World of Warcraft: Battle for Azeroth — финальные впечатления

Почему текущее дополнение получилось таким неоднозначным

История дополнения Battle for Azeroth близится к завершению — ориентировочно в августе-октябре World of Warcraft получит очередной крупный аддон под названием Shadowlands. О нем мы уже рассказывали, сейчас же подведем итоги текущего (весьма спорного) дополнения.

Одним из самых интересных отличий «Битвы за Азерот» неожиданно стал сюжет. Обычно в WoW дополнение следует одной основной сюжетной линии, с несколькими второстепенными ответвлениями. В последнем же аддоне события, происходившие в каждом новом патче, тянули на сюжет отдельного дополнения.



Изначально казалось, что главная тема Battle for Azeroth — война между Альянсом и Ордой, которая при каждом удобном случае разгорается с новой силой в течение нескольких десятилетий. Учитывая размах последних дополнений, возвращение к истокам пошло бы MMORPG только на пользу, если бы разработчики придерживались заданного курса до конца. Спасать в очередной раз Азерот от коварных демонов и прочей нечисти здорово, но порой хочется отвлечься от героических будней.

На мой взгляд, у Blizzard была потрясающая возможность наконец показать серую мораль, и она эту возможность благополучно упустила, несмотря на обещания. Исторически сложилось, что Орда чаще всего предстает в образе агрессора, а Альянс — рыцаря в сияющих доспехах. Меня, конечно, тешит мысль, что я сражаюсь на правильной стороне, но война — штука сложная, черно-белые тона не про нее. Увы, и в этот раз с нюансами не задалось.

Далее на передний план выползает Азшара, с которой мы в прошлом неоднократно сталкивались, но каждый раз королеве наг удавалось выйти сухой из воды — простите за каламбур. Морская тематика отлично подошла дополнению. Посудите сами: мы исследовали сушу вдоль и поперек, побывали в недрах Азерота, сражались с Пылающим легионом на других планетах и даже путешествовали во времени. Подводному царству же разработчики уделяли преступно мало внимания — ранее была лишь одна локация в World of Warcraft Cataclysm.



История Азшары по-своему трагична: тщеславие бывшей императрицы Зин-Азшари не умаляет ее заслуги перед народом. Да, Великий раскол произошел по вине Азшары. И цивилизация Калдорай пала из-за ее жажды могущества. Но она боролась за ночных эльфов до самого конца. И отчасти ради них гордая королева присягнула на верность Н’Зоту. Одного патча явно недостаточно, чтобы как следует раскрыть харизматичную злодейку.

Наконец, вторжение Н’Зота на Азерот. Последний и самый хитрый среди Древних богов тоже заслуживает отдельного дополнения. Простор для фантазии невообразимый. Вспомните хотя бы слова Гневиона про то, что поле битвы Владыки морей — разум. Его шепот однажды сломил самого аспекта Земли — Нелтариона, которого мир запомнил как Смертокрыла. А значит, он вполне мог бы совратить знакомых нам героев. Интриги и предательства — чем не концепция?



Не спорю, все три сюжетные арки хорошо связаны друг с другом — из одной плавно вытекает другая. Но из-за того, что Blizzard выделила на каждую из них по одному-два патча, общий сюжет кажется скомканным и отчасти нелогичным. Например, объединение Альянса и Орды после того, как последняя во главе с Сильваной сожгла Тельдрассил, вызывает вопросы. На этот раз общий враг — не самый весомый аргумент. А про Тиранду, отвернувшуюся от Элуны и усомнившуюся в Альянсе, в последних патчах позабыли. Нам обещают, что она сыграет важную роль в Shadowlands, но некоторые события стоило бы показать и быстрее.

Другая вещь, которая сильно разочаровала, — финальная битва с Н’Зотом. В сравнении с остальными боссами Ни’алоты он получился… безликим? Претензий у игроков много и они разные. Моя, например, такова — зачем последний энкаунтер нужно было делить на два босса: панцирь Н’Зота и непосредственно самого Древнего бога. В контексте одного боя (в качестве разных фаз) они смотрелись бы куда органичнее, а сражение получилось бы заметно насыщенней. Плюс, не хватило масштабов и игр с разумом. В общем, не так я себе представлял схватку с тем, кто одновременно воевал с К’Туном и Йогг-Сароном.

А заключительный ролик можно описать несколькими словами: это правда сделала Blizzard? Простите, но это откровенный позор. С одной стороны, впервые за 15 лет в нем прямое участие принимают игроки — именно от их рук погибает последний Древний. С другой, качество исполнения на уровне фанатских машиним из середины нулевых. От финальной катсцены ожидаешь чего-то более эпичного. В «Легионе» был Саргерас, вонзающий свой меч в Азерот, — то еще зрелище! А от падения Короля лича у меня до сих пор мурашки бегут по коже. Здесь же… Да что говорить, сами посмотрите:



Battle for Azeroth — настоящий кладезь хороших концепций, но с их реализацией на этот раз почему-то не задалось. Одна из них — «Кошмары Н’Зота», от которых сначала я был в восторге. Это такие подземелья, представленные в виде искаженных Штормграда и Оргриммара, где нужно сражаться с известными героями вроде Аллерии и Тралла, вставших на сторону тьмы. Главная особенность этих подземелий в том, что игроки стремительно сходят с ума. Умопомешательство означает конец игры. Соответственно, каждый забег напоминает гонку со временем — никогда не знаешь, как далеко получится зайти. Лишний пак мобов может обернуться настоящей трагедией.

Здорово? Еще как. Но есть «маленький» нюанс. За вход в «Кошмары» нужно платить, а необходимая валюта зарабатывается крайне долго. Другими словами, авторы скрыли крутую активность за гигантской стеной гринда, напрочь отбивающей желание заходить в игру. Потратить несколько часов, чтобы приобрести один «ключ» ради нескольких минут удовольствия, — такая себе перспектива. Я уже не говорю про то, сколько нужно «траев», чтобы разобраться в механиках этих данжей.

Также «порадовало» нападение Н’Зота на Вечноцветущий дол и Ульдум, в результате которого локации немного визуально преобразились и кишат прислужниками Древнего бога. При этом цели время от времени меняются: порой сражаться приходится непосредственно с самой Темной империй, а порой — с акирами, могу и другими воинствующими расами, воспользовавшимися моментом. Интересно, но этого банально мало. Две локации — это все, на что способен Н’Зот?



Союзные расы — тоже спорное нововведение. Да, теперь у игроков противоположных фракций больше выбора. В то же время стороны больше так сильно не контрастируют друг с другом, что лишило их уникальности. У Альянса появились перекрашенные эльфы крови, а у Орды — ночные эльфы. По сути, новые расы — ленивый рескин старых. Сделал людей толстыми — вот тебе култирасцы. Поправил троллям осанку — так это зандалары! Безусловно, вульперы смотрятся чертовски мило, но мы же понимаем, что это переделанные гоблины. И да, за гномов без того почти никто не играет, так кому показалось, что уродовать их механическими аугментациями — хорошая затея?!

Blizzard стала заложником собственных традиций. Игроки привыкли, что каждые несколько дополнений их радуют новыми расами. Поэтому компания дала им то, чего они ожидали — и даже больше. На этот раз она решила взять не качеством, а количеством. Ладно, я играю за озаренных дренеев и эльфов бездны, но только потому, что они выглядят лучше обычных дренеев и ночных эльфов — уж больно последние крупные в сравнении с остальными представителями Альянса.

Откровенно плохих решений в «Битве за Азерот» хватает. Например, азеритовая броня и Сердце Азерот, пришедшие на смену артефактам. Если с первым можно смириться (порой шмотки дают неплохие бонусы к навыкам), то ожерелье вызывает исключительно недоумение. Во-первых, на его прокачку нужно какое-то невообразимое количество времени — я до сих пор не открыл все перки, хотя играл очень много. Во-вторых, способности, которые оно предлагает, в большинстве своем бесполезны. О’кей, вы решили избавиться от легендарных «пушек», но это не значит, что их обязательно нужно на что-то заменить. Раньше же мы как-то жили без этих «плюшек»!



А однозначно положительных моментов в текущем дополнении очень мало. Из того, что в первую очередь приходит в голову: отличная маркетинговая кампания (к самой игре отношения фактически не имеет), обилие потрясающих кинематографических роликов, которые сопровождали почти каждое обновление (заключительный в их число не входит), потрясающая локация Назжатар, зараженные порчей предметы, наделяющие их владельцев необычайной силой в обмен на что-то, и рейд «Битва за Дазар’ Алор». Его прохождение отличается в зависимости от фракции игроков. А поединок с Джайной Праудмур, пожалуй, лучший энкаунтер в Battle for Azeroth, столько эмоций мне ни один другой босс не подарил. Всяко лучше унылых Н’Зота и Азшары!

Список того, что в Battle for Azeroth не получилось, можно продолжать долго. Но больше всего обидно, что хороших идей у разработчиков было предостаточно, подкачала лишь реализация. Может, не хватило времени. Может, ресурсов. В любом случае одного провального дополнения недостаточно, чтобы поставить на World of Warcraft крест и заявить, что игра умирает. Тем более что Blizzard, кажется, решила исправиться в Shadowlands, о бета-тестировании которого мы рассказали в отдельном тексте. Спойлер: грядущее расширение выглядит амбициозно!

Обсудить