Оглавление

Какой получилась Beholder 3

Тоталитарная трагикомедия о буднях понурого стукача

К третьей части у серии Beholder сменился разработчик – теперь это немецкая студия Paintbucket Games, которая, судя по списку игр на официальном сайте, специализируется на играх про зверства нацистов: даже симулятор огородника у них разворачивается в Германии между двумя мировыми войнами. Казалось бы, уж эти люди должны знать толк в настоящих антиутопиях, но как ни парадоксально, тоталитарный ад у немецких авторов получается гораздо менее зловещим, чем у российской студии, сделавшей первые две части Beholder.

Величайший Союз в 1989 году – полудохлая диктатура, вероятно, больше похожая на поздний ГДР, чем на СССР времен сталинских чисток. Абсурдные запреты (зеленые яблоки и синие галстуки, как и прежде, вне закона) соседствуют с относительно свободным волеизъявлением граждан – уже в первой трети игры по сюжету случается протестная акция местных гомосексуалов, участники которой отделываются крупными штрафами, но, кажется, — и только (хотя соответствующие отношения в стране вроде бы вне закона). В стране трудности с пенициллином, но при этом все граждане непременно живут в просторных меблированных трехкомнатных квартирах. Работает круглосуточное бесплатное метро, дефицитные товары всегда можно найти если не в ларьке (тоже круглосуточном), то у мутного спекулянта, который, особо не стесняясь, околачивается возле дома героев чуть не каждую ночь. Ну а что касается репрессий и доносов, то ими, судя по всему, на весь Величайший Союз занимается один человек – управдом Фрэнк Шварц, то есть – вы.



Структурно Beholder 3 скорее похожа на первую часть: будучи уволенным из Министерства, Шварц вынужденно переквалифицируется в управляющего. На это место его устраивает некто Мюллер, хамоватый мужчина в плаще и зловещей шляпе – он же по сюжету спас Фрэнка от тюрьмы и теперь заставляет Фрэнка выполнять за него всю грязную работу: следить за жильцами, обеспечивать раскрываемость и доносить на кого следует, параллельно поддерживая дом в минимально приемлемом состоянии. Последнее оказывается делом несложным: достаточно всего лишь чистить от накипи стиральную машину, заливать масло в котел да выкидывать мусор. В принципе, можно делать это от случая к случаю – жильцы будут проявлять недовольство, но далеко не сразу, а учитывая, что они еще и довольно часто сменяются, бытовые заботы практически перестают казаться таковыми. Ремонт у квартирантов делает неизвестно кто, по одному нажатию кнопки.

Все это позволяет сконцентрироваться на действительно важных делах: вкручивании скрытых камер в пожарную сигнализацию, составлении досье и доносов на жильцов, неофициальных обысках и подбросах улик. Жильцы довольно спокойно относятся к появлению у них дома запрещенных предметов, а за каждую деталь о постояльце, внесенную в специальное досье, Шварцу исправно и довольно обильно платят – не говоря уже об уликах, приводящих к аресту. В общем, работа непыльная. Неудивительно, что с какого-то момента Фрэнк Шварц устраивается еще и на работу в Министерство. Но и там постоянного ежедневного занятия у него нет, а заниматься он будет в основном выведыванием информации о коллегах с последующим неизбежным стукачеством. Многие аресты необходимы по сюжету, так что варианта не запятнать совесть нет с самого начала. Хотя в Beholder по-прежнему есть возможность творить ситуативное добро, сбор сведений обо всех, как минимум, остается ключевой статьей дохода. Beholder 3 – это история банального мерзавца, и отсутствие у главного героя возможности открыто противостоять системе не делает его поступки менее мерзкими.



При этом у Шварца нет никаких биологических потребностей, как нет тут и каких-то сложных головоломок. Beholder 3 – это не слишком сложная визуальная новелла с элементами квеста, в которой самой стрессовой механикой становится таймер у некоторых квестов и неоплаченные счета. Хотя есть еще довольно многочисленные баги и отдельные неприятности с геймдизайном – например, когда авторы текстов формулируют условия выполнения квестов максимально расплывчато, и приходится угадывать, что имелось в виду. Обычно это удается без особого труда, но подспудно слегка раздражает. А вот насчет необъяснимо затянутых и скучных диалогов есть мнение, что их сделали такими намеренно, – они производят такое же давящее впечатление, как и панельные серые глыбы домов в Величайшем Союзе.

Beholder 3 – по-своему затягивающая игра с интересной историей, но ей не хватает суровой мрачности оригинала. В сущности это откровенная трагикомедия, в которой даже фигура тоталитарного вождя, вроде бы призванная быть зловещей, предстает то в роли космонавта, то повара с рекламных плакатов. Она достаточно занятная, чтобы обратить на себя внимание поклонников «разговорного» жанра в играх, но все же достаточно мрачная – вернее даже сказать, тоскливая – чтобы ее можно было без оговорок рекомендовать в наши дни.

Обсудить