Зачем Microsoft купила Activision Blizzard: мнение эксперта InvestGame
Григорий Бортник — о том, откуда взята стоимость в $68,7 млрд, как скандалы и провалы игр повлияли на стоимость акций издательства и почему для Sony пока ничего не меняется
18 января Microsoft объявила о покупке компании Activision Blizzard за рекордную сумму в $68,7 млрд. Однако сделку закроют только в конце финансового года — то есть в июне 2023 года, и то если антимонопольные службы ее одобрят (подробнее читайте здесь). Какие цели преследовала корпорация Сатьи Наделлы, приобретая издательство Бобби Котика, почему покупателем выступила именно Microsoft, а не кто-либо еще, как эта сделка скажется на индустрии развлечений и самих игроках? Для PLAYER ONE ситуацию прокомментировал главный редактор аналитической платформы InvestGame Григорий Бортник:
«Январь задал мощный темп на 2022 год. Мало кто мог предположить, что Take-Two Interactive приобретет мобильного разработчика Zynga. Да еще за $12 млрд. Тогда это казалось серьезной суммой, но сделка Microsoft с Activision Blizzard смогла с лёгкостью затмить её. Забавно, что сам анонс сделки опубликовали раньше срока — 14 января (дата до сих пор хранится в кэше Google), после чего в индустрии поползли слухи. И только 18 числа стороны рассказали обо всем официально.
Почему Activision Blizzard несмотря на то, что компания готовится объявить об очередных рекордных достижениях в 2021 году решила продаться Microsoft сейчас? Здесь можно отметить ряд факторов: во-первых, текущая стоимость акций компании, которая далека от пика и держится на среднем уровне. Во-вторых, скандал, связанный с внутренними проблемами Blizzard и давлением текущих акционеров на Бобби Котика. В 2021 году были слухи, что он перестанет быть управляющим компании и в целом продолжится процесс перестановок в топ-менеджменте Blizzard. Подобная перестройка — долгий процесс, который также может существенно повлиять не только на разработку текущих и новых проектов, но и на стоимость акций. В-третьих, переговоры по таким сделкам, особенно с такими суммами, ведутся не неделю и не две. Это был долгий процесс, результаты которого нам представили 18 января.
Если говорить про причины покупки, то тут хватает простора для фантазии, начиная с самой популярной темы метавселенных и их создания на основе разработки той же World of Warcraft, которая живет уже больше 17 лет. В индустрии не так много игр, которые прожили так долго. По сути, World of Warcraft уже стал почти своего рода Second Life, только в мире фэнтези. Поэтому опыт компании Blizzard тут здорово пригодится Microsoft.
Кроме того, может пригодиться и опыт создателей Call of Duty из Infinity Ward, Raven Software, Sledgehammer Games и Treyarch. Это тоже довольно большая экосистема, которая стала еще больше с выходом CoD Mobile в 2019 году. Мобильная версия увеличила количество ежемесячных активных пользователей Activision примерно на 80 млн. То же самое можно сказать и про Warzone, которая повысила спрос на серию. У бренда большая аудитория, которая при объединении с аудиторией Blizzard, а также способностями Microsoft и подпиской Game Pass, могут открыть доступ к более реальной метавселенной.
Из других вариантов — низкая вероятность того, что Activision Blizzard смогла бы существенно повысить стоимость акций самостоятельно. На ситуацию сильно повлияли и перенос Overwatch 2 и Diablo 4, и не самые впечатляющие продажи Call of Duty Vanguard, которые оказались ниже прогнозов (это признал сам Бобби Котик в интервью Дину Такахаши из VentureBeat, что вызвало недовольство среди сотрудников Blizzard), и неясность касательно сроков выхода очередного дополнения к World of Warcraft (обычно выходят раз в 2 года). А еще череда скандалов, которые преследуют компанию весь последний год. Также были слухи, что текущие акционеры Activision Blizzard могли повлиять на решение о продаже.
Если посмотреть на финансовые показатели Activision Blizzard, то будучи разработчиком и издателем в основном в сегменте премиум-игр, компания сильно зависит от проектов, которые распространяются по модели b2p (buy-to-play — модель, по которой пользователь получает доступ к игре после ее покупки — Прим. ред.). Тот же World of Warcraft сильно зависит от реакции аудитории как на текущее дополнение, так и на успешный запуск последующих.
Попытки избавиться от этой зависимости компания начала ещё в 2016-м с покупки King — разработчика серии мобильных f2p-игр (условно-бесплатных, с микротранзакциями — Прим. ред.) под названием Candy Crush. Затем состоялся успешный выход Call of Duty Mobile и Call of Duty Warzone, что помогло студии показать значительный рост в 2020-м после провального 2019-го и поддержать положительную динамику в 2021-м. Хотя в отношении Call of Duty Mobile нужно заметить, что Activision пришлось полагаться на экспертизу и помощь китайского интернет-гиганта Tencent, чтобы взломать нишу мобильных онлайн-шутеров и, соответственно, поделиться с ними выручкой.
Теперь поговорим о том, откуда взялась сумма в $68,7 млрд от Microsoft. Это стоимость всех акций компании на 14 января 2022 года с премией в 45% (премия на акцию — надбавка к номинальной цене — Прим. ред.), отчего сумма одной акции стала равна $95. Рынок положительно отреагировал на сделку — стоимость акции Activision Blizzard (ATVI) с момента анонса поднялась с $65 до $82. Высокая ли премия? Достаточно посмотреть на последние громкие сделки в игровой индустрии — в них средняя премия на одну акцию была равна примерно 40-50%. Переоценила ли Microsoft? Вряд ли, $68,7 млрд — адекватная цена, даже учитывая текущие мультипликаторы компании..
Были ли другие покупатели? Sony — точно нет. Хотя бы потому, что у японской компании свой особый путь развития — даже к запуску игр на PC она пришла не сразу (тем не менее рост количества источников доходов положительно влияет на выручку издательства). Sony покупает только те студии, которые выпускают успешные игры для экосистемы PlayStation. Да и сейчас у нее хватает активов. Другой вопрос, как компания справится с дефицитом консолей (как и Microsoft и Nintendo) и переносом игр, потому что все это имеет значение в долгосрочной перспективе. Если у Sony также появится своя подписка, как говорят в последнее время (речь идет о новом варианте подписки, который, по слухам, должен прийти на смену существующей PS Plus. — Прим. ред.), то тут надо будет смотреть на контентное наполнение, юнит-экономику и конкурентоспособность с Game Pass.
Если говорить про остальных участников, то у Apple вообще нет ярко выраженного игрового направления, как и в целом необходимой инфраструктуры. Meta? То же самое. Так что Microsoft оказался единственным идеальным вариантом.
Усматривать влияние Microsoft на снижение стоимости акций Activision Blizzard — тянет на конспирологию (пример с Nokia неуместен хотя бы потому, что основную роль здесь сыграл успех iPhone от Apple, после которого рынок серьезно изменился). Разве компания Сатьи Наделлы заставила Warcraft 3 Reforged отдать на аутсорс, перенести запуск Diablo 4 и Overwatch 2 и создать производственные проблемы на последующие пару-тройку лет? Разве Фил Спенсер повлиял на топ-менеджеров Blizzard и оказывал давление на сотрудников, отчего истории о дискриминации стали достоянием общественности и перешли в суд (отчасти, конечно, тут они могли поспособствовать, но только в этом)? Последнее дополнение Shadowlands для World of Warcraft получило меньше контента, чем любое другое расширение до этого, что говорит о творческом кризисе команды и производственных проблемах. Поэтому в текущей ситуации сложно винить кого-то со стороны.
Что получила Microsoft? Доступ к большому количеству крайне сильных IP (Intellectual Property — интеллектуальная собственность. — Прим. ред.), выход на мобильный рынок, где есть экспертиза у King, Activision (отчасти благодаря Tencent) и Blizzard (есть Hearthstone, а в первой половине 2022 года должна выйти Diablo Immortal в партнерстве с китайской NetEase), а еще целую коллекцию игр, которая, вероятно, попадет в подписку Game Pass (на текущие договоренности Activision с Sony сделка не повлияет, это подтвердил Фил Спенсер). Учитывая, что сервис объединяет не только аудиторию Xbox, но и PC, он станет еще более востребованным. После приобретения Bethesda и Activision Blizzard компания закрыла вопрос с контентом на годы вперед. Так что цифра в 25 млн подписчиков — далеко не предел для Microsoft.
Важно понимать: сегодня основная конкуренция ведется за время и внимание аудитории. Тот же Netflix, который пробует зайти на территорию игр, не раз признавал, что его ключевые конкуренты не только Amazon или HBO, но и такие компании как Activision Blizzard, Electronic Arts, Epic Games (создатели игры Fortnite). Разработчики находятся точно в такой же ситуации. Все крупные компании сейчас пытаются понять, как привлечь внимание аудитории и повысить время, которые те проводят в их продуктах. Масштабирование доступного контента и подписочная система в этом плане выглядит как хороший формат.
Насколько для Microsoft экономически выгоден Game Pass, сказать сложно хотя бы потому, что открытой информации о финансовых результатах Game Pass пока нет. Однако исходя из того, что Microsoft решается на подобные сделки, можно предположить, что Microsoft все устраивает. Тем не менее это та тема, по которой все еще ведется много дискуссий. Окупает ли подписка разработку множества студий? Сложно сказать — сама разработка видеоигр дорожает. Факторов, которые влияют на это, много: высокая конкуренция среди кадров, рост зарплат, сами игры становятся технологичнее, а на их создание требуется больше времени и сил. Тот же Starfield делают с 2015 года. The Elder Scrolls 6 закончат вообще неизвестно когда. И на все это нужно время и средства.
Для геймеров эта сделка практически ничего не значит. Хуже точно не станет, а вот лучше — да. Сделка и сотрудничество с Microsoft сможет изменить атмосферу в коллективе в лучшую сторону, повысить мораль команды и, вероятно, поможет возродить уже забытые серии. В целом инвестиционная активность в игровой индустрии показывает отличный рост: так за 3 квартала 2021-го было закрыто 667 сделок на общую сумму в $57,7 млрд против 457 сделок на сумму $22,7 млрд за аналогичный период в 2020-м. Если же говорить о целом годе, то мы как раз планируем в ближайшее время выпустить годовой отчет, который, я думаю, сможет всех удивить. Этот же год уже начался с двух очень важных для индустрии сделок, влияние которых на индустрию и на рынок мы сможем увидеть уже в ближайшее время. Я ожидаю, что будут ещё громкие анонсы, которые нас смогут удивить. Не будем забывать, что такие крупные стратеги, как Tencent, Sony, Electronic Arts, Embracer, Disney, Netflix, имеют все ресурсы и возможности для этого».