«Заклятие: По воле дьявола» — впечатления от фильма
Третья часть популярного хоррор-сериала, лишенная практически всего, что делало его интересным
Хоть PLAYER ONE и является сайтом, посвященным играм, мы с интересом следим за всем, что происходит в сфере развлечений и может повлиять на нашу с вами индустрию. Поэтому иногда на нашем сайте появляются обзоры фильмов – сегодня, например, это хоррор «Заклятие».
1981 год, Коннектикут. Группа напуганных людей во главе с демонологами Эдом и Лоррейн Уорренами пытается изгнать демона из восьмилетнего мальчика. Потусторонний агрессор покидать новое тело не желает, ситуация накаляется, но в конце концов экзорцисты добиваются своего. Правда, почти никто из них не знает, что демон не ушел совсем, а лишь сменил носителя. Известно это только Эду, но тот в конце экзорцизма теряет сознание и оказывается в больнице, где ему приходится делать операцию на сердце. Очнется он, конечно же, слишком поздно.
Киносериал «Заклятие» в последние годы занимал среди хорроров особое место. Его авторы предлагали зрителям особую разновидность ужаса — предсказуемую, но качественно сделанную и, как ни странно, довольно уютную. Здесь, например, людям противостояли могущественные враги, но, если мне не изменяет память, в первых двух фильмах не было даже ни одной жертвы. Кроме того, «Заклятие» стало ядром целой хоррор-вселенной. Одержимая кукла Аннабель, появившаяся в первой части, довольно скоро удостоилась собственной кинотрилогии; сняли отдельный фильм (увы, очень слабый) и про демоническую монахиню, которая фигурировала в «Заклятии 2». В общем, понятно, почему многие фанаты с нетерпением ждали третьей части основного сериала.
И тем обиднее признавать, что к третьему фильму «Заклятие» основательно сдулось. Еще на стадии производства создатели картины говорили, что вдохновлялись (внезапно) фильмом Дэвида Финчера «Семь». Попытка превратить фильм из простой истории об одержимости в паранормальный детектив тут действительно видна, вот только оба элемента — и сверхъестественный, и детективный — вышли в итоге недоделанными.
Хоррор на этот раз получился совсем уж не страшный (хотя на этот-то раз без жертв не обошлось), да и места для него осталось мало. Все, что ждет зрителей, — несколько кратких и чрезвычайно предсказуемых эпизодов, которые в подметки не годятся даже сцене с игрой в прятки, которая чуть ли не открывала первый фильм. Здесь и за финальной конфронтацией наблюдаешь, с трудом сдерживая зевоту.
Детективной же составляющей не хватает изобретательности, а все «расследование» — поездка на природу, визит в морг и задумчивое разглядывание карты окрестностей. В итоге авторы картины пытаются вывести зрителя на шокирующий твист, но шокирует в нем лишь то, насколько лениво все придумано. Можно было бы порассуждать еще об актерской игре, но играть Вере Фармиге, Патрику Уилсону и их коллегам особо нечего. Впрочем, и придраться тут не к чему.
В каком-то смысле проблемы третьего «Заклятия» закономерны, а чтобы это понять, достаточно немного знать про Эда и Лоррейн Уорренов, на «реальных историях» которых основаны все основные части сериала. Сами себя они называли специалистами по демонологии, но в реальности, конечно же, были мошенниками и балаболами. Это прекрасно видно в посвященной им книжке «Демонолог», написанной как раз в начале 80-х. Впечатления от нее очень интересно перекликаются с ощущениями от сериала «Заклятие». Если в начале, даже прекрасно понимая, что все изложенное — абсолютное вранье, еще испытываешь интерес и ожидаешь, что тебя хотя бы развлекут занятными байками, то к концу становится понятно, что герои — не только лгуны, но и не отличаются особой изобретательностью или последовательностью. Они на ходу выдумывают новые (нередко — очень противоречивые) правила, по которым якобы действуют демоны, вселяющиеся в людей, а древние потусторонние сущности в их изложении напоминают скорее мелких хулиганов, которые бьют посуду и двигают мебель, потому что им больше нечем заняться.
«По воле дьявола» в масштабах всего сериала — и есть вот этот неприятный момент осознания. Если первые две части были хотя бы сняты интересно и с фантазией, так что смотрелись с удовольствием, то третья — это просто комок внутренних противоречий и весьма незатейливая история со скучными хоррор-эпизодами, неловкой попыткой сыграть на поле другого жанра и унылым финалом. Очень жаль, потому что «Заклятие» оставалось чуть ли не единственным хоррором, создатели которого, опираясь исключительно на традиционные жанровые элементы, все еще умудрялись делать что-то интересное. Куда теперь податься тем, кто хочет посмотреть что-нибудь занятное про чертей, сказать сложно.