Оглавление

Время умирать? Первые впечатления от Elden Ring

Мы поиграли в закрытую бету новой игры авторов Dark Souls и готовы рассказать, что понравилось, а что — нет

Demon's Souls 2009 года, ставшая основоположницей всего жанра Souls-like, изначально задумывалась как «убийца» The Elder Scrolls 4. Но в процессе разработки геймдизайнер Хидэтака Миядзаки пришел к выводу, что нет смысла тягаться с Oblivion и делать похожую игру. С тех пор прошло более десяти лет: за это время Demon's Souls превратилась в культовую игру, а ее идейные наследницы Dark Souls, Bloodborne и Sekiro возвеличили FromSoftware до статуса одной из самых любимых в народе игровых компаний нашего времени. И вот спустя все эти годы и набравшись внушительного опыта, Миядзаки и его команда возвращаются к идее «убить» The Elder Scrolls. Их новая игра Elden Ring — та самая амбициозная RPG, которой в свое время должна была стать Demon's Souls.



Не буду ходить вокруг да около и начну с главного: да, Elden Ring вполне можно было назвать Dark Souls 4. Все же большая часть механик, а в придачу к ним еще и многие анимации героя и врагов напрямую и без изменений перекочевали в ER из «Темных душ». Но есть у новой игры и фундаментальные отличия, из-за которых, видимо, авторы решили не провоцировать фанатов-пуристов и называть ее Dark Souls 4. Ключевое — это, конечно же, наличие полноценного открытого мира. Причем после проведенных в бете Elden Ring выходных я понял — открытый мир настолько меняет восприятие знакомой формулы, что о новой игре Миядзаки следует говорить в двух совершенно разных контекстах: как о представительнице жанра Souls и как о RPG с открытым миром. И в зависимости от того, с какой именно стороны подойти к Elden Ring, она оставляет довольно разные первые впечатления.

Elden Ring как Souls-like





Одно из самых важных достоинств современных разработок FromSoftware — сильный дизайн уровней, который, как бы претенциозно это ни звучало, можно назвать эталонным в игровой индустрии. В той же Dark Souls геймер практически каждые несколько метров находит что-то интересное: какой-то секрет, оружие, опасного врага или, что куда важнее, тайный проход, ведущий в другую часть уровня или же позволяющий быстро вернуться в начало пути. Исследование в «Душах» никогда не бывает в тягость, потому что игры серии стараются постоянно чем-то удивлять, они уважают твое время и всячески избегают затянутых скитаний.



Elden Ring обзавелась большим открытым миром в стиле многих популярных ААА-релизов, поэтому (несколько ожидаемо) некоторые локации оказались не настолько скрупулезно проработанными, как в классических Souls. Такая все же у нового формата специфика. Нет, нельзя сказать, что те леса и равнины, которые мне удалось увидеть, получились прямо пустыми и без увлекательного контента, но они все равно не дотягивают до витиеватых лабиринтов прошлых игр FromSoftware. Тут, правда, важно отметить, что в бете доступна лишь начальная зона, поэтому вполне вероятно, что открытые пространства полной версии будут куда более комплексными, вертикальными и в целом более многогранными. К тому же, более типичные Souls-уровни в Elden Ring тоже присутствуют, просто, судя по всему, в меньшем объеме: в новой игре они называются «подземельями» (даже если речь не о каких-то катакомбах, а о крепостях). В конце ознакомительной версии была возможность посетить часть огромного замка Стормвейла, и это путешествие, без сомнений, оказалось самым ярким моментом бета-теста: дизайн крепости позволял пробраться внутрь сразу несколькими способами.



В техническом плане графику Elden Ring нельзя назвать выдающейся, особенно на фоне прошлогоднего ремейка Demon`s Souls для PS5. Тем не менее потрясающая работа художников это компенсирует


Возвращаясь к теме того, что «Души» всегда уважали время игрока, не могу не признать, что меня несколько смутило добавление крафта в Elden Ring. Вернее, вызывает вопросы не сам крафтинг предметов (можно делать много полезного, включая ядовитые или усыпляющие стрелы), а необходимость собирать повсюду разные растения и охотиться на диких животных. Подобные активности, привычные, скажем, для игр Ubisoft, часто воспринимаются как ненужное затягивание времени и нередко подвергаются критике.



Вообще если рассматривать Elden Ring именно через призму жанра Souls-like, то, пожалуй, наиболее неоднозначную реакцию вызывают манипуляции с фирменной сложностью игр FromSoftware. Сама по себе ER остается непростой: здесь практически каждый враг может за считанные секунды отправить тебя на тот свет, стоит зазеваться и не в тот момент нажать кнопку уклонения. Однако при этом Elden Ring куда охотнее протягивает геймерам руку помощи, чем ее предшественницы. Взять, к примеру, систему лечения. В ER фляга с багровыми слезами, местный Эстус, автоматически восстанавливает один потраченный заряд каждый раз, когда игрок побеждает крупную группу врагов (в DS3 подобного рода «перезарядки» были случайными и редкими, тогда как в новой игре они происходят почти после каждого сражения), в результате чего отдыхать у «костров» нужно реже. Кстати, «костры» тут носят название мест благодати и по-прежнему выполняют функцию чекпоинтов. Но помимо них появились также и особые статуи, возле которых тоже можно возрождаться. Причем статуи находятся обычно довольно близко к локациями с боссами, поэтому в случае смерти далеко бежать обратно не нужно.



Выживать проще еще и потому, что теперь прямо во время драки с боссом, а не до ее начала, можно с помощью особых предметов призывать союзных NPC-фантомов. Один из таких предметов даже позволяет вызвать сразу нескольких духов-союзников. Пусть они слабые, но все равно отвлекут босса на достаточный период времени, чтобы герой снял ему почти половину жизней или окончательно добил.



А еще, как это ни удивительно после Sekiro и Bloodborne, Elden Ring поощряет более пассивное поведение в бою. Прятаться за щитом в этой игре — даже более эффективная тактика, чем в Dark Souls, потому что теперь появился новый мощный контрудар, который можно использовать каждый раз, когда ты заблокировал вражеский выпад.



В общем, если судить чисто по сложности беты, получается странная ситуация. Для геймеров, совсем не подкованных в хардкорных приключениях, перечисленных поблажек, возможно, все равно окажется недостаточно, чтобы пройти самые суровые испытания Elden Ring. Зато ветеранам Souls новая игра может показаться простой из-за всего описанного выше (учитывайте, что тут есть еще и стелс, позволяющий до начала схватки устранить самого опасного бойца). То есть, возник потенциальный риск не угодить сразу двум группам геймеров, тогда как раньше за бортом оставалась только одна.



Ну и последний спорный момент Elden Ring, который стоит затронуть, — возвращение боевки «Темных душ». Не считая появления нормального прыжка и упомянутого контрудара, драки в ER мало чем отличаются от сражений Dark Souls 3. Это, разумеется, не самый критичный недостаток (а для кого-то скорее плюс), но все же сложно избежать легкого разочарования, что пока они выглядят шагом назад в сравнении с глубокой и увлекательной боевой системой Sekiro: Shadows Die Twice. С другой стороны, в ER хотя бы вернется разнообразие билдов персонажа, что не может не радовать.

Elden Ring как игра с открытым миром





Если не особо зацикливаться на Souls-корнях, большинство неоднозначных моментов Elden Ring отходят на задний план, и игра начинает быстро преображаться прямо на глазах. Например, те же сражения, унаследованные от Dark Souls, внезапно воспринимаются уже без малейшего намека на негатив. Как такое возможно? Да потому что по меркам именно игр с открытым миром боевая система Elden Ring — безупречная. Она гармонично держится на множестве механик и элементов геймплея: тут вам и шкала выносливости, и парирование выпадов, и уклонения, и контрудары, и многочисленные заклинания, и разнообразное оружие с богатым мувсетом. То есть, Elden Ring напоминает Skyrim после инсталляции пары десятков фанатских модов, улучшающих сражения. И это действительно круто.



Забыв на время про каноны Souls, также больше начинаешь ценить и открытый мир. Да, в плане дизайна не каждый его квадратный метр отполирован прямо до блеска, но исследовать стартовую зону Elden Ring оказалось все равно интереснее, чем 50 часов изучать мир того же «Ведьмака 3». Почему? Переворачивать каждый камень хочется, как минимум, ради действительно стоящего лута. Так, ER регулярно подкидывает интересную награду, будь то новый особый кинжал, мощное заклинание или ценный амулет. Двух практически одинаковых мечей, но с немного разными характеристиками, игра, скорее всего, не подсунет.



Кроме того, во время путешествий не дают еще заскучать и враги: звери, монстры и противники-люди существенно отличаются друг от друга набором атак и способностей, которые обязательно стоит запоминать, чтобы реже глазеть на надпись «YOU DIED». Причем иногда прямо в открытом мире можно встретить даже не рядовых врагов, а полноценных боссов и мини-боссов, в результате чего обычная прогулка в лес за грибами внезапно может закончиться адреналиновой битвой не на жизнь, а на смерть.



Радует и то, как в Elden Ring реализован «транспорт». Герою достается, пожалуй, один из наименее раздражающих скакунов в истории игр. Ездить верхом на призрачном коне Торренте — одно удовольствие, потому что управление животным реализовано максимально аркадно и отзывчиво. Нажал кнопку призыва, и Торрент тут же материализовался из ниоткуда, причем сразу под героем. А еще наезднику не нужно несколько секунд ждать выполнения каждой команды: жмешь влево, и Торрент тут же разворачивается в нужную сторону. Другими словами, управлять им настолько же комфортно, насколько самим персонажем. Чудо-коню даже доступен двойной прыжок!



Напоследок, обсуждая Elden Ring именно как игру с открытым миром, нельзя списывать со счетов тот факт, что любимый многими мультиплеер с вторжениями и кооперативом заиграет в данном формате новыми красками. С появлением стелса, открытых пространств и боссов, патрулирующих участки карты, и без того веселая игра в кошки-мышки с незнакомцами, проникнувшими в твой мир, станет в разы увлекательнее.



После бета-теста Elden Ring вырисовывается любопытная ситуация: пока что новая игра Хидэтаки Миядзаки выглядит целостно и интересно в первую очередь как RPG с открытым миром, а не как очередная Souls-like. Однако тут следует лишний раз акцентировать внимание на том, что это, опять же, первые впечатления после знакомства с небольшим куском куда более масштабного приключения.

До того, как я поиграл в Elden Ring, она была моей самой ожидаемой игрой 2022. Поменялось ли что-то теперь? Нет, ER все еще возглавляет список, даже несмотря на некоторые спорные моменты (и это учитывая, каким богатым на потенциальные хиты будет следующий год). Потому что одно понятно точно: какой бы игрой Elden Ring в итоге не оказалась, без сомнений, ее будет крайне интересно обсуждать еще долгие месяцы после выхода.

Релиз Elden Ring запланирован на 25 февраля для PC, консолей Xbox One, Xbox Series X/S, PlayStation 4 и PlayStation 5.


Ещё по теме:


Обсудить