Оглавление

Dyson Sphere Program — космический киберкоммунизм

Китайская игра про гигантского робота, который превращает галактический кластер в огромный завод

Часто ли вы задумываетесь о том, какой путь прошла игровая индустрия за смешной срок в 30-40 лет? Из откровенно маргинального и технически дорогого развлечения для странных тинейджеров — до всемирного и бесконечного (во всяком случае, пока) праздника самовыражения, к которому присоединяются люди любых возрастов, всевозможных вероисповеданий, полов, гендеров и т.д.

Дело не только во взрывном росте аудиторий — за первую четверть XXI века игры стало удивительно легко делать. Если раньше требовалось хотя бы для приличия уметь программировать, то теперь даже это необязательно. Как следствие из этих двух фактов: игры давно обогнали порноиндустрию в знаменитом «правиле 34»: если что-то в принципе можно представить, то, скорее всего, кто-то уже сделал про это игру.

И речь сейчас даже не о всяких странных симуляторах-чего-угодно, про которые так любят делать подборки на развлекательных сайтах. Сегодня речь пойдет об одном вполне респектабельном, но весьма необычном поджанре экономических стратегий — о симуляторах строительства фабрик.



До недавнего времени чуть ли не единственной игрой в этом жанре была страшная на вид, но и страшно увлекательная Factorio, в которой одинокий космонавт строил вокруг себя гигантский завод, чтобы защититься от огромных хищных тварей и вернуться домой. Конвейерные ленты, всякие подъемники и манипуляторы, промышленная добыча угля и плавка металла — в Factorio все это называется развлечением. И вполне заслуженно: у игры внушительные продажи и десятки тысяч восторженных отзывов, стримеры делают на ней карьеры, а попытка «просто посмотреть» ее за 15 минут почти гарантированно превращается в многочасовой трип в мир пролетарского строительства (проверено на себе).

Что отдельно интересно: рецепт Factorio, кажется, универсален и производит одинаковый гипнотический эффект в руках самых разных разработчиков. Сперва появилась трехмерная Satisfactory, российская студия Luden.io делает игру про фабрику котов, ну а несколько недель назад, в конце января, китайская студия Youthcat Studio выпустила в ранний доступ игру Dyson Sphere Program и внезапно для всех сорвала банк — твиттер ломится от многочисленных признаний в любви от игроков и коллег по цеху, а продажи буквально за несколько недель перевалили за три сотни тысяч копий, ненадолго потеснив из недельных топов Steam даже Cyberpunk. Довольно неплохо для игры про стройку, на которую авторы еще недавно мечтали наскрести 10 тысяч долларов на Kickstarter.



Отчасти дело в том же «эффекте Factorio», который, видимо, воздействует на те же участки мозга, что и уход за огородом: конструктивная рутина невероятно затягивает. Но не только. Dyson Sphere Program — игра эпических масштабов, причем — с серьезным научным подтекстом. Сфера Дайсона — гипотетический объект, представляющий собой электростанцию, построенную вокруг звезды, — обсуждается в научных кругах не первый десяток лет, а впервые, по некоторым сведениям, был предложен еще Циолковским в конце позапрошлого века. И вот теперь китайские независимые разработчики предлагают нам построить такую штуку в отдельно взятом звездном кластере.

Если вы играли в Factorio или в Satisfactory, то базовый геймплей Dyson Sphere Program не вызовет у вас серьезных затруднений — разработчики на всякий случай бережно скопировали из Factorio даже основные кнопки быстрого доступа. Наш главный герой — робот-прораб, у которого внутри прячется стайка дронов-батраков. Они и выполняют всю грязную работу. Ее, конечно, будет много: сначала находим залежи железа и меди, перерабатываем их на магниты и всякие там катушки, из них, в свою очередь, делаем микросхемы, строим еще пару добывающих установок а заодно и принтер для более сложных деталей. Новые детали и материалы открывают доступ к новым исследованиям, которые открывают доступ к новым деталям и материалам, фабрика начинает разрастаться и…



Спустя каких-нибудь 5-10 часов игрок обнаруживает, что застроил всю планету и хищно поглядывает в сторону соседних. И правильно делает: пожалуй, главная особенность Dyson Sphere Program — в буквальном смысле космический размах. Когда ресурсов на «родной» планете начинает не хватать, можно исследовать соответствующие технологии, отправиться на соседнюю планету и начать добывать ресурсы там. А потом отвозить их на первую планету. Или на третью (четвертую, пятую). Переход между космическим и планетарным масштабом происходит бесшовно, дело быстро начинает идти на лад, и вот уже вся звездная система превращается в гигантскую фабрику, которая, в свою очередь, производит компоненты для титанической Сферы Дайсона. А когда и та будет построена, можно будет подумать о путешествии в глубины Вселенной на сверхсветовых скоростях и в итоге сигануть через гиперпространство прямо в черную дыру (не фигура речи).

Важным компонентом удовольствия от подобных игр является созерцание. Приятно смотреть, как работают всякие механизмы. От вида еще недавно цветущей планеты, превращенной в гигантскую дискотеку машин (все они движутся в сложном и гипнотическом ритме), захватывает дух. Даже Factorio, с ее довольно примитивной графикой, нешуточно впечатляла видами циклопического завода, работающего как единый механизм. И можно рассмотреть каждую его деталь, и каждую — как-нибудь улучшить, оптимизировать, нарастить масштабы производства… Так счетчик проведенных в игре часов быстро начинает показывать трехзначные числа. Dyson Sphere Program и здесь добавляет еще один уровень крутизны — помимо собственной фабрики, можно прокачивать и кибернетические способности героя-робота: взрастить армию дронов, обзавестись джетпаком и все такое.



Игра только-только вышла в ранний доступ и в текущем состоянии, конечно, подойдет не всем. Если вы еще не играли в игры подобных жанров (да даже если и играли), то поначалу можете растеряться от сумасшедших масштабов и сложной технической терминологии. На помощь рассчитывать не приходится: по достижении определенной стадии развития ИИ-помощник в целом подскажет, на что обратить внимание дальше, но вести игрока за руку и распутывать тонкости производства никто не будет. А запутаться есть в чем. Производственные цепочки усложняются стремительно и яростно, инвентарь быстро начинает ломиться от предметов с очень мелкими иконками и неочевидными названиями, — все это происходит буквально в первые же часы и, в общем, немного обескураживает. Видимо, предполагается, что пользователи воспримут размах игры как вызов и тут же бросятся все исследовать и строить. Многие и бросаются, но выдержат явно не все.

Тем не менее, в случае с подобными проектами терпеливо ждать окончания раннего доступа все же не стоит: та же Factorio провела в нем четыре с лишним года. За это время она, безусловно, стала комфортнее и дружелюбнее, но в том-то и дело, что комфорт и дружелюбие — не то, чего принято ожидать от игр про фабрики. Здесь ждут людей со страстью инженеров, фанатов покорения фронтиров, а также любителей оптимизации ради самой оптимизации. И любителей смотреть, как работают фантастические механизмы, конечно. Все это есть в Dyson Sphere Program уже сейчас, так что если вы принадлежите к одной из этих категорий игроков, то нет повода не купить эту игру. Впрочем, в этом случае вы, скорее всего, сделали это еще где-то полстатьи назад.

Обсудить