За что мы любим Dark Souls
По случаю юбилея оригинальной Dark Souls вспоминаем главные достоинства одной из самых важных игр современности
Десять лет назад, 22 cентября 2011 года, в Японии вышла самая первая Dark Souls. Ее высоко оценивали журналисты (средняя оценка PS3-версии на Metacritic составила 89 баллов из 100) и наперебой расхваливали рядовые геймеры, называя одной из самых хардкорных action-RPG в истории. Впрочем, высокая сложность — далеко не главная ее особенность. Юбилей — отличный повод вспомнить другие, куда более важные достоинства «Темных душ», благодаря которым игра завоевала сердца миллионов игроков.
Первую версию этого текста мы публиковали еще в мае 2018 года, когда вышла Dark Souls Remastered — улучшенная версия оригинальной Dark Souls, и за три года причины, по которым мы продолжаем любить Dark Souls, не изменились. Кроме того, у нас вы найдете подробный материал об истории From Software (и узнаете, как глава Sony Worldwide Studios оценил предшественницу Dark Souls, Demon's Souls), а также — подборку косплея по играм студии.
Атмосфера и продуманный сеттинг
На первый взгляд Dark Souls — типичная западная игра: со средневековыми замками, рыцарями, драконами и ожившими мертвецами. Все по-серьезному, никаких умильных монстров и девочек в школьных юбках. Японское происхождение Dark Souls дает о себе знать иначе: например, здесь есть отсылки к буддизму с его темой цикличности вселенной и перерождения человеческих душ.
Путешествуя по здешнему миру, быстро проникаешься его завораживающей и в то же время гнетущей атмосферой. Цель у игрока одна— заново зажечь пламя, которое вдохнет новую жизнь в гибнущую вселенную. Ему противостоят могущественные враги, но большинство из них — не злодеи, а просто жертвы обстоятельств. Даже победа оставляет неоднозначные эмоции: Dark Souls дает понять, что действия игрока мало на что влияют, поскольку цикл умирающей и возрождающейся вселенной будет продолжаться бесконечно.
Dark Souls радует проработанной предысторией, которую нужно собирать по крупицам — преимущественно из описаний многочисленных предметов. Тут легко почувствовать себя детективом, который пытается выстроить полноценную хронологию из обрывков сведений. Делать это, как ни странно, невероятно интересно, особенно когда осознаешь, что некоторые моменты можно интерпретировать по-разному. Сегодня на YouTube можно найти десяток каналов, посвященных исключительно теориям на тему мира Dark Souls. К слову, нашу собственную интерпретацию можно прочитать по ссылке.
Комплексный дизайн уровней
Дизайн мира и локаций в Dark Souls считается одним из лучших в игровой индустрии. Это не совсем открытый мир в привычном значении слова, как, например, в какой-нибудь Far Cry, а скорее паутина из многочисленных уровней, соединенных друг с другом. Игрок может свободно перемещаться между ними, причем часто на уровнях спрятаны потайные ходы, позволяющие срезать путь до точки назначения. К примеру, в одном из замков можно найти секретный лифт и на нем подняться в самое начало игры. Открывать для себя подобные лазейки — сплошное удовольствие: иногда сложно поверить, насколько грамотно локации связаны между собой. Детальную иллюстрацию того, как со стороны выглядит мир Dark Souls, можно найти здесь.
Dark Souls уважает интеллект игрока
Dark Souls не пытается опекать игрока: второстепенные персонажи дают лишь расплывчатые намеки, куда двигаться дальше. Более того, тут нет журнала квестов, мини-карты или большой стрелки, которая указывала бы путь. Именно поэтому игра воспринимается как настоящее приключение — возможность самостоятельно изучить необычный мир и открыть для себя его секреты. В 90-х таких RPG было довольно много, но сегодня подобные проекты — большая редкость.
Увлекательные сражения
Многие экшен-RPG наподобие «Ведьмака» или Skyrim на деле не отличаются по-настоящему интересными драками на мечах. В Dark Souls дела обстоят иначе. Тут нельзя расслабляться, даже если дерешься с наиболее слабыми противниками. Чтобы выжить, важно уметь уклоняться от вражеских выпадов, парировать щитом удары противника, блокировать атаки и при этом постоянно следить за показателем выносливости своего персонажа. Геймплей сильно меняется в зависимости от выбранной брони и оружия: у полуторного меча и фламберга совершенно разные комбо-приемы, о чем необходимо помнить. В сражениях Dark Souls есть глубина, которую сложно найти в других играх того же жанра.
Инновационный онлайн
Dark Souls, как и Demon's Souls, необычным образом смешивает одиночный режим и мультиплеер. Во время прохождения к игроку могут в самый неподходящий момент вторгнуться враждебные фантомы — персонажи других пользователей, которые открывают на него охоту. Но одним только PvP дело не ограничивается: присоединяться к чужой игре можно и из добрых побуждений. Например, чтобы помочь в сражении с боссом или злым фантомом. Даже верные адепты одиночного прохождения постоянно получают напоминания о других искателях приключений: на полу в Dark Souls разрешают оставлять сообщения (собирать их предлагается из готового списка слов и фраз), которые будут видны всем игрокам в их собственных мирах. Иногда такие записки полезны — например, предупреждают о врагах или секретном сокровище. Иногда же их оставляют ради троллинга: скажем, советы прыгнуть с обрыва ради якобы ценной награды.
Dark Souls часто попадает в различные списки лучших игр всех времен как по версии геймеров, так и по версии игровых критиков. Она давно обзавелась сиквелами, идейными наследниками и многочисленными подражателями. Если по какой-то причине вы еще не приобщились к ней, то Dark Souls Remastered — лучший способ наверстать упущенное. А для ветеранов серии ремастер — отличный повод лишний раз вернуться в любимый Лордран.