Забытые игры известных разработчиков
С чего начинали авторы Mass Effect, Grand Theft Auto, WarCraft и других популярных серий, которые сегодня знают все
Есть на свете компании, которые известны каждому фанату видеоигр. Rockstar, Bungie, Bethesda — все знают, кто это такие и чем они знамениты. Казалось бы, в истории этих компаний не может быть никаких сюрпризов. Но в портфолио даже самых популярных и успешных студий на самом деле хватает игр, о которых все давно забыли. Вот лишь несколько примеров.
Shattered Steel (BioWare, 1996)
BioWare в первую очередь ассоциируется у игроков с длинными ролевыми играми, но дебютным проектом канадской студии был симулятор боевого робота в стиле MechWarrior. События Shattered Steel происходят в далеком будущем, где человечество оказалось на грани исчезновения из-за разрушительных войн за ресурсы. Игрок в роли матерого пилота, управляющего огромным роботом, должен остановить внезапное вторжение загадочных пришельцев на родную планету.
Мехи в Shattered Steel называются «бегунами» — это огромные, но юркие машины, которые, в зависимости от модели, внешне напоминают людей или животных. Как и положено по законам жанра, оружие и экипировку «бегунов» в Shattered Steel можно кастомизировать. У боевой системы есть несколько интересных особенностей. Во-первых, врагам можно отстреливать определенные части «тела», что отражается на их боевой эффективности: например, робот со взорванной головой «ослепнет» и будет врезаться в здания. Во-вторых, в Shattered Steel можно деформировать ландшафт при помощи выстрелов и взрывов.
Несмотря на все достоинства игры, критики и игроки встретили ее прохладно, отметив, что на фоне более продвинутой MechWarrior 2 она выглядит простовато. С тех пор компания не возвращалась к теме боевых роботов уже более двух десятилетий.
Space Station Silicon Valley (Rockstar, 1998)
До того, как GTAстала явлением мирового масштаба, компания Rockstar North, известная в 90-х под названием DMA Design, разрабатывала игры для Nintendo 64. Среди ее проектов той эпохи отдельного внимания заслуживает совершенно безумный платформер Space Station Silicon Valley. По сюжету в 2001-м году человечество запустило гигантскую космическую станцию с животными на борту — она должна была стать своего рода зоопарком в космосе. Но сразу же после запуска футуристический ковчег куда-то бесследно исчез и о нем ничего не было слышно целую тысячу лет. В 3000-м году огромный зоопарк внезапно объявился и оказалось, что он стремительно движется в сторону Земли. Чтобы предотвратить катастрофу, к нему отправились двое героев — Дэн Дэнжер и его робот-напарник Иво. Во время посадки робот, к сожалению, разбился и от него остался только центральный чип. Кроме того, по прибытию выяснилось, что обитатели зоопарка за тысячу лет эволюционировали в странных биомеханических существ.
Игроку достается роль того самого чипа, который остался от Иво, отрастил ножки и получил возможность вселяться в животных и брать их под контроль. На каждом уровне есть множество видов зверей со своими уникальными особенностями: в Space Station Silicon Valley можно побывать в шкуре, например, лисы на колесах, бегемота на паровой тяге или поучаствовать в гонках моржей, оснащенных мощными гребными винтами. Другими словами, Silicon Valley — это сумасшедшая игра, которая заслуживает сиквела или ремастера хотя бы ради того, чтобы можно было взглянуть на всех этих фантасмагорических тварей в высоком разрешении.
Rock n'Roll Racing (Blizzard, 1993)
В первой половине 90-х на SNES и Mega Drive вышла гоночная аркада Rock n' Roll Racing, которую разработала студиия Silicon & Synapse, более известная сегодня как Blizzard Entertainment. На первый взгляд Rock n' Roll Racing напоминает Super Mario Kart, но разница в том, что игра сделана в изометрической проекции, геймплей в ней более агрессивный, а автомобили оснащены мощным оружием. Самой крутой особенностью Rock n' Roll Racing был и остается ее саундтрек: здесь играют 16-битные версии популярных рок-композиций вроде Paranoid Black Sabbath или Bad to the Bone Джорджа Торогуда. Интересно, кстати, что они появились в игре буквально в последний момент — изначально она разрабатывалась как продолжение другой игры, RPM Racing, и звуковая дорожка разработчиков заботила меньше всего. Но ближе к концу разработки Interplay, которая издавала Rock n’ Roll Racing, купила права на целую пачку популярных песен, вставила их в игру и велела переименовать проект.
Oni (Bungie, 2001)
В 2001-м году Bungie выпустила не только первую часть Halo, но и еще одну игру, которая, увы, со временем забылась. Oni — экшен от третьего лица, вдохновленный «Призраком в доспехах». События игры происходят в 2032-м году. Планета в этом мрачном будущем так загрязнена, что все страны объединились в одно огромное государство, чтобы вместе преодолеть возникший кризис. Молодой сверхдержавой управляет тоталитарное правительство, которое устраняет всех несогласных с помощью секретной полиции. Главная героиня Oni по прозвищу Коноко, собственно, и работает в этих силовых структурах, но в один прекрасный день узнает, что начальство скрывало важную информацию о ее прошлом.
В Oni большой выбор футуристических пушек, но особый упор сделан все же на ближний бой. По ходу игры героиня открывает новые мощные комбо-приемы, которые позволяют отправить в нокаут любого врага. Да и сами противники — мастера кулачного боя. Из-за этого схватки в игре получились очень напряженными, так что многие игроки жаловались на чрезмерную сложность. Кроме того, хотя в Oni не было открытого мира, уровни сделали достаточно большими, и их можно было свободно исследовать, а не топать по заранее заданному маршруту.
Whiplash (Crystal Dynamics, 2003)
Многие современные игроки знают Crystal Dynamics благодаря серии Legacy of Kain (кроме первого выпуска) и новой трилогии Tomb Raider (кроме последней части), но когда-то она разрабатывала совсем другие игры. Например, в начале 2003 компания выпустила экшен-платформер Whiplash, который было явно вдохновлен Ratchet & Clank и Jak & Daxter. В игре, скажем, тоже было 2 главных героя: хорек Спанкс и кролик Редмонд. Вместе они пытались бежать из лаборатории корпорации «Генрон», где проводились жестокие опыты над животными. Герои прикованы друг к другу цепью, но это даже удобно. Дело в том, что в результате экспериментов Редмонд стал неуязвимым, и Спанкс, которым и управляет игрок, использует напарника в качестве оружия, размахивая им, как боевым цепом. Также атаки можно временно усиливать огнем, электричеством, холодом и ядом, поджигая Редмонда, замораживая его и так далее.
Сбежать из мрачных подвалов «Генрона» — главная задача героев, но на пути к свободе они также должны освобождать других лабораторных животных и уничтожать имущество компании. Почти каждый объект на уровне можно сломать, чтобы сделать «Генрон» на пару тысяч долларов беднее. А если общая сумма ущерба достигнет $6 млн, откроется дополнительный контент.В общем, на Whiplash, как и на Space Station Silicon Valley, стоит обратить внимание хотя бы ради ее безумной концепции: сейчас таких отмороженных платформеров не делают.
Terminator: Future Shock (Bethesda, 1995)
Если спросить любого игрока, с чем у него ассоциируется название Bethesda, вы наверняка услышите в ответ: с длиннющими ролевыми играми от первого лица — чтобы море диалогов, куча способностей, заклинаний и тому подобного. Но в начале 90-х компания еще не успела найти «свой» формат. В те годы компания создавала и спортивные симуляторы, и гонки, и сомнительные игры по кинолицензиям, вроде «Один дома». Особые отношения у Bethesda были со вселенной «Терминатора». По этой лицензии компания выпустила сразу несколько игр, и самой удачной была Terminator: Future Shock.
На дворе стоял 1995 год, шутеры от первого лица называли в лучшем случае «клонами Doom», в худшем — просто «стрелялками». Большинство фанатов жанра еще не понимало, что на самом деле играет в двухмерные игры, которые маскируются под трехмерные, а героями управляли исключительно при помощи клавиатуры. На этом фоне полностью полигональная Future Shock, в которой, к тому же, использовалась революционная по тем временам штука под названием mouselook (то есть, управление камерой при помощи мыши), выглядела просто невероятно. Мало того — тут был сюжет, были конкретные задания (в каждой миссии — свои). Можно было зайти практически в каждое здание, а на некоторых уровнях появлялись автомобили, на которых разрешалось ездить, и даже захваченные роботы, на которых позволяли летать.
Правда, единодушного энтузиазма игра все же не вызвала — многие, например, ругали ее за отсутствие мультиплеера и за непривычное управление. Но даже самые ярые критики не могли отрицать достоинств Future Shock: атмосферности, разнообразия и отличной (для своего времени) графики.
Конечно многие (хоть и не все) «забытые» игры ныне популярных разработчиков стерлись из памяти не зря. Но иногда интересно бывает вспомнить былое и сравнить то, чем занимались главные деятели индустрии лет 20-30 назад с тем, что они делают сейчас — получается забавно.