как и МакЭлрой, Джордж Ромеро отталкивался в основном от событий первой игры. Он достаточно аккуратно обращался с каноном, но все же допускал некоторые вольности: к примеру, между главными героями, Крисом Редфилдом и Джилл Валентайн, были романтические отношения, а самого Редфилда Ромеро сделал индейцем-могавком. В раннем черновике события разворачивались в особняке Спенсера, наполненном ловушками, зомби и мутировавшими существами, куда прибыла группа спецназа, чтобы остановить распространение Т-вируса. Многих монстров режиссер хотел аккуратно перенести прямо из игры: акулоподобных рыб, зараженных собак, гигантскую змею, плотоядное Растение 42 и, конечно, Тирана. Для проработки последнего Джордж Ромеро нанял художника Берни Райтсона, соавтора Болотной твари. Позже в интервью отец зомби-муви признавался, что планировал выдержать атмосферу фильма в стиле своего «Дня мертвецов».

Несмотря на старания маэстро, ни одна из версий его сценария не впечатлила Constantin Film. Представители Capcom были не слишком погружены в производство, но и они осторожно подтверждали, что сюжет Ромеро оказался недостаточно хорош. Один из кинопродюсеров впоследствии лишь коротко отметил, что если бы Ромеро снял фильм «Обитель зла», то его интерпретация была бы интересна очень ограниченной аудитории, а в Constantin Film рассчитывали на широкий зрительский охват.

К 2000 году экранизация Resident Evil зашла в тупик, и причастные были готовы от нее отказаться. Но на горизонте появился молодой режиссер Пол У.С. Андерсон, который несколькими годами ранее блестяще перенес на большие экраны Mortal Kombat. По поводу фильма Resident Evil у Андерсона имелся ряд смелых идей, так что он быстро заразил продюсеров энтузиазмом.

Знакомая «Обитель зла»



Пола У.С. Андерсона давно увлекали видеоигры. В начале карьеры режиссер часто ездил из своего родного города Ньюкасл-апон-Тайн на деловые встречи в Лондон. Там он никого не знал и коротал время в залах с игровыми автоматами, оттачивая мастерство в Mortal Kombat. Андерсон вспоминал, что многие режиссеры отнеслись со скепсисом и высокомерием к идее экранизации Mortal Kombat, но лично он видел в этом потенциал и был супермотивирован, когда ему предложили снять фильм. По итогу «Смертельная битва» стала международным хитом и превратила Андерсона из инди-режиссера в постановщика, которому можно доверить высокобюджетное кино.



В конце 90-х Пол познакомился с Resident Evil — игра произвела на него неизгладимое впечатление. «Я геймер, и я стал одержим Resident Evil. Я прошел первые две части подряд. На это понадобилось 10 дней. Я исчез из поля зрения, не выходил из квартиры и не отвечал ни на какие звонки. Потом я вышел с десятидневной щетиной и налитыми кровью глазами и сказал: «Мне понравилось! Мы должны превратить это в фильм»», — рассказывал Андерсон в интервью The Hollywood Reporter.

Он написал черновик сценария под названием «Нежить» — что-то вроде свободной адаптации Resident Evil для привлечения внимания продюсеров. Свои наработки постановщик представил Constantin Film, и их положительно оценил лично Бернд Айхингер, один из управляющих кинокомпании. В отличии от других сценаристов и кандидатов на пост режиссера Андерсон не стремился покадрово воссоздать в фильме видеоигру и показать всех ее героев и злодеев. Наоборот, Пол У.С. Андерсон придерживался мысли, что киноленту стоит отвязать от первоисточника. Даже главным героем он видел совершенно нового персонажа.

В 2000 году Андерсона утвердили режиссером экранизации Resident Evil. Постановщик был хорошим выбором для Constantin Film еще и за свою способность вписаться в необходимый возрастной рейтинг. Он снял экранизацию Mortal Kombat, одной из самых брутальных игр в истории, и умудрился соответствовать рейтингу PG-13 практически без ущерба для сюжета и зрелищности. Такая гибкость очень подходила продюсерам Resident Evil, которые волновались о том, как не перегнуть палку с насилием.



Режиссер задумал свою картину духовным приквелом игровой линейки. Он хотел, чтобы неподготовленные зрители плавно погружались в контекст происходящего и не знали, кому из героев суждено погибнуть. Центральной героиней Андерсон сделал девушку по имени Элис, не фигурировавшую в видеоиграх. По задумке режиссера Элис была своеобразным аватаром для зрителей — она ничего не знала об окружающем мире и вместе со зрителями изучала его. Имя Элис отсылает к «Алисе в стране чудес», одному из любимых произведений Андерсона. Другая отсылка к сказке Кэрролла — злой искусственный интеллект Красная Королева, с которым столкнутся герои фильма.

На роль Элис Пол У.С.Андерсон пригласил Миллу Йовович. По словам постановщика, он знал о хорошей физической форме актрисы и давно хотел с ней поработать. Другая важная роль — бойца спецназа по имени Рейн — отошла Мишель Родригес. Взяв на центральные роли двух девушек, Андерсон попытался разрушить раздражающий его голливудский стереотип, что героями боевиков обязательно должны быть мужчины. Кстати, Мишель Родригес и Милла Йовович тоже играли в видеоигры и были прекрасно знакомы с серией Resident Evil. Перед началом съемок актеры прошли интенсивную физическую и боевую подготовку под руководством бывшего морского пехотинца. Они отрабатывали навыки проникновения в здание, занимались скалолазанием, разбирались, как обращаться со стрелковым оружием, и изучали приемы каратэ и тхэквондо.

На производство фильма выделили 33 миллиона долларов, а в качестве основной локации для съемок выбрали Берлин. Рассматривался также Лондон, но там снимать было ощутимо дороже — бюджет фильма вырастал до 47,5 миллионов долларов. По плану в Берлине значительная часть работ пройдет на еще не введенной в эксплуатацию станции метро, где отстроят декорации подземного научного комплекса. Только финальную сцену киноленты, в которой героиня Миллы Йовович поднимается на постапокалиптическую поверхность, снимут в Торонто из-за того, что в Берлине не найдется подходящих архитектурных решений.



Вплоть до начала съемок Пол У.С. Андерсон вносил корректировки в сценарий будущего фильма. Одни из последних правок категорически не устроили Миллу Йовович. «Я читала определенную версию сюжета, но перед вылетом в Берлин мне прислали новую версию сценария. Пол в значительной мере вычеркнул меня из фильма. Я была девицей в беде, которую постоянно спасала Мишель Родригес», — вспоминала Йовович в интервью The New York Times. Уже в Берлине актриса жестко потребовала встречу с режиссером и настояла на серьезном изменении сценария в пользу своей героини.

Во время съемок Андерсон активно комбинировал компьютерную графику и практические эффекты. Так, команда по спецэффектам создала несколько версий механического монстра Лизуна, а в зомби-собак превратили настоящих доберманов путем накладывания на них сложного грима. Чтобы показать правдоподобных зомби, пришлось нанять профессиональных танцоров — им лучше давалась неестественная пластика. Много времени и усилий, по словам режиссера, ушло на визуализацию «Улья» и объяснение маршрута персонажей. Команда специально заморочилась над сложной трехмерной картой «Улья», которая показывала географию этого места и местоположение героев в нем. Андерсон считал критически важным, чтобы зрители понимали логику передвижения персонажей.



Франшиза на миллиард долларов



Американская премьера «Обители зла» состоялась в начале 2002 года. Фильм совершенно не понравился критикам, которые жаловались на слабые диалоги, вычурные боевые сцены, агрессивный саундтрек Мэрилина Мэнсона и нелепый эротизм Элис. А вот обычные зрители к ленте Андерсона оказались благосклонней и активно ходили на нее в кино, обеспечив неплохие сборы в размере 140 миллионов долларов.



Достойные кассовые результаты позволили запустить в производство сиквел фильма — «Обитель зла 2: Апокалипсис». Он также хорошо показал себя в мировом прокате. Затем последовали «Обитель зла 3: Вымирание», «Обитель зла 4: Жизнь после смерти», «Обитель зла: Возмездие» и наконец точку в приключениях Элис поставила в 2016 году «Обитель зла: Последняя глава».

Критики воротили нос от каждой новой части. Не слишком довольны были и фанаты игровой серии Resident Evil, которые с недоумением наблюдали, как далеко киноадаптация ушла от первоисточника. Тем не менее, фильмы до последнего хорошо окупались, превратив «Обитель зла» в успешнейшую кинофраншизу, чьи сборы преодолели впечатляющую отметку в миллиард долларов. Особенно стоит отметить успех фильмов «Обитель зла» в Японии — там отдельные части с легкостью превосходила кассу «Властелина колец» и «Бэтмена» Кристофера Нолана.



После «Последней главы» киноверсию «Обитель зла» решили перезапустить с новой творческой командой и новым актерским составом. В результате в 2021 году вышла «Обитель зла: Раккун-Сити». Очередная киноверсия была гораздо ближе к играм линейки Resident Evil, что, впрочем, никак не сыграло ей на пользу — картина получила низкие оценки критиков и едва отбила производственный бюджет. В 2022 году у Resident Evil случилась неловкая попытка захода на телевидение — на стриминговом сервисе Netflix вышел одноименный восьмисерийный сериал. ТВ-шоу оказалось настолько слабым, что меньше, чем через месяц, после шквала разгромных рецензий и потока негативных отзывов, компания поспешила закрыть его.

Сегодня будущее новых киноверсий Resident Evil выглядит малоперспективно. Исходя из приема «Обитель зла: Раккун-Сити», стандартная адаптация не слишком интересна зрителям. Возможно, авторам будущих фильмов надо придумать что-то более смелое и оригинальное, как это в свое время сделал Пол У.С.Андерсон. Ведь как бы ни относились к его работам, но с функцией развлекать и зарабатывать они справились великолепно.

Обсудить