Оглавление

Battletoads — жабий переполох

Отчасти спорное, но все же удачное возвращение боевых жаб в игровую индустрию

За десять с небольшим дней, прошедших со времени релиза новых Battletoads, ностальгирующие тридцатилетние подростки уже успели изрядно попинать игру за преданные идеалы их молодости. Больше всего досталось визуальному стилю, который и правда лишь отдаленно напоминает пиксельную игру с домашних приставок из 90-х, не говоря уже о брутальной версии с игровых автоматов.



Нам, тем не менее, кажется, что нынешние Battletoads — это довольно смелая, если не сказать — героическая попытка переосмыслить давно заброшенную серию игр. За прошедшие 25 лет слава боевых жаб превратилась в симулякр: все вроде бы помнят, что была такая крутая игра в 90-х, но мало кто может аргументированно описать, чем же она была крута. Большинство же в лучшем случае помнит, что жабы прикольно пучили глаза и отращивали гигантские конечности, а еще был тот зверский уровень на мотоциклах и… Что же еще? Кто это вообще такие — Зитц, Раш и Пимпл, чего им надо и что они не поделили с Темной Королевой (а также — кто это вообще такая?)?

Авторы ремейка пытаются ответить на все эти вопросы в рекордно короткие сроки — игру можно пройти за 3-4 часа, что вполне соответствует классическому хронометражу игр жанра beat 'em up. Разработчики следуют канонам не только в этом вопросе — если приглядеться, то окажется, что они постарались сохранить дух оригинальной игры во всем, в чем только было можно. Как и оригинальные игры, Battletoads состоит из боев в лучшем случае наполовину — остальное время занимают многочисленные мини-игры, включая легендарную поездку на мотоциклах. Почти все они бывают довольно зверскими даже на стандартном уровне сложности — спасают только многочисленные чекпоинты, но от зубовного скрежета не помогут даже они. Бои организованы буквально на четырех кнопках — три удара и рывок-уворот — и на практике этого набора хватает, чтобы устраивать довольно разнообразные разборки, особенно если играть с друзьями. Игрок-одиночка может произвольно переключаться между героями, но отличий между ними, если не считать разные анимации, не так уж много: жабы отличаются скоростью, уроном и запасом здоровья, но врагов в любом случае много и бьют они больно, так что переключаться между персонажами чаще приходится вынужденно, когда из очередной жабы выбьют дух. Еще у жаб есть характерные жабьи приемы: например, возможность притянуть врага языком или парализовать его плевком жевательной резинки, но большую часть времени можно обойтись и без этого, поэтому про фокусы с языком часто забываешь.




Визуальный стиль и сценарий получились самой экспериментальной составляющей новой игры и потому самой спорной. Авторы, впрочем, и здесь пытались действовать максимально взвешенно, вдохновляясь проверенными и актуальными ориентирами. Неожиданное появление у героев характера роднит Battletoads с перезапуском «Утиных историй», где похожая метаморфоза случилась с троицей племянников Дональда Дака. Стремительный, местами даже дерганый визуальный стиль заставляет вспоминать то те же «Утиные истории», то «Юных титанов», местами — «Рена и Стимпи». При написании шуток сценаристы, по всей видимости, вдохновлялись «Футурамой» и «Риком и Морти». Градус шуток варьируется от детских до неполиткорректных, местами — прямо кринжовых. Складывается ощущение, будто остроты для героев писали всей командой, стремясь уместить максимальное количество юмора на квадратную строчку диалогов. Герои шутят в каждом втором предложении, шутят как в последний раз, удачно и не очень, и диалоги — не единственный пример атмосферы хаоса и сумбура, творящегося в Battletoads.

Как уже было сказано выше, разработчикам пришлось отчаянно заполнять смысловые пустоты в мире «боевых жаб», пытаясь впихнуть в четыре часа то, на что у других компаний обычно уходят годы и миллионы. Игра оставляет довольно неловкое впечатление, будто в нее со всей силы старались упихнуть как можно больше всего. Героев не успевают толком представить, а они уже успевают покататься на мотоциклах, разгромить космический парк аттракционов, встретить старых врагов, помириться с ними и нажить новых, все это — в первые сорок минут. Жабы ведут себя так, будто мы с ними и не расставались, но их же не было 25 лет, и вернулись они совсем другими — и с порога отправились устраивать балаган. Игроку перед экраном в это время ничего не понятно — чувствуешь себя, будто пришел на чужую вечеринку посреди ночи и трезвый.




На это ощущение неловкости работает и графика. Богатая фантазия авторов сыграла с ними злую шутку — враги получились невероятно дикими (лужица розовых соплей, вооруженная гигантским молотком — самый банальный пример), они появляются на экране в невероятных количествах и разнообразных сочетаниях, а тут еще эти жабы то превращаются в отбойный молоток, то колотят врагов двухметровой рыбиной… В итоге временами вообще невозможно понять, что происходит на экране, а огрызаются противники, напомним, весьма и весьма больно. При этом практически после каждого боя следует довольно тоскливая пауза, пока герои перебегают на следующий экран — в эти минуты на заднем плане почти ничего не происходит, и игра как будто умирает, ломая собственный темп на ровном месте. Такие приемы были вполне характерны для игр в 90-е, но спустя четверть века с этим, казалось бы, можно хоть что-то сделать. Видимо, не в этот раз.

И все-таки хочется надеяться, что несмотря на противоречивую реакцию игроков и критиков, боссы Microsoft дадут разработчикам еще один шанс. Новая Battletoads проносится перед глазами сумасшедшим разноцветным пятном, не дает наскучить и заканчивается до того, как начинает по-настоящему раздражать. Возможно это не игра мечты, но чисто по гамбургскому счету авторы хорошо поработали: умудрились сохранить геймплейную формулу оригинала, и постарались придумать безликим прежде героям характеры и мотивацию. Среди очевидных недостатков игры нет ничего такого, чего нельзя было бы исправить в сиквеле. А с учетом того, извечные противники жаб, ниндзя-черепашки, уже много лет обитают в основном в мультфильмах, Battletoads имеют все шансы вновь стать самыми узнаваемыми придурковатыми мутантами в игровой индустрии.

Обсудить