Оглавление

Мощнее некуда: Дайджест обзоров на GeForce RTX 4090

NVIDIA в очередной раз установила рекорд производительности, который долго будет недостижим для большинства домашних ПК

Свершилось: NVIDIA GeForce RTX 4090 поступила в продажу. Увы, но в России в этом году компания отменила PR-активности, и русские обзоры на карточку задержатся (в том числе — и на нашем сайте). Поэтому мы посмотрели и прочитали западные рецензии и собрали подборку интересной и полезной информации о потенциально самой быстрой видеокарте на ближайшие пару лет.

Средняя производительность



Сравнивать FPS с разных компьютеров и разных настроек — не самая лучшая идея, потому что могут влиять дополнительные факторы, поэтому мы сравнили прирост производительности между самой мощной видеокартой прошлого поколения GeForce RTX 3090 Ti и новым королем RTX 4090. Мы взяли данные из бенчмарков 8 крупных сайтов и YouTube-каналов и вычислили средний прирост производительности.



Как видите, RTX 4090 в среднем на 56% быстрее RTX 3090 Ti. Не двухкратный прирост, но NVIDIA сравнивала с обычной 3090, которая слабее Ti-версии на 10-20%.

Linus Tech Tips





Linus Tech Tips (LTT) выпустили один из самых сбалансированных обзоров на RTX 4090 FE, рассказав и о истории 90-ой серии видеокарт, и о производительности в играх и рабочих приложениях, и о проблемах, с которыми столкнутся покупатели этих видеокарт.

Как обычно, LTT сразу напоминает, что видеокарты x090 — это чрезвычайная роскошь. По словам самой NVIDIA, они пришли на замену серии Titan, при этом не обладают особым улучшенным функционалом вычислений с плавающей запятой и прочими фишками Titan, но денег за них просят столько же.



Однако если сравнивать RTX 4090 с RTX 3090 и RTX 3090 Ti, то прирост в производительности между поколениями впечатляет. У новой видеокарты на 50% больше ядер CUDA (блоков FP32, которые и занимаются графическими вычислениями) и каждое работает на частоте на 30% выше. Видеокарту тестировали на компьютере с новым процессором AMD Ryzen 9 7950X против рекомендаций NVIDIA (драйверы для обзоров еще сырые и не оптимизированы под только что вышедшие процессоры), поэтому LTT столкнулись с вылетами в играх и полной невозможностью протестировать DLSS 3.0.



Но даже без этого результаты впечатляют. В Cyberpunk 2077 игра показала невероятный прирост производительности в районе 220%, но после выхода видео оказалось, что в игре иногда ломаются пресеты качества изображения и случайно включился FSR 2.0, хотя визуально переключатель остался выключенным. После повторного тестирования отрыв от 3090 Ti оказался чуть менее убедительным — 169% без RT и без DLSS, 59% с RT Psycho и без DLSS и 62% с RT Psycho и DLSS.



Forza Horizon 5 показала типичный результат — прирост в районе 60% и очень большой прирост в минимальных фреймрейтах, что делает игровой процесс более плавным, без рывков. Это относится практически ко всем играм.



Для 3D-рендеринга, монтажа и другой работы, которая серьезно использует видеокарту, RTX 4090 оказалась еще более существенным апгрейдом. В два раза быстрее в Blender, ощутимо быстрее в DaVinci Resolve (сложно измерить, нужны большие проекты для более линейного масштабирования), Maya, Solidworks и т.д.

Отдельное внимание ведущий Энтони Янг уделил аппаратному энкодеру видеокодека AV1. Это общая фишка новых видеокарт от NVIDIA, AMD и Intel, но в RTX 4090 таких энкодеров два, а в предыдущих поколениях каждый энкодер мог кодировать два видеопотока одновременно. Может ли 4090 справится с 4 трансляциями в AV1 неизвестно, но полная поддержка нового высококачественного видеоформата, который уже поддерживают YouTube и Netflix и с которым экспериментирует Twitch — это очень хорошо, как и его поддержка всеми тремя производителями видеокарт.

Практически никто не говорит о минусах 40-серии GeForce RTX: нет поддержки PCIe Gen 5.0 и DisplayPort 2.0. NVIDIA утверждает, что нет необходимости в DisplayPort 2.0 и неанонсированной спецификации 2.1, потому что больше чем в 8К60 никто играть не будет. LTT парирует этот аргумент тем, что новые версии коннекторов поддерживают 4К с частотой обновления больше 120 Гц, что может стать очень актуально с учетом безумных фреймрейтов, которые способна рендерить RTX 4090, но не способна выдавать на экран.



Другой недостаток: PCIe Gen 5.0. В теории, это не проблема, но стоит вспомнить, что сейчас не только видеокарты пользуются полосами PCIe, но и USB, SSD и т.д. Логично предположить, что в системе с RTX 4090 может быть много быстрых устройств, которые будут сражаться за полосы PCIe, и было бы неплохо, если бы 4090 могла бы пользоваться x8 Gen 5, вместо x16 Gen 4, освобождая пропускную способность под другие устройства. Очень странное решение для премиального устройства с премиальным ценником.

Der8auer





Легендарный немецкий оверклокер Der8auer подошел к обзору с инженерной точки зрения, замеряя эффективность, энергопотребление и тестируя с разогнанным до стабильных 5,1 ГГц процессором Intel i9-12900KS.

Как и другие обозреватели, Der8auer пришел к выводу, что тестировать RTX 4090 в разрешении меньше 4К не имеет смысла, потому что почти все игры упираются или в скорость процессора, или в ограничение игрового движка.

Тестирование Der8auer показало, что RTX 4090 на 40-80% быстрее RTX 3090 Ti при одинаковом энергопотреблении — это интересное заявление, потому что на бумаге у них одинаковая TDP, но на деле RTX 4090 не поднимается выше 422 Вт. По PCIe карта потребляет почти ровно 10 Вт. Der8auer протестировал карту на разном энергопотреблении и выяснил, что пик ее эффективности приходится на 40%, а после 60% прирост производительности близок к результатам от разгона. По мнению Der8auer NVIDIA могла бы сделать гораздо более маленькую видеокарту, почти не потеряв в мощности.



При ограничении энергопотребления до 60%, карта стала тянуть «всего» 283 Вт, но производительность в PUBG упала только на 5%, а в Cyberpunk 2077 — на 2%. После этого карта стала практически бесшумной.



Der8auer также сделал предварительное тестирование DLSS 3.0. По его словам, новый алгоритм создает более четкое и резкое изображение, чем обычный TAA. Режим Quality удваивает производительность, Performance — увеличивает ее в 2,5 раза. Авор не смог найти существенных отличий между качеством изображения режимов Quality и Performance, но отметил странное дрожание бликов в воде и не самые убедительные объекты вдалеке. Der8auer тестировал в предрелизной копии A Plague Tale: Requiem, поэтому не исключено, что это это проблемы раннего билда игры или имплементации алгоритма в игру.

В целом, Der8auer отметил, что это самый большой скачок в производительности между поколениями видеокарт на его памяти.

Gamers Nexus





Стив из Gamers Nexus указал на несколько интересных черт, которые не встречались в материалах других обозревателей.

Во-первых, он отметил, что в комплекте идет переходник с четырех обычных 8-ми пиновых коннекторов питания PCIe на новый 12-ти пиновый коннектор PCIe 5.0 12VHPWR на 600 Вт. Однако для работы видеокарты надо лишь три кабеля питания PCIe, четвертый нужен лишь для разгона с повышением ограничения питания выше 100%. Новый коннектор идет с «умным контроллером», который передает видеокарте информацию о том, сколько питания она может получить по проводу.



Что интересно, Corsair выпустил довольно резкое опровержение этой информации, но Gamers Nexus в своем видео с глубоким разбором RTX 4090 FE выложила фрагмент из еще не выпущенного интервью с инженером NVIDIA, который прямым текстом говорит, что все верно, трех проводов PCIe должно хватить для корректной работы RTX 4090 FE.



Во-вторых, в Gamers Nexus высоко оценили обновленный дизайн карты Founders Edition от самой NVIDIA. Обычно карты от партнеров вроде MSI, ASUS, Palit и т.д. существенно превосходят базовый дизайн, но не в этот раз. Очень низкий шум и очень хорошее охлаждение, которые проверили не только встроенными сенсорами, но и отдельными электронными датчиками, которые Gamers Nexus вставили во все важные компоненты видеокарты, а радиатор одной из них распилили, чтобы увидеть как он сделан.

По производительности все соответствует замерам коллег: тестировать в 1080p и 1440p бесполезно, в 4К примерно на 70% быстрее RTX 3090 Ti в обычных играх и до 80% быстрее в играх с трассировкой лучей. DLSS 3.0 пока не тестировали, потому что реальных игр с ее поддержкой слишком мало.

GeForce RTX 4090 вышла довольно странной картой. Она дорогая, но для того, чтобы раскрыть хотя бы часть ее потенциала нужен не менее дорогой процессор, материнская плата и память. И даже новейшие комплектующие все равно зачастую оказываются ограничивающим фактором, кроме игр в духе Cyberpunk 2077. Это делает ее идеальной видеокартой для тестирования процессоров, но Intel и AMD еще придется подтянуть свои ЦП до уровня прогресса NVIDIA. На ближайшее время GeForce RTX 4090 останется самой мощной видеокартой NVIDIA, потому что она уже использует самую быструю версию памяти GDDR6X, а когда выйдет более быстрая — неизвестно. Intel, скорее всего, понадобится еще пара-тройка поколений, чтобы догнать NVIDIA, а вот AMD может выпустить настоящий сильный ответ с Radeon RX 7000 серии, но слухи говорят, что это маловероятно. Поэтому привыкайте: RTX 3090 Ti умерла, да здравствует RTX 4090!

Обсудить