Оглавление

Crusader Kings 3 — симулятор средневековой политики

Игра, в которой можно осуществить самые смелые фантазии на тему альтернативной истории

Освоиться в глобальной стратегии Crusader Kings 3 cтоит хотя бы ради историй, которые она позволяет рассказать. «Проклятые короли» Мориса Дрюона или цикл «Государи московские» Дмитрия Балашова — это, конечно, очень интересно, но вы пробовали сами взрастить династию властителей и вести ее к могуществу сквозь века, расчетливо выбирая, с кем играть свадьбу отпрыскам и как упрочить позиции рода в средневековом мире? Ход исторических событий в Crusader Kings может измениться самым причудливым образом — и не потому что сценаристы так захотели, а потому что вы лично преодолеете все преграды. Зависть и интриги вассалов, негодование церкви, нападки со стороны других властителей — всему этому есть место в серии, и третья часть обещает стать ее достойным продолжением. Чем фантастичнее ваши планы, тем грандиознее сложности, но есть шанс добиться своего — этим обещанием обрадовали нас создатели Crusader Kings 3 на интервью.



Третья часть приходит на смену Сrusader Kings 2 — игре, которой вот-вот исполнится восемь лет. Для глобальной стратегии от Paradox возраст — не препятствие: за прошедшие годы игру всячески дополняли. Хочешь быть язычником во времена Крестовых походов — вперед, хочешь от лица монгольских ханов завоевывать континент — тебе и карты в руки, хочешь вступать в монашеские ордена, шпионить за врагами или коллекционировать любовниц — DLC позволили сделать и это. Другое дело, что техническая основа игры постепенно устаревала и добавлять в геймплей различные надстройки становилось все сложнее. Crusader Kings 3 для разработчиков — это возможность собрать стратегию с нуля на обновленном движке, добавив происходящему и красоты, и удобства. А еще — улучшить популярные механики серии и сделать происходящее понятнее для новичков. «Не жертвуя при этом глубиной!» — сразу же уточняет глава разработки Crusader Kings 3 Хенрик Фореус.

Акцент на отыгрыше роли



В отличие от других глобальных стратегий, Crusader Kings 3 очень много внимания уделяет династии созданных вами правителей. Вы задаете склонности каждого монарха — эта опция впервые появилась в дополнении Way of Life для Crusader Kings 2, но в Crusader Kings 3 ее значительно расширят. Сперва вы выбираете один из пяти доступных образов жизни (Lifestyle), а затем уже внутри архетипа — одну из трех специализаций. К каждой прилагается целый набор навыков, который ваш герой будет осваивать постепенно. Спектр занятий велик — отыгрывать можно хоть прямолинейного воина, хоть прожженного торгаша, хоть дипломата, хоть глубоко набожного лидера. Если правитель решит посвятить жизнь религии, то откроет умения, которые упростят создание новых учений, а соблазнитель сможет заслужить навык, который позволит ему очаровать во имя политики кого угодно и что угодно.



Склонности лучше выбирать под стать характеру персонажа — одни правители от рождения жестоки, другие туповаты или, наоборот, крайне сообразительны. «В Crusader Kings 2 характер не имел значения, — говорит Александр Ольтнер, ведущий геймдизайнер Crusader Kings 3. — Игрок принимал решения сам и мог даже не обращать внимания на убеждения героя. Но в Crusader Kings 3 вам все же придется брать их в расчет». Для этого в игру ввели механику «стресса». Допустим, у вас очень добрый и сострадательный персонаж, но вы заставляете его принять решение о казни пленников, потому что вам кажется, что для государства так будет выгоднее. В таком случае ваш герой получает очки стресса. Последствия вы ощутите почти сразу, но сперва они будут не слишком драматичными. «Персонаж может попытаться сделать что-то, чтобы сбросить напряжение, — обьясняет Хенрик Фореус. — Например, начнет чаще прикладываться к бутылке. Но когда уровень стресса станет максимальным, герой впадет в безумие. Идея в том, чтобы вы тщательнее взвешивали последствия того или иного действия». Если правитель сошел с ума, пути назад нет, поясняют авторы. «В каких-то случаях вам удастся излечиться от надвигающегося безумия, но способов будет мало и они будут сложными», — уточняет Фореус.

Но что, если вам действительно хочется отыграть тирана? Выбрать подходящего героя — лишь полдела. Насколько вы застращали подданных, отследит показатель «запугивания» (Dread) — чем он выше, тем больше трепещут ваши вассалы, подозревая, что за малейшую оплошность вы отправите их на дыбу или казните (именно эти действия укрепляют ваш пугающий статус). Однако способность внушать ужас не передается по наследству. Ваш отпрыск, может, и унаследует от отца склонность к жестокости, однако подданные сначала не будут его бояться. Более того, не исключено, что они захотят отомстить ему за все проделки предыдущего тирана.



Дополнительный штрих к характерам героев — их изображения перестали быть статичными. Интриган будет потирать ладошки, благочестивый герой — закатывать глаза в молитве. А если вы выстроите череду браков так, чтобы герои передавали друг другу какое-нибудь особенности внешности — от роста до цвета волос — это станет фамильной чертой и тоже скажется на портретах.

Как и в реальности, у династии в Crusader Kings 3 может быть несколько побочных ветвей. Тем не менее, по словам разработчиков, на старте в игре не будет гражданских войн между разными домами одной и той же династии — в духе войны Алой и Белой розы.

Развивать систему вглубь



Византийская империя была устроена совершенно иначе, чем средневековая Франция, не говоря уже о Китае. «Западноевропейская феодальная система подходит Crusader Kings лучше всего, — говорит Хенрик Фореус. — Наши основные механики предполагают, что повелителю нужны вассалы, владеющие землей, и что эти вассалы, в свою очередь, очень влиятельны. Мы очень много думали, как в такой ситуации отразить имперские системы правления. Особенно сложно интегрировать тот же средневековый Китай, где император напрямую владеет всей территорией, и очень сильна власть чиновников». Китай можно было завоевывать в дополнении Jade Dragon для Crusader Kings 2, но в Crusader Kings 3 на старте его не будет — так же, как и торговых республик.



«Вообще, на мой взгляд, когда вы делаете уникальные системы правления для каждой территории на карте, то развиваете игру “вширь”, а наша цель — все же развить ее вглубь, — поясняет Фореус. — У нас будут три принципиально разные формы правления в Crusader Kings 3 — племенная, клановая и феодальная. Клановую систему использует большинство мусульманских наций в игре, а племенную — в Северной и Восточной Европе». Например, французский сеньор может потребовать от вассалов выполнить договоренность — предоставить столько-то войск, и те обязаны подчиниться. Но в клановой системе важно, насколько вассал уважает правителя — от этого и зависит, будут ли высланы войска и в каком количестве.



Куда значительней изменился подход к отображению религий. В Crusader Kings 2 была механика реформирования языческих верований. Теперь же игроки смогут создавать собственные варианты всех существующих религиозных учений (ереси), задавая постулаты, по которым будут жить верующие. Чем радикальнее ваши идеи по сравнению с постулатами предыдущей религии, которую исповедовал персонаж, тем выше цена за создание ереси — во-первых, нужно будет потратить больше «благочестия» (один из параметров правителя), во-вторых, преодолеть сопротивление бывших единоверцев, которые, возможно, захотят искоренить опасное инакомыслие огнем и мечом.

Добрее к новичкам



Сrusader Kings 2 — не самая простая игра в освоении. Она позволяет рассказывать замечательные истории, но один взгляд на карту и интерфейс — и легко потеряться во всех этих нагромождениях меню. В Crusader Kings 3 этот недостаток собираются исправить. Карта станет нагляднее — на ней будут отображаться даже самые маленькие владения (баронства). Выяснить, зачем нужна та или иная характеристика, станет проще — систему справок основательно интегрировали в меню. Наконец, сам интерфейс переработали и улучшили обучающий этап.

Историческая достоверность и фан



В Crusader Kings 2 можно хоть всю карту викингами завоевать — без модов, без каких-то уловок — хотя в реальности этого не произошло. Как разработчики решают, когда соблюдать историческую достоверность, а когда оставить игрокам свободу?



«Происходящее должно ощущаться достоверным для игрока, — говорит Хенрик Фореус. — Если вы добиваетесь результата постепенно, на протяжении нескольких столетий, то почему бы и нет? Возможно, история могла пойти и таким ходом. Историческая достоверность нужна для лучшего погружения, это важно, но у игроков должна быть возможность воплотить в жизнь собственные фантазии. Если мы оказываемся перед дилеммой — сделать исторически достоверно или же так, как будет веселее для геймплея, мы сделаем выбор в пользу геймплея».

Хотя Crusader Kings 3 выйдет только в 2020 году, внимание ее авторов к историческим деталям уже дало повод для скандала. Пообщавшись с одним из комьюнити-менеджеров новинки, журналист Rock Paper Shotgun заявил, что в игре не будет реально существовавшего клича крестоносцев Deus Vult («На то воля божья») — дескать, фразу убрали из-за нежелательной ассоциации с современными расистскими мемами. Оказалось, что это неправда — авторы Crusader Kings 3 ничего подобного не решали.

Легко представить Crusader Kings 3 как эдакую песочницу, в которой лишь пара столетий отделяют вас от мира, в котором все население молится Перуну. Но нет — чем необычнее фантазия, тем большее сопротивление вам потребуется преодолеть: войны, бунты, попытки заговоров и так далее. «Одна из основополагающих черт Crusader Kings 3 — свобода делать то, что хочется, — говорит Хенрик Фореус. — Однако мы заботимся о том, чтобы и трудности были под стать».

Обсудить