Жизнь до Halo: шутеры от первого лица на консолях
В какие FPS играли владельцы игровых приставок до появления Мастера Чифа
Halo: Combat Evolved вышла 20 лет и оказала серьезное влияние на реализацию управления при помощи геймпада в шутерах, на появившуюся в 2003 году Call of Duty и, как итог, на весь жанр — один из самых популярных во всем мире. Она в корне изменила восприятие FPS (first person shooters — шутеров от первого лица) на консолях.
Все это правда, но не надо думать, будто в 90-х мир не видел консольных шутеров, кроме вышедшего даже на фортепиано DOOM. Предтечи жанра в виде рельсового тира выходили еще на 8-битной NES — например, Mobile Suit Z Gundam: Hot Scramble 1986-го. В преддверии юбилея Мастера Чифа вспомним несколько ярких примеров того, как люди жили и играли в FPS на геймпадах до 2001 года.
16-битные шутеры
Геймпады MegaDrive и SNES не имели аналоговых стиков и удобных триггеров (напоминающих спусковые крючки) под указательными пальцами. А шутеры от первого лица изначально не поддерживали мышь, не позволяли перемещать взгляд по вертикали и не требовали точного прицеливания. Крестовина (d-pad) по сути ничем не отличалась от стрелок на клавиатуре, так что адаптировать управление для консолей было не так уж сложно. Поэтому первый DOOM за первые три-четыре года жизни вышел практически везде — включая Atari Jaguar, Sega 32x, SNES, а потом добрался и до Game Boy Advance.
В России по экономическим и правовым обстоятельствам 16-битная консоль Nintendo была зверем редким и дорогим, но на популярной в народе «Сеге» вышло несколько FPS, получивших культовый статус в узких кругах. И речь сейчас не о Star Cruiser и Corporation, портированных с PC-8800 и Amiga, а о полноценных эксклюзивах MegaDrive. Например, о Bloodshot — шутере 1994 года, также известном как Battle Frenzy.
За разработку отвечала британская студия Domark, известная играми о Джеймсе Бонде, издателем выступила Acclaim. По сюжету в 2049 году на Землю надвигается космический крейсер, управляемый злыми роботами и несущий на борту совершенно неприличное количество атомных бомб. Цель игрока — проникнуть на корабль и отключить всех терминаторов при помощи больших пушек.
Геймплей Bloodshot копировал DOOM, игра выглядела мрачно и серо, зато предлагала удобный локальный мультиплеер на одном разделенном экране — как кооператив, так и deathmatch. Многие геймеры 90-х наверняка видели хотя бы запоминающуюся обложку, но оценки западной прессы были сдержанными.
В том же 1994 году Accolade выпустила Zero Tolerance — пожалуй, главный консольный шутер от первого лица той эпохи. Его нетрудно было достать, о нем писали российские игровые журналы, а сейчас можно купить в Steam.
Снова будущее, снова космос, игрок проходит 40 уровней от орбитальной станции через штаб планетарной обороны до кишащего монстрами подземелья. На каждом уровне есть ведущий вниз лифт, в каждой из больших зон — босс, у игрока — пять спецназовцев на выбор, несколько гаджетов, вроде биосканера для обнаружения врагов. И возможность не только стрелять, но и драться врукопашную, если кончатся патроны.
Студия Technopop выжала из железа MegaDrive максимум. Локации, враги и оружие занимали на экране меньше половины пространства. Остальное было стилизовано под приборную панель и демонстрировало схему уровня и данные о персонаже и вооружении. Зато непосредственно игровая область радовала хорошей детализацией, богатой — для MegaDrive — палитрой и очень плавным горизонтальным скроллингом.
Критики были благосклонны, но главной ценностью Zero Tolerance называли консольную эксклюзивность и эталонное для MegaDrive техническое исполнение. Конкурировать с шутерами для ПК игра бы не смогла, получи она компьютерную версию в то время.
Волшебная палочка Nintendo 64
Nintendo 64 — cамая мощная консоль пятого поколения. Домашний ПК среднестатистической семьи 90-х ничего не мог противопоставить брутальной японской железке в плане обработки 3D-графики. Но помимо сырой мощи был у нее еще один уникальный козырь — аналоговый стик.
К тому времени шутеры от первого лица уже подружились с мышью и вертикальным перемещением камеры, стрелок на d-pad уже не хватало. Кто-то выкручивался при помощи бамперов L1 и R1, но именно аналоговый стик был важным подспорьем при создании новой версии культового шутера — DOOM 64, полноценной третьей части, продолжавшей сюжет DOOM II: Hell on Earth.
Помимо фантастически красивой для консолей того времени графики и отсутствия ПК-версии вплоть до 2020 года, DOOM 64 не мог предложить ничего принципиально нового. Куда важнее для нашей истории Turok: Dinosaur Hunter, изданный Acclaim по комикс-лицензии в 1997 году.
Игра о путешествующем во времени индейском воине Тал'Сете была анонсирована еще до выхода Nintendo 64 как эксклюзив, раскрывающий технический потенциал консоли и новые возможности управления. И графически игра действительно выглядела прекрасно. Эффекты, отражения, многополигональные модели — все это впечатляло.
Управление тоже хвалили, а вот характерные для игр Nintendo элементы метроидвании, снижающие привычный для знатоков DOOM темп, вызывали дискуссии. Но игра все же пришлась по душе владельцам консолей и не затерялась на ПК, куда была портирована спустя 8 месяцев. Turok получил два сиквела, спин-офф, версию для Game Boy Color и приквел, выпущенный уже на GameCube, PlayStation 2 и Xbox.
Но все это была еще только прелюдия к главному шутеру Nintendo 64, чья слава разошлась далеко за пределы консоли и не особо померкла в наши дни. Речь о GoldenEye 007 от студии Rare. Подробнее о шутере про Джеймса Бонда мы уже писали, тогда же упоминали ремейк для Nintendo Wii, PS3 и Xbox 360. Но на момент той публикации не случилось еще одно событие, подтверждающее культовый статус эксклюзивного консольного шутера среди энтузиастов.
Летом 2021 года пользователь Krollywood воссоздал все уровни GoldenEye 007 в редакторе карт Far Cry 5, сделав классическую игру доступной ПК-игрокам без эмуляторов и танцев с бубном. Увы, MGM такой широкий жест не оценила и прикрыла лавочку. Труд двух с половиной лет был удален с серверов Ubisoft, но остался на компьютере автора. Иногда он появляется в игре снова, но под другими названиями.
Rare создала для Nintendo 64 еще один эксклюзивный FPS на технологиях GoldenEye 007 — научно-фантастический Perfect Dark о спецагенте Джоанне Дарк, расследующей заговор инопланетян на Земле. Снискав признание публики, коммерческий успех и несколько наград в 2000 и 2001 годах, игра приглянулась Microsoft. Та выкупила Rare со всеми IP. Увы, вышедшая в 2005 году Perfect Dark Zero не была плохой игрой, но успех оригинала повторить не смогла — сказался уход из студии ряда ключевых сотрудников.
Серия отправилась в анабиоз, но в декабре 2020 года Microsoft анонсировала перезапуск франшизы, над которым работает студия The Initiative при поддержке Crystal Dynamics. Ждать выхода в ближайшие пару лет не стоит.
Эпоха PlayStation
Оригинальная PlayStation вышла немногим раньше N64, была не такой производительной, но тоже неплохо справлялась с 3D-графикой. Но ее стандартный геймпад не имел аналоговых стиков. Sony потребовалась еще пара лет, чтобы выпустить Dual Analog — контроллер с двумя стиками на теперь уже привычных местах. Там же, где и в DualSense сегодня. В комплекте с консолью новинка не поставлялась, а отдельно стоила ощутимо дороже обычного контроллера. Многие геймеры продолжали играть в шутеры при помощи крестовины, управляя камерой привычными уже L1 и R1.
Игры с ПК активно портировали на PlayStation. В гостиных играли в Command & Conquer, KKND2, проходили Diablo и WarCraft II, не спали ночами за Civilization II. Трехмерная полигональная графика в Dune 2000 была только на PlayStation. Управление крестовиной не смущало и не мешало — ни в стратегиях, ни в шутерах. А шутеров от первого лица на консоли хватало.
Codename: Tenka (он же Lifeforce Tenka) от Psygnosis не слишком впечатлила критиков и на ПК фурора не произвела. Зато владельцы PlayStation об игре знали точно — демоверсия была на диске, которым комплектовались некоторые ревизии консоли. Знали они и о PowerSlave — она же Exhumed, она же Seireki 1999 — ярком и атмосферном шутере про захват египетского Карнака мифической нечистью.
Многие геймеры познакомились с культовой Quake II именно благодаря PlayStation. Игра вполне неплохо управлялась «дедовским» сочетанием крестовины и бамперов и поддерживала deathmatch на разделенном экране. Веселое было время.
Поддержать рядового Райана
Но порты с ПК — это не так интересно и не так важно, как зарождение культовой, пусть ныне и угасшей, серии военных шутеров от первого лица именно на консоли Sony. Речь о вышедшей в 1999 году Medal of Honor, влияние которой на жанр в целом и конкретно на его презентацию на домашних приставках сложно переоценить.
История одного из самых известных FPS о Второй мировой войне началась с «игры по фильму». Вернее, с желания Стивена Спилберга поддержать блокбастер 1998 года «Спасти рядового Райана» другим популярным аудиовизуальным продуктом — и заодно привнести кинематографичность и режиссерское видение в игры.
У DreamWorks, которая занималась дистрибуцией фильма в США, уже была внутренняя игровая студия DreamWorks Interactive LLC. Она прославилась культовой The Neverhood и играми по фильмам «Солдатики» и «Парк Юрского периода». Опытная команда, популярнейшая игровая платформа и высадка в Нормандии оказали на игровую общественность такое влияние, что уши Medal of Honor еще долго торчали в том числе и из игр серии Call of Duty.
Это сегодня «День Д» давно утомил даже самых преданных фанатов сеттинга Второй мировой, но в 98-м показанная на киноэкранах атака на Омаха-Бич поразила весь мир. Задачей Спилберга было передать то же ощущение, которое вызвало начало фильма у зрителя, через игру, поместив геймера в самую мясорубку той операции.
Миссии на разных участках фронта, элементы стелса, кинематографичность, стройное повествование и какие-никакие зачатки интеллекта у врагов. Как минимум, они знали про укрытия не бросались на гранаты. Отличная игра для своего времени — и эксклюзив PlayStation, так и не вышедший на других платформах.
До релиза Halo: Combat Evolved оставалось еще два года.
Переходный период
В 2000-м на первой PlayStation вышла Medal of Honor: Underground, после чего серия полностью перешла под контроль EA вместе со студией-разработчиком. На этом эксклюзивность закончилась. Зато PlayStation 2, запущенная в том же году, почти на старте получила собственный шутер от первого лица. Он был создан специально под DualShock с двумя стиками, целиком и полностью ориентирован на управление геймпадом и на ПК так и не вышел.
Речь о TimeSplitters — культовом среди знатоков и адептов PlayStation 2 шутере от Free Radical Design. Разработчики — выходцы из Rare, работавшие над GoldenEye 007 и Perfect Dark. По сути, это и был костяк «той самой Rare», способной создавать крутые FPS для консолей, и покинувший ее, когда студия перешла под контроль Microsoft.
TimeSplitters отличал динамичный экшен, яркий дизайн, запоминающихся персонажей, удобное и гибко настраиваемое управление, возможность кооперативного прохождения для четверых игроков и перемещения во времени. Паззл сложился идеально, и игру до сих пор тепло вспоминают.
После двух сиквелов, вышедших на PS2, Xbox и GameCube, но все еще недоступных на ПК, Free Radical перешла под контроль Crytek, сделала неудачную Homefront: Revolution и разбрелась по разным компаниям. Пока в начале 2021 не собралась вновь под старым именем и под крылом Deep Silver. В мае издательство сообщило о разработке новой части TimeSplitters, но даты релиза нет даже приблизительной.
Разработчики FPS полностью освоили геймпад, Call of Duty и Battlefield прекрасно себя чувствуют на PlayStation и Xbox, некоторые игроки принципиально отказываются от мыши и клавиатуры даже на ПК . На портативной Nintendo Switch появился вездесущий DOOM, а однажды выйдет Metroid Prime 4 — гибрид «метроидвании» и шутера от первого лица, предшественницы которого прекрасно себя чувствовали еще на GameCube.
Вовсе не факт, что без находок Medal of Honor, Halo и Call of Duty ситуация была бы такой, какой мы ее видим сегодня. Только у прошлогодней Black Ops: Cold War свыше 70% продаж пришлись на PlayStation 4 и Xbox One — Жанр прекрасно себя чувствует на телевизорах в гостиных. И совсем скоро туда вернется и Мастер Чиф.