Xbox Series X против PlayStation 5 — битва титанов

Cравниваем флагманские консоли Sony и Microsoft

Запуск новых консолей Sony и Microsoft официально состоялся — 10 ноября в мире, и в том числе в России, начались продажи Xbox Series X|S, а 19 ноября (в некоторых странах — 12 ноября) пришла очередь PlayStation 5. Оба платформодержателя уже похвастались успехами — Sony рассказала, что это самый успешный старт консоли за всю историю компании, да и для Xbox Series X|S это наиболее грандиозный запуск за всю историю консолей Xbox. Мы уже публиковали наши первые впечатления и от Xbox Series X, и от PlayStation 5. А теперь, когда у нас была возможность вдоволь в них наиграться и попробовать разные новинки, пришла пора сравнить флагманские консоли Microsoft и Sony (обзор «младшей» Xbox Series S мы опубликуем отдельно).

Настройка



Xbox Series X приехала в редакцию первой — аскетично выглядящий матовый черный блок, который на первый взгляд больше напоминал музыкальную колонку, чем игровую платформу. Неудивительно, что в сети ее постоянно сравнивают то с холодильником, то со знаменитым черным монолитом из «Космической Одиссеи 2001». Ставишь консоль на тумбу под телевизором — и она буквально растворяется среди других устройств, не привлекая к себе лишнего внимания. Другое дело — приехавшая спустя несколько дней PlayStation 5. Во-первых, габариты у нее такие, что вертикально не на всякой полке разместишь, во-вторых, черно-белый дизайн с ассиметрично изогнутыми боковыми панелями сразу обращает на себя внимание, внушая мысли о киберпанке — белоснежном и высокотехнологичном, как город в Mirror’s Edge. Правда, подставка, которую обязательно надо крепить на устройство, чтобы разместить его в горизонтальном положении, не так высокотехнологична — пока консоль стоит на полке, все хорошо, но если начинаешь ее двигать, подставку легко сбить.



Первая настройка проходит одинаково легко на обеих консолях — при желании можно воспользоваться приложением для смартфона, чтобы облегчить себе задачу. Если вы переносите на консоль нового поколения свой аккаунт с консоли предыдущего поколения, то синхронизация сейвов и перенос старых игр пройдут достаточно легко — обе консоли предлагают несколько удобных опций, как это осуществить. Конечно же, есть нюансы — например, одна из опций (облачная синхронизация сейвов) на Xbox Series X бесплатна. Когда вы выходите из игры на Xbox One, копия ваших сейвов автоматически сохраняется в облаке — просто благодаря тому, что вы залогинены в Xbox Live. И когда вы выйдете в сеть на Xbox Series X, сейвы синхронизируются автоматически. Платная подписка Gold для этого не потребуется. Все данные с Xbox One можно перенести на Xbox Series X и напрямую через опцию Network Transfer в настройках, если обе консоли подключены к одной Wi-Fi сети. Также можно скопировать все нужные данные с Xbox One на внешний жесткий диск (USB 3.0) и прямо с него и запускать потом игры прошлых поколений на Xbox Series X. А вот игры для самой Xbox Series X на нем хранить не получится — только на диске самой консоли или на официальной карте памяти на 1ТБ от Seagate (около 12.5 тыс. рублей).

У PlayStation 5 облачная синхронизация сейвов доступна только тем, кто оплачивает PS Plus. Но есть альтернатива на случай, если подписки у вас нет (или внезапно отключился интернет) — воспользоваться флешкой, чтобы скопировать вручную сейвы с PS4 и перенести на PS5. Все остальное, связанное с переносом, выглядит, как у Xbox Series X: можно сделать перенос и игр, и сейвов напрямую с PS4 на PS5 по Wi-Fi (Sony рекомендует соединить консоли кабелем), можно подключить внешний жесткий диск с играми для PS4. Как и в случае с Xbox Series X, внешний диск пригодится как склад для игр прошлого поколения (если вам вдруг по каким-то причинам хочется иметь все их под рукой и не качать заново). А вот игры для PS5 на нем хранить не удастся. Sony предусмотрела в консоли слот расширения, в который можно будет установить SSD новейшего стандарта PCI-E 4.0. Список совместимых накопителей пока не назван, но для ориентира можем взять Samsung 980 PRO (накопители этой компании одни из самых быстрых на рынке) — предварительная цена версии на 1 терабайт установлена в 19 тысяч рублей.

Sony отметила, что в случае с играми, у которых есть как версия для PS4, так и версия для PS5, вопрос с переносом сейва с более слабой платформы на более мощную оставлен на усмотрение разработчиков. Например, в Sackboy: A Big Adventure сейчас нет возможности импортировать в версию для PS5 сейвы от версии для PS4 (ее обещают добавить в ближайшее время с помощью патча), а в Spider-Man: Miles Morales — есть. У Microsoft мы пока не смогли найти игры для Xbox Series X без кросс-сейва — данные о сохранениях на Xbox One автоматически переносятся и в Assassin’s Creed: Valhalla, и в Watch Dogs: Legion.




Интерфейс одинаково неплох у обоих устройств и в основных функциях разбираешься достаточно легко. По функционалу различаются какие-то мелочи — скажем, на Xbox Series X можно делать только скриншоты игр, а на PS5 — еще и скриншоты интерфейса самой консоли, когда игра выключена. У Xbox Series X игры, оптимизированные под новое поколение, помечаются специальной иконкой X|S (также их можно отсортировать по фильтру). У PS5 иконок нет, но есть два способа (помимо поисковых фильтров) понять, что за версия игры перед вами. Во-первых, посмотреть в опциях — у игр с двумя версиями, как, например, Devil May Cry 5 Special Edition, Spider-Man: Miles Morales или Warthunder, будет пункт Game Version, и в нем будет отмечено, какая версия игры сейчас активна. Во-вторых, обратить внимание на формат названий под иконкой игры в меню — у игры для PS4 будет написано «PS4», а у игры для PS5 указания платформы не будет. При этом у многих кросс-платформенных игр есть дурацкая проблема — у части пользователей при установке одновременно скачиваются версии для PS4 и PS5, и по умолчанию запускается именно версия для PS4. Если не обратить на это внимание, можно случайно играть в версию для пастгена и удивляться, почему она не выглядит как проект нового поколения.



Microsoft попыталась было поэкспериментировать с опцией Quick Resume, которая могла бы стать одной из ключевых фишек ее экосистемы. В идеале все должно работать так: вы играете, решаете надолго отойти, выключаете консоль (даже не делая сейв!), после перерыва включаете, и ваша игра тут же автоматически разворачивается перед вами — прямо на том месте, где вы прервались. Более того, одновременно в памяти так можно держать до трех игр. В реальности все это работало с переменным успехом и полагаться на Quick Resume было нереально (например, у нас она постоянно отрубала звук в Yakuza: Like a Dragon и один раз «уронила» Watch Dogs: Legion). Жалоб было столько, что пока Quick Resume просто отключили для «оптимизированных» под платформу игр (это как свежие релизы, вроде Assassin’s Creed Valhalla или Yakuza: Like a Dragon, так и улучшенные под новую консоль хиты, от Gears 5 до Forza Horizon 4). Так что пока сама по себе опция — скорее минус, чем плюс.

Одним словом, если сравнивать консоли по тому, легко ли их настроить, насколько удобен интерфейс и просто ли перенести на них данные уже имеющегося аккаунта, то во всех этих пунктах они примерно одинаковы. Облачная синхронизация, залоченная у Sony за подпиской, конечно, печалит, но компания предлагает достаточно удобных альтернатив.

Если же вы ждете от консолей новых ощущений и новых впечатлений, того самого пресловутого «праздника», то все это, конечно, проще получить от PlayStation 5. Xbox Series X — машина мощная, но наводит скорее на мысли о бытовых приборах — надежных, производительных, неброских. PlayStation 5 сразу обращает на себя внимание за счет экзотического вида, а потом, когда уже начинаешь играть, — за счет инновационного геймпада с улучшенной тактильной отдачей (у Xbox Series X геймпад не предлагает какой-то сильно другой опыт по сравнению с геймпадом для Xbox One). Чтобы разом оценить всю палитру новшеств (разные схемы вибрации, адаптивные курки, 3D Audio и так далее), пригодится бесплатный предустановленный платформер Astro’s Playroom. Остальные эксклюзивы и свежие кроссплатформенные игры используют новые фишки выборочно (например, в Call of Duty Black Ops Cold War курки по-разному сопротивляются нажатию в зависимости от того, какое оружие выбирает игрок). Для ощущения праздника такой демонстрации с лихвой хватает.



В работе обе консоли тихие — особенно по сравнению с тем, как могла гудеть PS4. Xbox Series X так вообще почти не слышно, пока вы играете в цифровые копии игр. PS5 создает чуть более заметный по сравнению с Series X фоновый шум, который заметен, если сидеть вплотную к консоли в тихой комнате. Садишься на расстоянии нескольких метров, чтобы нормально видеть экран, включаешь игру — шелест практически не заметен.

Игры





В стартовых линейках обеих консолей на этот раз мало чистых эксклюзивов (игр, у которых нет версий для других платформ). У PlayStation 5 это платформер Astro’s Playroom, позволяющий полноценно оценить контроллер DualSense, который предустановлен по умолчанию, а также ремейк Demon’s Souls. Обе игры больше нигде не представлены (в отличие, например, от Spider-Man: Miles Morales и Sackboy: A Big Adventure, которые также есть на PS4). У Xbox Series X чистых эксклюзивов (без ПК-версий) нет в принципе, потому что Microsoft рассматривает Xbox и PC как единую экосистему. А доступный консольный эксклюзив пока один — отечественный шутер Enlisted, который также есть и на ПК, но не на PS5.

В остальном обе консоли решают вопрос «во что поиграть прямо сейчас» во многом за счет обратной совместимости. Напомним, что на PlayStation 5 есть поддержка обратной совместимости с большинством эксклюзивов и мультиплатформенных игр для PS4 (все ключевые хиты входят в их число). Игры для PS3 нельзя запустить ни с физического диска, ни если у вас на аккаунте сохранились цифровые версии для PS3 (но можно запустить их ремастеры для PS4). У Xbox Series X — «избирательная» совместимость с играми для консолей прошлого поколения. На деле это означает, что из игр для Xbox One запустить можно практически все, что не требует Kinect, а вот с Xbox 360 и оригинальной Xbox все действительно очень избирательно. Скажем, Resident Evil 5 для Xbox 360 отказалась ставиться с диска на Xbox Series X, но имеющиеся сейчас в цифровой библиотеке Game Pass Ultimate игры для Xbox 360 идут на консоли без проблем.

Кроме «просто» обратной совместимости есть еще апгрейды — часть старых игр пообещали дополнительно подновить (улучшить графику и производительность, поднять фреймрейт). Свежие кроссплатформенные релизы тоже получили такие улучшения. Некоторые апгрейды уже доступны — так, Microsoft предлагает бесплатный апгрейд для Gears 5, Assassin’s Creed Valhalla, Forza Horizon 4, Dirt 5 и Sea of Thieves, а на PlayStation 5 можно бесплатно проапгрейдить, например, Borderlands 4 и Spider-Man: Miles Morales, помимо «Вальхаллы». Некоторые обновления еще нужно подождать — например, по плану The Witcher 3 бесплатно подновят для PS5 только 10 декабря. Апгрейды по замыслу должны устанавливаться без проблем, и возникающие неполадки исправляют быстро (как, например, починили неработающую команду для импортирования сейвов от Borderlands 4 в апгрейженную Borderlands для PS5).



Другое дело, что в целом апгрейдов пока немного — и большинство игр по обратной совместимости идут как есть. Но от перехода на новое поколение многие из них все равно выиграли — например, если у игры изначально не было ограничения по максимальной частоте кадров (например, как у Sekiro), то на PS5 она идет со стабильно высоким фреймрейтом. Сократилось и время созерцания экранов загрузки в старых играх.

Для тех, кто хочет владеть сразу большой библиотекой игр, но не платить за каждую, и Sony, и Microsoft продвигают свои подписочные сервисы. Microsoft сейчас делает ставку на Xbox Game Pass Ultimate — подписку, которая рассчитана на тех, кто хотел бы покупать комплектом сразу две существующие подписки, Xbox Live Gold (нужна для игры по сети), и Xbox Game Pass (доступ к коллекции игр для консоли), и еще хочет доступ к коллекции PC-игр (ведь для компании и PC, и Xbox Series X|S — одна экосистема). Xbox Game Pass Ultimate на 12 месяцев в “М.Видео” сейчас стоит 10776 рублей (для сравнения отдельно Game Pass — 7188 рублей). В коллекции — больше 100 игр, а заодно — внушительная подборка игр EA, потому что подписка на сервис EA Play входит в стоимость. То есть, тут вам и главные серии Microsoft (коллекция Halo и Gears of War, Forza Horizon 4), и неплохая мультиплатформа, от относительно свежей до хитов прошлых лет(Wasteland 3, Star Wars Jedi: Fallen Order, Battlefield 1, The Outer Worlds).

Правда, один из козырей Xbox Game Pass Ultimate — возможность насладиться коллекцией игр не только на Xbox Series X, но и на PC, а на PC-игры в России существуют региональные цены. Учитывая, что у Microsoft сейчас политика обходиться без консольных эксклюзивов, то покупать Xbox Series X не так уж выгодно по сравнению с апгрейдом PC. Тем более, что игры из коллекции доступны, только пока остаются в коллекции — Microsoft может их убрать (так, например, произошло с GTA 5 и RDR 2), и тогда поиграть в них уже не получится.

У Sony — PS Plus (3299 рублей за 12 месяцев), который работает так же, как и на PS4. Каждый месяц подписчикам предлагают пару умеренно старых, а то и вовсе достаточно свежих игр для PS4 бесплатно — и в ноябре, например, еще и стали дополнительно предлагать Bugsnax (PS5), которая останется в сервисе до 4 января 2021 года, а в декабре сверх двух игр для PS4 будет доступна Worms Rumble (PS5 и PS4). Когда месяц заканчивается, игры остаются доступны тем подписчикам, которые успели предъявить на них права. Есть, конечно, условие — не переставать оплачивать PS Plus.



В комплекте с PS Plus на PS5 идет доступ к PS Plus Collection — бесплатному набору из 20 хитов, в числе которых — такие громкие проекты, как God of War, Bloodborne, The Last of Us, Persona 5, Uncharted 4, Final Fantasy XV. То есть, если вы вдруг пропустили эпоху PS4, а сейчас хотите быстро наверстать — вполне себе рабочий вариант. Но вот если активно играли на предыдущем поколении консолей Sony, то, возможно, большая часть PS Plus Collection у вас и так есть. Интересно, как Sony планирует развивать библиотеку дальше — если добавлять в нее по одной большой игре хотя бы раз в несколько месяцев, то со временем «вырастет» достойный конкурент Game Pass.

Технические возможности



Начинка у обеих консолей очень похожа. Основным поставщиком стала AMD, которая скомпоновала на огромном чипе 8-ядерный процессор Zen 2 и видеоядро на новейшей архитектуре RDNA2, поддерживающей в том числе модную нынче трассировку лучей. Версия чипа для Microsoft несколько мощнее — 12 терафлопс против 10,28 у PlayStation 5. Sony отвечает на это более быстрым SSD: если в Xbox Series X его скорость составляет 2,5/5 Гб в секунду (реальная скорость / скорость считывания сжатых данных), то на PS5 это уже 5,5/9 Гб в секунду (а с использованием алгоритма Oodle — и до 17 Гб/сек). Если сравнивать с ПК, то перед нами мощный игровой компьютер начала года с какой-нибудь GeForce 2080 Super на борту. А вот сборки с RTX 3070 и выше будут уже помощнее — но и цена на них в пару раз больше.

В рекламе консолей Sony и Microsoft напирали, что игры нового поколения будут поддерживать трассировку лучей, разрешение в 4К при 60 кадрах в секунду, а в некоторых случаях — и при всех 120-и. Реальность немного прозаичнее. Тесты Digital Foundry показывают, что «тяжелые» игры вроде Assassin’s Creed: Valhalla идут в 4К@60 fps только в динамическом разрешении — в некоторых сценах это честное 4К, а в других картинка реконструируется из, например, 1440p. Впрочем, современные алгоритмы апскейлинга настолько хороши, что в динамичных сценах разницу вы вряд ли заметите.



Не все идеально и с рейтрейсингом. Настройки трассировки лучей в Watch Dogs: Legion куда ниже, чем на топовых ПК, и даже с ними игра идет в 4К@30 fps. В том же 4K30 fps работает и новый «Человек-Паук». Выглядит игра впечатляюще — в небоскребах, по которым лазает Майлз, отражается огромный мегаполис, сам герой, его враги и случайные NPC. Но если вы захотите сыграть в 60 fps — то игра не только будет растягивать 4К из куда более низкого разрешения, но и полностью отключит RTX. Это, впрочем, предсказуемо: на ПК все эффекты трассировки лучей не «вывозит» даже RTX 3090 за 150 тысяч рублей, а возможности обеих консолей куда ниже. На наш взгляд, рейтрейсинг в нынешнем поколении все-таки останется в роли красивой игрушки, ну или будет применяться очень ограниченно, как сделали в последней Call of Duty — там RTX отрисовывает в разы более детальные тени, а отражения рендерятся более традиционными способами. Полноценное использование технологии мы увидим скорее в Pro-версиях консолей, если такие, конечно, появятся.

Возможность отдать приоритет качеству картинки или частоте кадров есть в большинстве игр — а порой режимов вообще больше двух. С одной стороны, это здорово, когда сам настраиваешь игру под свои предпочтения. С другой — с каждым поколением консоли потихоньку теряют свою суть «включил и играешь», заставляя тебя разбираться, чем хорош каждый режим. Плюс постоянно остается какое-то чувство неудовлетворенности. Выставил приоритет fps — и вроде как идет все плавно, но одновременно понимаешь, что ради этого пришлось пожертвовать красотой картинки.

Возвращаясь к тестам Digital Foundry, отметим еще один интересный факт. В мультиплатформенных играх «по бумагам» Series X должен работать лучше — все-таки производительность графики почти на 20% выше. В реальности все пока сложнее. В Assassin’s Creed Valhalla PlayStation 5 намного реже падает ниже целевых 60 fps, плюс на Series X падение частоты кадров еще и сопровождается заметными артефактами. В Dirt 5 частоты примерно равные, но картинка на PlayStation 5 куда детальнее. Series X немного вырывается вперед на 60 fps в Devil May Cry 5: Special Edition и Call of Duty: Black Ops Cold War (2020), но неожиданно отстает в режимах на 120 fps. Зато Series X поддерживает дисплеи с разрешением 1440p и технологию переменной частоты обновления (VRR) — если ваш телевизор с ней знаком, то просадки частоты кадров выглядят не так заметно. Sony уже пообещала добавить VRR в одном из следующих обновлений, но молчит насчет 1440p.



Пока нет четкого объяснения, почему более мощная Series X так часто остается позади. Дело может быть в особенностях архитектуры — хоть у графического ядра PlayStation 5 и меньше вычислительных блоков (36 против 52), они работают на более высокой частоте, что в определенных ситуациях может быть преимуществом (равно как и более быстрый доступ к данным на SSD). Не забываем, что обе консоли вышли совсем недавно, поэтому прошивка PlayStation 5 может быть просто более оптимизированной в том, что касается железа (прочих багов у консоли от Sony пока навалом). Наконец, издание The Verge со ссылкой на анонимные источники утверждает, что Microsoft просто слишком поздно прислала разработчикам обновленные девкиты, поэтому на качественную оптимизацию игр под Series X просто не хватило времени.

К вопросу производительности новых консолей будет интересно вернуться через полгода-год, чтобы понять, действительно ли Series X столкнулась с временными проблемами, или Sony удалось спроектировать консоль, которая, возможно, не так красива «на бумаге», но куда более сбалансирована и удобна для разработчиков.

Эту статью мы пишем в конце ноября 2020 года — не прошло еще и месяца с релиза Xbox Series X и PlayStation, и в крупных российских торговых сетях и специализированных магазинах обе консоли пребывают в статусе «ожидает поставки». Еще не выявлены все возможные огрехи первых партий, и как в Sony, так и в Microsoft продолжают работать над устранением уже найденных неполадок (в том числе с помощью апдейтов системного ПО). Исправлять надо много чего. Если в эпоху PS3 и Xbox 360 или даже PS4 и Xbox One существенных багов на старте не было, и игроки обсуждали исключительно подборки игр, то сейчас консольный гейминг по глючности почти догнал ПК-гейминг и «просто включить и начать играть» уже не не всегда выходит. Сугубо как машины, на которых более быстро работают игры предыдущего поколения, Xbox Series X и PlayStation 5 прямо сейчас сейчас не настолько различаются, чтобы одна была как-то сильно лучше другой. Sony лучше продает мечту о новом поколении игр, благодаря обновленному DualSense, но неясно, будут ли эти функции активно использоваться дальше. Одним словом, очень легко понять людей, которые решают поиграть на предыдущем поколении консолей еще полгода, а то год прежде, чем сделать окончательный выбор, — тут и вправду торопиться не стоит.


Авторы:

Андрей Александров
Наталья Одинцова

Обсудить